Связанные понятия
Конкурентное, или антимонопольное, право — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира...
Инсайдерская информация (англ. Insider information) — существенная, публично не раскрытая служебная информация компании, которая в случае её раскрытия способна повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании. Сюда можно отнести: информацию о готовящейся смене руководства и новой стратегии, о подготовке к выпуску нового продукта и к внедрению новой технологии, об успешных переговорах о слиянии компаний или идущей скупке контрольного пакета акций; материалы финансовой отчётности, прогнозы, свидетельствующие...
Защита прав потребителей (также консьюмеризм) — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений...
Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто...
Карте́льный сго́вор — неформальное соглашение участников одной рыночной отрасли продавать или покупать товары или услуги по определенной цене. Также картельным сговором является договорное регулирование объемов закупок и продаж участниками рынка с целью влияния на уровень цен.
Упоминания в литературе
Шестой принцип – принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию . Данный принцип получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынках, о естественных монополиях. Нарушителями антимонопольного законодательства могут быть не только предприниматели, но и государственные органы (например, если они устанавливают запреты на ввоз-вывоз потребительских товаров).
Они также отмечают, что «право ВТО» постепенно проникает в область конкурентной политики – не только рассматривает вопросы государственных закупок, субсидий и деятельности правительств, но также и нормы конкурентного поведения частных лиц, такие как
недобросовестная конкуренция в соответствии с положениями ТРИПС.
Содержащиеся в новом УК РФ нормы об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности ориентированы на защиту свобод предпринимательской деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм, защиту предпринимательства от
недобросовестной конкуренции и монополизма, охрану прав потребителей товаров и услуг, защиту финансовых интересов государства. Результатом конструирования новой системы преступлений в сфере экономической деятельности явилось то, что ее образуют преимущественно неизвестные ранее отечественному уголовному законодательству составы преступлений.
Воздействие государства на процесс ценообразования заключается в законодательном регулировании деятельности участников рынка, ограничении
недобросовестной конкуренции и введении ряда запретов, таких как:
7) организует и принимает участие в проведении проверок хозяйствующих субъектов с целью выявления фактов
недобросовестной конкуренции , нарушений законодательства о рекламе и нарушения антимонопольного законодательства на рынках непродовольственных товаров и услуг;
Связанные понятия (продолжение)
Акт Шермана (англ. Sherman Act) — первый антитрестовский (антимонопольный) закон США, провозгласивший преступлением препятствование свободе торговли созданием треста (монополии) и вступление в сговор с такой целью. Акт обязывал федеральных прокуроров преследовать такие преступные объединения и устанавливал наказание в виде штрафов, конфискаций и тюремных сроков до 10 лет. Акт Шермана действует, в существенной части, по сей день, включен в федеральный Кодекс Соединённых Штатов (часть 15, параграфы...
Делова́я репута́ция — нематериальное благо, которое представляет собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств. Деловая репутация организации — это разница между ценой покупки организации и её собственным капиталом.
Общественный интерес — интерес сообщества или усреднённого («репрезентативного») представителя этого сообщества, связанный с обеспечением его благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития.
Федеральная торговая комиссия (англ. Federal Trade Commission, FTC) — независимое агентство правительства США, призванное защищать права потребителей и, в частности, следящее за соблюдением антимонопольного законодательства. Комиссия образована в 1914 г. по закону «О Федеральной торговой комиссии», принятому президентом Вудро Вильсоном. Тресты и монополизация были одной из главных вещей, с которыми боролись в эру прогрессивизма. C момента создания комиссия следит за соблюдением закона Клейтона и...
Платёжеспособность — способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.
Закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей Додда — Франка (англ. The Dodd — Frank Act) — законодательный акт США, принятый 21 июля 2010 г. в целях снижения рисков американской финансовой системы. Считается наиболее масштабным изменением в финансовом регулировании США со времен Великой депрессии. Закон существенно изменил деятельность федеральных органов власти, регулирующих порядок оказания финансовых услуг, а также создал дополнительный орган финансового регулирования — Совет по надзору...
Префере́нция (лат. praeferentia «предпочтение») — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности.
Налоговое право — подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.
Представительство предполагает совершение сделки одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона, либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, создающей, изменяющей либо прекращающей гражданские права представляемого. Полномочие представителя может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец, кассир и т. п.).
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.
Поставщик — это любое юридическое (организация, предприятие, учреждение) или физическое лицо, поставляющие товары или услуги заказчикам.
Трансфертное (трансферное) ценообразование — сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространённая схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов. Трансфертные цены являются объектом контроля фискальных органов государства.
30 июля 2002 г. Президент Буш подписал Закон Сарбейнза — Оксли (англ. Sarbanes-Oxley Act, SOX), который представляет собой одно из самых значительных событий по изменению федерального законодательства США по ценным бумагам за последние 60 лет. Закон значительно ужесточает требования к финансовой отчётности и к процессу её подготовки — результат многочисленных корпоративных скандалов, связанных с недобросовестными менеджерами крупных корпораций.
Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника. Проблема конфликта интересов актуальна как для частного бизнеса, так и для государственных служащих. Национальное законодательство и нормативные документы корпораций требуют урегулировать конфликт интересов.
Интеллектуа́льная со́бственность — в широком понимании термин означает закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Налог с продаж — косвенный налог (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира.
Банковская тайна — юридический принцип в законодательствах некоторых государств мира, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации защищают сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения клиентов, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.
Нало́говая деклара́ция — официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период времени доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах, предоставляемое в налоговые органы по специальной форме. На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате.
Комиссионное вознаграждение (комиссионные) — экономико-юридический термин, применяемый в различных сферах экономических отношений в обществе. Комиссионным вознаграждением могут называть плату за работу в качестве агента-посредника по осуществлению коммерческой операции, сделки, обычно исчисляемую в процентах от суммы сделки. Также термин применяется для обозначения оплаты комиссионных услуг, взимаемых банком при проведении определенных банковских операций.
Олигопо́лия (от др.-греч. ὀλίγος «малочисленный» + πωλέω «продаю», «торгую») — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолётов, таких как «Boeing» или «Airbus», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ». Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия из двух участников носит название дуополии...
Валютный контроль — контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Ограниченная отве́тственность — правовая ответственность, когдa учредители отвечают по обязательствам компании только в пределах вложенного в неё капитала. См. также Общество с ограниченной ответственностью.
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Банковский
закон 1933 года (англ. Banking Act of 1933), называемый также по фамилиям его инициаторов Законом Гласса — Стиголла (англ. Glass—Steagall Act) — федеральный законодательный акт, подписанный Президентом США 16 июня 1933 года и вплоть до конца XX века определивший облик американской банковской системы, запретив коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью, существенно ограничив право банков на операции с ценными бумагами и введя обязательное страхование банковских вкладов...
Комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — исполнять) — буквально означает (см. Оксфордском словаре английского языка ) действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение (англ. compliance is an action in accordance with a request or command, obedience). «Комплаенс» представляет собой соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам.
Европейский союз против «Майкрософт» — дело, возбуждённое Европейской комиссией против компании Microsoft в соответствии с антимонопольным законодательством за злоупотребление доминирующим положением на рынке. Дело началось в 1993 году с иска фирмы Novell против лицензионной политики компании «Майкрософт». В конечном итоге суд обязал «Майкрософт» опубликовать некоторую информацию, касающуюся её серверных продуктов и выпустить версию Microsoft Windows, не включающую в качестве обязательного компонента...
Саморегулируемые организации — некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определённой отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определённого вида.
Подробнее: Саморегулируемая организация
Налог на прирост капитала (англ. Capital gains tax) — налог на доходы физических и юридических лиц, взимаемый с реализованного прироста капитала.
Коллективный иск или групповой иск — одна из форм судебного процесса, в которой большая группа людей коллективно подаёт иск в суд к ответчику, при этом от лица такой группы может выступать третье лицо, действующее в её интересах.
Торговый репозитарий (англ. trade repositorу) — инфраструктурная организация финансового рынка, осуществляющая централизованный пост-трейдинговый сбор и электронное хранение данных о внебиржевых операциях с финансовыми инструментами.
Хозяйствующий субъект — Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной...
Подробнее: Субъекты хозяйствования
Финансовые активы (англ. Financial assets) — это специфическая форма собственности, предполагающая получение дохода.(например: часть активов компании, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги, навыки и способность зарабатывать)
Нематериальные активы — идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы; входят в состав внеоборотных активов.
Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.
Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка, изъян рынка) — это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето, то есть механизм рыночного регулирования, «невидимая рука рынка», не срабатывает (например, загрязнение окружающей среды, восстановление почвы после добычи полезных ископаемых). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают необходимость административного регулирования экономики и экономических отношений, с целью сглаживания или...
Диспозитивность — юридическая категория, характеризующая возможность свободного распоряжения субъекта права его правами.
Андерра́йтинг (англ. underwriting — «подписка») — услуги, предоставляемые финансовыми учреждениями, такими как банки, страховые компании, которые гарантируют получение выплат в случае финансовых убытков. В зависимости от отрасли (банковское дело, страхование) различают несколько видов андеррайтинга. Компании, предоставляющие подобные услуги, называются андеррайтерами (англ. underwriter — гарант, страхователь).
Имущественный ущерб (материальный ущерб, имущественный вред) — ущерб, нанесённый имущественному положению юридического или физического лица вследствие причинения ему вреда или неисполнения условий договора.
Моральный риск (англ. moral hazard, риск недобросовестного поведения) — представление о том, что одна из сторон, каким-то образом защищённая от риска, будет действовать иначе, чем в отсутствие такой защиты; опасность того, что один из участников сделки заключил соглашение с недобросовестными намерениями, предоставил заведомо ложную информацию о своих активах, обязательствах или кредитоспособности или же имеет стимул к принятию до заключения контракта нетипичных рисков в попытке получить прибыль...
Консигнация (лат. consignatio, англ. consignment — документ, письменное доказательство) — форма комиссионной продажи товара, при которой его владелец (консигнант) передает консигнатору товар на склад. При этом товар остается собственностью консигнанта до момента его реализации. Как правило, если товар не реализуется длительное время (например, более года), то он возвращается обратно консигнанту за его счёт.
Третья сторона (третьи лица) — предполагаемые субъекты материальных правоотношений, взаимосвязанных со спорным правоотношением, являющимся предметом судебного разбирательства, вступающие или привлеченные в начавшийся между первоначальными сторонами процесс с целью защиты своих субъективных прав либо охраняемых законом интересов.
Мировое соглашение (мировая сделка) — это двусторонняя или многосторонняя сделка, которой стороны (или их представители) завершают гражданский спор.
Упоминания в литературе (продолжение)
Важную роль в формировании правовых основ государственного регулирования торговли играет принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. На необходимость поддержки конкуренции указывает ст. 8 Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию . Создание конкурентной среды является мощным стимулом для развития экономических отношений в сфере торговли, сдерживанию цен и регулированию оптимального ценообразования. С другой стороны, установлению стабильных и справедливых цен способствует государственное ограничение монополистической деятельности, в том числе и на оптовых рынках. Регулирование монополистической деятельности необходимо для улучшения качества товаров, снижения их цены, создания на рынке товаров благоприятных условий для их сбыта и приобретения. Механизмом, сдерживающим монополистические тенденции на рынке, является конкуренция. Добросовестная конкуренция подразумевает экономически обоснованные и социально оправданные методы соперничества между коммерсантами. Благодаря конкуренции успех и прибыльность коммерческой деятельности достигаются за счет улучшения использования маркетинговых ходов и рекламных кампаний по реализации товаров и повышению качества услуг, связанных с их продвижением на рынке.
В настоящее время необходимость уголовно-правовой охраны принципов добропорядочного экономического поведения обусловлена тем, что в экономике «широко практикуется
недобросовестная конкуренция и чисто криминальные формы конкурентной борьбы»[96], на что справедливо указывают многие ученые. С. В. Максимов пишет, что «вовлечение в легальный оборот денежных средств, приобретенных в результате совершения преступлений, приводит к уничтожению честной конкуренции…»[97]. С. К. Крепышева отмечает, что «отмывание денег незаконного происхождения подрывает основы честного бизнеса»[98]. Ю. Г. Васин дополняет, что легализация (отмывание) «не только подрывает законный и честный бизнес, но и развращает политические институты, являясь питательной средой коррупции»[99]. Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин указывают, что «установив контроль над финансово-кредитными институтами, преступные организации получают преимущество в борьбе за бизнес»[100]. В. М. Алиев также пишет, что «легализация доходов ведет к нарушению экономического равновесия и через разрушение важнейших принципов (здесь и далее курсив наш. – О. Я.) свободного предпринимательства: конкуренции, свободного ценобразования, равных стартовых условий для всех хозяйствующих субъектов»[101].
Отличительной чертой коммерческого законодательства является правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предпринимательской деятельностью, ее осуществлением и публичной организацией (управлением). Конституция РФ закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество. Для обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления и развития рыночных отношений Конституция РФ устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию . При этом субъект экономического права создает предприятия под свою ответственность, свободно вступает в договорные отношения с другими предпринимателями, приобретает и распоряжается собственностью по своему усмотрению.
6. Действующий Закон «О рекламе» содержит множество норм права, относящихся к разной правоотраслевой принадлежности, объединяемых целями служения защите от
недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде либо чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
Введение компенсационной пошлины государством-импортером позволяет бороться с
недобросовестной конкуренцией государства-экспортера в борьбе за мировые рынки сбыта своей продукции. В соответствии с указанными соглашениями государство, принимая подобные меры регулирования внешней торговли, не должно выходить за рамки правил, принятых по этому вопросу в соглашениях[6].
Поскольку уровень законопослушания, гражданского самосознания да и просто культуры труда российских предпринимателей еще довольно низок, в нынешних экономических условиях без контролеров, ревизоров, инспекторов обойтись нельзя. Государство возложило на себя функции контролера: при сборе налогов – в целях пополнения бюджета, в различных сферах производства – в целях безопасности и охраны здоровья граждан, недопущения
недобросовестной конкуренции , соблюдения специальных норм и правил и т. д.
В соответствии с Конституцией РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), в том числе распространение недостоверной информации, способной нанести ущерб участникам имущественного оборота, либо незаконное разглашение конфиденциальной информации. Кроме того, запрещается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни гражданина без его согласия (ст. 23, 24); пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 2); цензура (ч. 5 ст. 29); сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41); и др.
– должны устанавливать требования, препятствующие
недобросовестной конкуренции , совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации членам саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации;
Нужно помнить, что чем быстрее эти меры будут разработаны, тем быстрее сведения, составляющие коммерческую тайну вашего предприятия, подпадут под правовую защиту. Этим вы обезопасите себя от
недобросовестной конкуренции со стороны ваших конкурентов.
3. Преступления, связанные с проявлениями монополизма и
недобросовестной конкуренции (ст. 178–180, 182–184 УК).