Связанные понятия
Депортация калмыков или Операция «Улусы» — форма политических репрессий по национальному признаку, операция НКВД, принудительная высылка из мест постоянного проживания этнических калмыков в 1943—1944 годах в районы Урала, Сибири и Средней Азии, признанная российским парламентом как акт геноцида (см. преамбулу и ст. 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»). 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, и им было разрешено вернуться на родину.
Астраханские татары (тат. Әстерхан татарлары) — территориальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Астраханской области. Татары являются третьей по величине этнической группой в области, составляя порядка 7% её населения (свыше 60 тыс чел. на 2010 год).
Буза́вы — донские калмыки-казаки, которые имеют некоторые, отличные от других этнических групп калмыков особенности культуры, свои танцы, песни, одежду, традиции и быт. Другие этнические группы калмыков на территории России — торгуты, дербеты, хошеуты, олёты, зюнгары и другие.
История Калмыкии - это история Республики Калмыкия, а также существовавших ранее на данной территории других государственных и административно-территориальных образований и иных человеческих общностей. История Калмыкии неразрывно связана с историей Юга России, Поволжья и историей калмыков.
Калмы́цкое ха́нство (калм. Хальмг хана улус), также Торгоу́тское ха́нство — государственное образование калмыков в XVII—XVIII веках в составе Русского царства и Российской империи.
Упоминания в литературе
Опыт пребывания под русской властью монгольских беженцев оказался не продолжительным. По мере восстановления Цинской власти в Синьцзяне в 1870-х гг. семьи знаменных войск возвращались на родину, а кроме того, бежали из русских станиц и новокрещеные казаки, так и не принятые русским казачеством в свое сообщество. Тем не менее, в Семиреченском казачестве, вероятно, осталось некоторое число бывших монгольских беженцев, и в середине 1890-х гг. среди этих казаков встречаются
калмыки , наряду с татарами и солонами, жившие преимущественно в станице Сарканской49. По данным переписи 1897 г. в Лепсинском уезде Семиреченской области 46 мужчин и 43 женщины православного вероисповедания указали в качестве родного языка монгольские языки, к той же категории отнеслись 28 человек в Верненском и 7 человек в Копальском уездах.
Задача определить происхождение и природу языков, на которых говорят все эти народы Кавказа и Сибири, далеко еще не может считаться выполненной. Некоторые дагестанские наречия были исследованы бароном Усларом (Ouslar). Единственная народность, грамматика которой была научно разработана настоящим языковедом, профессором санскрита Всеволодом Миллером, это – осетины. Относительно сибирских племен мы можем ждать серьезных исследований лишь в будущем. Определить происхождение всех этих народов чрезвычайно трудно; примером этой трудности могут служить, например башкиры и
калмыки . Первые – смешанное племя, финско-туранского происхождения; они известны были еще арабским писателям x столетия и позже итальянским путешественникам XIII и XIV вв., главным образом Плано Карпини. Калмыки пришли из Китая. Во времена Алексея Михайловича, т. е. в XVII в. число их было достаточно велико, чтобы угрожать русскому господству в восточных губерниях Европейской России. Начиная с этой эпохи большинство калмыков обратно перешло границу и вернулось на место своего прежнего пребывания, тогда как меньшинству открыта доселе возможность вести свои кочевья в степях Астраханской и отчасти Ставропольской губерний. Калмыки имеют свою особую организацию и буддийское духовенство – черты, общие с другим народом неизвестного происхождения – с сибирскими бурятами, имеющими независимое церковное устройство.
В прежние времена Кумыкская плоскость, шамхальство Тарковское и вся Чеченская равнина были подвержены частым и опустошительным наездам
калмыков . Горцы не смели приближаться к равнинам, и в отраслях Салатавских, Ауховских и Чеченских гор могли жить на походной ноге одни лишь смельчаки, которые с появлением неприятеля скрывались в близлежащие леса. Были ли эти неприятели действительно калмыки или нет, не передано нам никаких фактических подтверждений, кроме изустных преданий. Вероятно, калмыками называют туземцы все те племена, проходившие чрез Дагестан, о которых было говорено выше. Кроме них, некому было оставить в народе подобную о себе память; ибо экспедиция русских в исходе XVI столетия в шамхальские владения, предпринятая под руководством терских воевод [21], была слишком кратковременная и не могла оставить столько воспоминаний, сколько общий голос приписывает их калмыкам. Впрочем, действительные калмыки двинулись из Джунгарии на берега Волги в конце XVII столетия, и хотя большая часть из них, в царствование императрицы Екатерины Великой, бежала обратно в прежнюю свою отчизну, но остатки калмыков придвинулись к Кавказу, и толпы их часто принимали участие в походах против шамхальства, а иногда одни самовольно ходили в набеги против горцев.
Тенденция видеть в развитии и в природе казачества влияние разнообразных этноисторических факторов будет сохраняться в литературе, посвященной донскому казачеству, на протяжении всей второй половины XIX – начала XX в. Так, например, в одном из последних военно-статистических описаний донского казачества дореволюционного периода, составленном подполковником Генерального штаба В.В. Лобачевским под грифом «Не подлежит оглашению» (1908), утверждается, что «в наиболее чистом виде великорусский тип сохранился в двух северных округах – Хоперском и Усть-Медведицком, где кроме более чистого великорусского наречия у казачьего населения преобладают и наружные особенности великорусского типа – русые волосы и светлые глаза. В остальных округах в типе казаков заметно влияние малорусского и азиатского племен, сказывающееся в том, что здесь преобладают субъекты с черными или карими глазами и с темною окраскою волос. У казаков же, расселенных по Дону (особенно по левому его берегу) ниже станицы Качалинской, благодаря соседству с
калмыками , нередко можно встретить и отличительные черты монгольского типа: широкий, приплюснутый нос и выдающиеся скулы на круглом лице». Другие авторы вообще предпочитали говорить о доминировании великорусского типа, его отдельных характерных черт, в первую очередь языка, в обобщенном образе донского казака. И только некоторые из них в попытках определить этносоциальную природу донского казачества использовали понятие «народность». В.В. Лобачевский писал: «…какого бы в прошлом ни был происхождения донской казак, он, хотя и говорит на великорусском наречии, считает себя принадлежащим к особой, отличной и от великоруссов и от малоруссов народности»72.
В 1741–1742 гг. возобновилось наступление джунгар на казахские жузы. Джунгары продвинулись до р. Орь, но, не получив поддержки у волжских
калмыков , по требованию русского правительства отошли на свои исконные земли. Казахи Младшего и Среднего жузов сконцентрировались вдоль линий русских укреплений. 5 марта 1741 г. указом Правительствующего Сената было разрешено в период опасности впускать в крепости казахское население в случае нападения джунгар. В 1742 г. для урегулирования отношений в Джунгарию был направлен Г. Ф. Миллер. Поездка оказалась успешной, ему удалось нейтрализовать натиск джунгар на казахские земли в верховьях Черного Иртыша и в районе Колывано-Воскресенских заводов и освободить из плена султана Аблая, заверив джунгарского хунтайджи Галдан-Церена, «чтоб оной хан верным подданным е.и.в. киргиз-кайсакам впредь никакого утеснения и разорения б не причинял и чтоб их оставил во всяком покое и войско бы свое впредь для разорения их не присылал»[40].
Связанные понятия (продолжение)
Зайсанг — светский монгольский феодал в период, начиная со средних веков и кончая первой третью XX века.
Калмыцкий язык (самоназвание — хальмг келн, ) — национальный язык калмыков, живущих на юге европейской части России (Республика Калмыкия), часть монгольской языковой семьи. Чаще всего рассматривается как отдельный язык от ойратского языка Западного Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Кукунор) и Западной Монголии (Кобдоский и Убсунурский аймаки).
Туркмены (ставропольские туркмены, самоназвание — туркмен) — этнографическая группа туркмен численностью свыше 15 тыс. человек (2010 г., перепись), проживающая на северо-востоке Ставропольского края (Туркменский и север Нефтекумского района). Предки трухмен переселились в конце XVII — начале XVIII века с полуострова Мангышлак, отделившись от туркменских племён чоудор, игдыр и союнаджи (в другой транскрипции эгдыровский, чавдуровский и сайнаджиевский). Это родовое деление сохранялось у ставропольских...
Подробнее: Трухмены
История калмыков — история части западных монголов (ойратов), мигрировавших из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий, где они сформировались в отдельный этнос, за которым закрепилось название — «калмыки».
Буря́ты (самоназвание — буряад, буряад зон, буряадууд) — монгольский народ, говорящий на бурятском языке. Наиболее северный монгольский народ.
Джунгарское ханство (в старорусских источниках также Зюнгарское ханство; старомонг. ᠋᠋᠋ᠵᠡᠭᠦᠨ ᠭᠠᠷ ᠤᠨ ᠬᠠᠭᠠᠨᠲᠣ ᠣᠯᠣᠰ; jegün γar-un qaγan-tu ulus, калм. Зүн Һарин хаана улс; монг. Зүүнгарын хаант улс; также калм. Дөрвөн өөрд улс — «Государство Четырёх Ойратов», калм. Догшин Зүңһара Нутуг — «Грозный (Свирепый, Бешеный) Зюнгарский Нутук (государство)») — ойрат-монгольское государство, существовавшее в XVII—XVIII веках на территории, которая в настоящее время относится к Казахстану, Киргизии, Китаю, России...
Нойон (монг. ноён, тув. ноян, калм. нойон, бур. нойон, якут. тойон, алеут. тойон, тлингит. тойон — господин, князь) — правитель в Монголии в период начиная со средних веков и заканчивая первой четвертью XX века.
Малоро́ссы (малоро́сы, малору́сы, малороссийцы, малороссияне, малороссийский народ; также нем. Kleinrussen, англ. Little Russians и другие) — понятие, использовавшееся ещё в Византии для обозначения жителей Малороссии (греч. Μικρὰ Ῥωσία), юго-западной группы восточных славян, проживающих на территории современной Украины, Белоруссии и Польши.
Стани́ца — административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлка).
История Казахстана — события на территории современного Казахстана с начала расселения там людей .
Тептяри (типтяри, башк. типтәр, тат. tiptər, типтәр) — социальная группа, известная в Башкортостане с XVII века. Часть исследователей рассматривают тептярей как сословие (А. З. Асфандияров, Р. Н. Рахимов), а часть как этносословную группу (Р. Г. Кузеев, Д. М. Исхаков). В разное время термин имел разные значения. Вопрос о происхождении и формировании данной этногруппы на сегодняшний день является дискуссионным.
Сиби́рское ха́нство (Сибирское царство, Сибирский юрт) — тюркское феодальное государство в Западной Сибири, образовавшееся в конце XV века в результате распада Золотой Орды. Сибирское ханство граничило с Пермской землёй, Ногайской Ордой, Казахским ханством и телеутами. На севере оно достигало низовьев Оби, а на востоке соседствовало с Пегой Ордой.
Терски́й город , Терка́, Терки́ (изнач. Тюменский острог, в финале существования Терский редут, иногда в поздн. источн. Терско́й город, Терек) — русское поселение-крепость (острог → город → редут) на Северном Кавказе в XVI—XVIII веках. Первоначально было возведено в устье Сунжи, несколько раз сносилось, восстанавливалось и переносилось. Как город сформировалось в дельте Терека на исчезнувшей ныне речке Тюменке — территория, соответствующая современному северо-восточному Дагестану (Кизлярский район...
Туркменская степь (также Туркменсахра; дословно — «туркменское пространство»: перс. ترکمنصحرا — сэхра-и торкман; туркм. Türkmensähra) — историко-географическая область в северо-восточной части Исламской Республики Иран, на границе с Туркменистаном. Среднегодовое количество осадков — 150 мм.
Букеевская Орда (или Внутренняя Орда) — вассальное казахское ханство в составе Российской империи, существовавшее в 1801—1845 в междуречье Урала и Волги. Было создано в 1801 году пятью тысячами семей, переселившимися из Младшего жуза. Административно входило в Астраханскую губернию.
Донской край в древнее время входил в пределы местности, называвшейся сначала у греков Скифией (или Скитией); у римлян Сцитией, нередко Танаисом (по реке Танаису, нынешнему Дону); у римских историков І века — Сарматией; у днепровских руссов — Хазарией; у арабов — Казарией и Газарией; у Константина Багрянородного (X век нашей эры) — южное Подонье (до Кавказа названо Казахией).
Подробнее: История Ростовской области
Кадомские татары (кадомские служилые татары) — этносословная группа в составе татарского народа, проживавшая в г. Кадом и прилегающей к нему территории (в наст. время северо-восток Рязанской и юго-запад Нижегородской областей). По всей видимости группа сформировалась на основе ордынского населения территории, вошедшей в состав расширяющегося Российского государства. В XV—XVIII вв. относились к служилому сословию. Ни территориально, ни административно не имели отношения к соседнему Касимовском ханству...
По́ловцы , половча́не; самоназвание — кыпча́ки (қыпчақ), позднее тата́ры (татар); в европейских и византийских источниках — кума́ны (лат. cumani, comani, греч. kομάνοι), позднее тата́ры (греч. τάταροι) — кочевой тюркский народ.
Шаңышқылы — древнее кочевое племя в составе Старшего жуза казахов. В литературе может упоминаться как «шанышклы», «шанышкылы», «шаншыклы», реже — «чанышкылы», «чанышклы», «санчкылы» и «чаншклы».
Подробнее: Шанышкылы
Мухаджирство на Северном Кавказе — мухаджирство значительной части мусульманского населения Северного Кавказа в Османскую империю. Особенно массовый характер приняло в последние годы Кавказской войны (1817—1864) и сразу после её окончания. В этот период — с 1858 по 1865 годы — выехало около полумиллиона человек. Однако факты переселений имели место и до 1858 года, и после 1865 — вплоть до Первой мировой войны (1914—1918). Оценка общего числа переселенцев сегодня является предметом дискуссий среди...
Дючеры или дучеры — русское название народа, жившего в XVII веке на берегах Амура, приблизительно от устья Зеи до устья Уссури, и несколько ниже по течению.
Русские памятники XI—IX тысячелетий до нашей эры, найденные у станции Сероглазово Астраханской области дали название сероглазовской культуре (Кугат IV, Кулагайси, Каир-Шак 1, Каир-Шак III,Тентек-Сор, Же-Калган). Неолитические стоянки обнаружены в междуречье Волги и Урала, в Рынь-песках, в районе Досанга, Сероглазова, Караузека. К эпохе энеолита в Астраханской области относятся стоянки прикаспийской культуры — Кок-Мурун, Шошак III,Тау-Тюбе Западная, Караузек, Кошалак. В среднем бронзовом веке...
Подробнее: История Астраханской области
Пермские (Бардымские) башкиры — этническая группа башкир, проживающая на территории Пермского края. Являются одним из автохтонных народов региона.
Забайкальский край образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
Подробнее: История Забайкальского края
Шугнан (Шигнан, иногда Верхний Вахан; шугн. Xuɣ̆nůn, тадж. Шуғнон, перс. شغنان) — историческая область в юго-западном Памире, расположенная в бассейне реки Гунт и левого притока его реки Шахдара. В настоящее время территория исторической области Шугнан разделена на две части: правобережный Шугнан располагается на территории современного Шугнанского района Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, а левобережный — Шигнанского района в провинции Бадахшан Афганистана.
Буха́рский эмира́т (перс. امارت بخارا Amārāt-i Bukhārā; узб. Buxoro Amirligi) — узбекское государство, существовавшее с 1753 по 1920 год в Средней Азии на территории современных государств Узбекистана, Таджикистана и части Туркмении. В его состав также временно входили территории северного Афганистана и округа Туркистана в южном Казахстане. Правопреемник Бухарского ханства и часто назывался так же. Официальное название государства было Бухарское государство. Термин эмират используется в академической...
Миграция в Маньчжурию (кит. трад. 闖關東, упр. 闯关东, пиньинь: Chuǎng Guāndōng, палл.: Чуан Гуаньдун) где Гуаньдун — старое название Маньчжурии) означает массовое переселение в Маньчжурию китайцев-ханьцев, в особенности из Шаньдунского полуострова и Чжили во второй половине XIX — первой половине XX веков. В течение предшествующих двух веков цинское правительство как правило строго ограничивало, а то и вовсе запрещало переселение китайцев в Маньчжурию, стараясь сохранять её как вотчину маньчжуров и монголов...
Подробнее: Китайская колонизация Маньчжурии
Бирюсинцы (хак. пӱрӱс) — субэтническая группа хакасов, часть сагайцев. Основу бирюсинцев составили родоплеменную группу кыштымов, зависимых от енисейских кыргызов. Проживали в подтаёжной местности Кузнецкого Алатау в бассейне pp. Мрассу, Кондома. Антропологически принадлежат уральской расе. Рядом исследователей считаются «виновниками» переселения мадьяр из Азии в Центральную Европу.
В 1778 году кочующая с XVII века резиденция монгольских Богдо-гэгэнов Урга́ (от монг. Өргөө — «Дворец», «Ставка»; также монг. Их хүрээ, Да хүрээ — «Великий монастырь») осела в долине в месте слияния рек Тола и Сэлбэ, став стационарным поселением и крупнейшим городом цинской Внешней Монголии. В 1911 году Урга получила статус столицы Монголии и стала называться Нийслэл хүрээ — «Столичный монастырь». Название Урга не было официальным и использовалось в основном иностранцами. В 1924 году с провозглашением...
Подробнее: История Улан-Батора
Каси́мовское ца́рство , или Каси́мовское ха́нство (тат. Касыйм ханлыгы, Qasím xanlığı, قاسم خانليغى) — феодальное государство, существовавшее в 1452—1681 годах в западной части Мещёры (ныне — территория Рязанской области). Главный город — Касимов.
Хиви́нское ха́нство (узб. Xorazm, حارذم , Xiva Xonligi) — принятое в русской исторической традиции название Хорезмского государства в период его существования (1512—1920). Само государство всегда именовало себя как Хорезм, а Хивинским ханством стало называться у российских историков в честь своей столицы — Хивы. Хивинское ханство, наряду с Бухарским ханством (Бухарским эмиратом) и Кокандским ханством, было одним из трёх узбекских ханств.
Кавказ был издревле населён людьми (Дманисийский гоминид), древнейших из которых относят к ашельской и олдувайской культурам (нижний палеолит).
Подробнее: История Кавказа
Осетинская предгорная наклонная равнина — равнина в Предкавказье. С юга ограничивается Лесистым хребтом, с севера — Сунженским хребтом. На севере равнины находится наиболее низкий участок — Беслано-Даргкохская котловина. Отчетливо выделяются долины Терека и его притоков, между ними расположены слегка всхолмленные водоразделы. Высота над уровнем моря — около 500 м. Понижается с юга на север. Заполнена аллювиальными отложениями и отложениями талых ледниковых вод.
Чагатайский (Джагатайский) улус (Улус Чагатая) — тюрко-монгольское государство, образовавшееся в Средней Азии в 1266 году после распада Великой Монголии. Улус был назван по имени сына Чингисхана — Чагатая. С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам. В 1340-е годы государство распалось на Могулистан и Мавераннахр.
Куби́нское ханство (азерб. Quba xanlığı, قوبا خانلیغی, перс. خانات قبه, лезг. Къубадин шарвал; 1680—1810) — одно из самых сильных феодальных государств, располагавшихся на северных территориях Азербайджана и юга Дагестана. В 1765 году в состав было включёно Дербентское ханство. На западе граничило с Шекинским ханством и дагестанскими феодальным образованиями, на юге с Бакинским и Шемахинским ханствами.
Бо́лоховская земля ́ — древнерусская историческая область XI—XIII веков, существовавшая в верховьях Южного Буга и бассейнах рек Горынь, Случь и Тетерев. Представляла собой конфедерацию племён, которые управлялись местными славянскими династиями. Изначально часть Киевского княжества, которая отделилась от него в XIII веке, признала власть монгол и затем была присоединена к Галицко-Волынскому княжеству. Центр Болоховской земли находился в не найденном до сих пор городе Болохов.
Зелёный Клин или Закитайщина (укр. Зелений Клин, Закитайщина) — историческое название южной территории Дальнего Востока Российской империи и России (Амурская область, Приморский край, Хабаровский край, Сахалинская область и Республики Саха (Якутия) ), иногда используемое до сих пор в документах российских объединений украинцев (например, «украинцы Зелёного Клина…»). Во время Гражданской войны на территории Зелёного Клина проходил Всеукраинский съезд Дальнего Востока и проводились попытки создать...
Абхазия — регион, в котором исторически проживали абхазо-адыгские племена (зихи, апсилы, саниги, керкеты) и картвельские народы (грузины (колхи): мегрелы, сваны, карты). За свою долгую историю эта земля оказывалась ключевым звеном в составе различных грузинских государств, самым ранним из которых является Колхида.
Подробнее: История Абхазии
Происхождение казачества — основные научные и околонаучные версии происхождения этнонима «казаки» и постановка вопроса их этнической принадлежности.
Ди́кое по́ле — историческая область неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке.
История киргизов — это история киргизского народа от его появления до заселения территории современной Киргизии. Первое упоминание этнонима «киргиз» встречается в летописи «Ши цзи», написанной китайским историографом Сыма Цянем о завоеваниях предводителя племён хунну шаньюя Маодуня или Модэ. Описывая события 201 г. до н. э., Сыма Цянь пишет: Здесь в форме гэгунь мы, безусловно, встречаем китайскую передачу этнонима «киргиз». До сих пор нет единого мнения о локализации гэгуней, по некоторым данным...
Ава́рское ха́нство (Ава́рское нуца́льство, Хунза́хское ха́нство) — раннефеодальное государство на территории нынешнего Дагестана, существовавшие с XII по XIX век.
История кумы́ков (самоназвание къумукълар) — история тюркоязычного народа кумыков, исторически проживающем на территории республик Дагестан, Чечня и Северная Осетия.
Ми́нги , средневековое племя, образованное вначале как военная единица (минг - тысяча), с XVI века упоминаемое на территории Мавераннахра как узбекское племя. В 1709-1876 гг. правящая узбекская династия в Кокандском ханстве.
Упоминания в литературе (продолжение)
КАЗАЧЕСТВО – этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев,
калмыков , бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов, в единое целое. Российское законодательство до 1917 г. рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в ХХ в. казачьими историками-эмигрантами.
В 1764 г. восстановлена была малороссийская коллегия из 4 великорусов и 4 малорусов, а гетманство уничтожено. Для защиты границ казаки оказались уже ненужными. Новая оборонительная линия против крымцев, построенная в 1764 г., прошла уже южнее Малороссийской области – в пределах Екатеринославской губ., и быстро заселилась новыми поселенцами – черногорцами, сербами,
калмыками . В 1775 г., по приказанию императрицы, было разорено гнездо казацких вольностей – Запорожская Сечь, а земли, принадлежавшие ей, розданы русским вельможам. Часть запорожцев вошла в состав новообразованного Черноморского войска, другая же выселилась в Турцию, основав в Добрудже так называемую Задунайскую Сечь. В 1828 г. казаки Задунайской Сечи, с разрешения имп. Николая I, возвратились в Россию и были поселены в Аккерманском уезде Бессарабской губ. По присоединении Крыма в 1783 г. казачество потеряло всякое значение. Казачьи полки обратились в регулярные карабинерские. Окончательно упрочилось и крепостное право. В 1783 г. был запрещен свободный переход крестьян, и введено подушное обложение. Жалованная грамота дворянству в 1785 г. распространилась и на малороссийскую шляхту, уравнивая ее в правах с русским дворянством. В 1786 г. произошло отобрание монастырских земель, а население последних было обращено в государственных крестьян. В административном отношении Малороссия была разделена на наместничества, из которых при Павле I образована одна, а в 1802 г. две малороссийских губернии – Черниговская и Полтавская; Харьковская же губерния получила свое окончательное устройство в 1836 г. При Николае I были уничтожены и последние остатки малороссийских вольностей – магдебургское право и судопроизводство по литовскому статусу. Так самостоятельная Малороссия окончила свое существование, и великий своим историческим прошлым ручей слился с русским морем.
Когда в середине 1943 года германская армия отступила с Кавказа на запад, часть горцев ушла с ней. Но для оставшихся наступили мрачные времена. Сталин решил наказать не предателей, а целые народы. 6 ноября 1943 года были высланы карачаевцы – 69 тысяч человек. В декабре
калмыки – 93 тысячи. 23 февраля 1944 года – 496 тысяч чеченцев и ингушей. 8 марта – 33 тысячи балкарцев. Выселять предпочитали в праздники, когда больше людей собиралось по домам. Всего около 650 тысяч.
В первой половине XIX в. правительство предприняло ряд мер по укреплению войска и увеличению его численности. В войсковое сословие в массовом порядке было зачислено все население, проживавшее на войсковой территории, в войско также переселялись солдаты и малолетки, государственные крестьяне других губерний, татары, башкиры и мещеряки (по собственному желанию)77. В состав войска, в котором числилось 42 000 казаков, вошло 25 000 крестьян, около 10 000 отставных солдат и 1700
калмыков Ставропольского калмыцкого войска78.
Россия поддерживала прочные связи и со Средней Азией – Хорезмским, Бухарским, казахскими ханствами. С ними были установлены дипломатические контакты, велась торговля. Но все среднеазиатские государства враждовали друг с другом. И вдобавок внутри каждого из них то и дело вспыхивали заговоры, драки за власть. А по соседству, в Джунгарии, выделился вождь
калмыков хунтайджи Батур. Объединил разрозненные племена в мощную централизованную державу и обрушился на Среднюю Азию. Закипели войны, усугубившие упадок этого региона. Но централизация пришлась по душе далеко не всем калмыкам. Князь племени торгоут Хо-Урлюк, не желая подчиняться Батуру, с 40 тыс. кибиток откочевал на запад. Они переправились через Яик в Волго-Уральские степи, объединились с Большой Ногайской Ордой и принялись донимать набегами Поволжье и Приуралье.
Прямыми и непосредственными потомками монголов в Забайкалье явились буряты5. Родство их с монголами подтверждается сходством языка и типом лица. Хотя буряты и отрицают это родство, производя себя от
калмыков , но факт этот отнюдь не противоречит происхождению их от монголов, потому что и калмыки также родственны монголам. По Фишеру буряты заселяли местности вокруг озера Байкала и по рекам Ангаре и Лене, а в Забайкалье по р. Селенге и ее притокам, и на восток вплоть до г. Нерчинска6.
Казачьи станицы одновременно были и военными поселениями, и самоуправляющимися сельскими общинами. Они жили по преимуществу за счет рыбной ловли на Тереке и в Каспии. Меньшее значение у них играло земледелие и скотоводство. Ядро терских казаков составляли беглые крепостные крестьяне с Волги и из Центральной России, гребенских – беженцы с Дона и Украины. Большинство из них исповедовало православие. Реже встречались старообрядцы и представители нехристианских конфессий: ногайцы и кумыки – мусульмане, изредка –
калмыки – буддисты. В состав терского казачества вошли также выходцы из аварцев и кумыков, а гребенского – чеченцы, ингуши и кабардинцы. Они укрывались в казачьих станицах от кровной мести или преследований горских князей. Большая часть из них приняла крещение. Крещеные горцы образовали под Терком Черкасскую и Новокрещенскую казачьи слободы.
Первый удар культурному процветанию черкесов нанес в VI веке аварский хан Байкан, разгромивший дотла всю Черкесию. За аварами сюда приходили
калмыки , хазары, славяне, посетил Черкесию и «бич Божий» – Аттила, доходивший со своими скопищами гуннов до Шат-горы. Нападали на черкесов и их ближайшие соседи, и все это в конце концов обратило прекрасный мирный народ в неустрашимых воителей, для которых война явилась единственной целью жизни.
232
Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии (кон. XVIII – нач. XX вв.). – Нальчик,1995. – С.12.