Связанные понятия
Лев (лат. Leo) — пятый знак зодиака, соответствующий сектору эклиптики от 120° до 150°, считая от точки весеннего равноденствия; постоянный знак тригона Огонь.
Рыбы (лат. Pisces) — двенадцатый знак зодиака, соответствующий сектору эклиптики от 330° до 360°, считая от точки весеннего равноденствия; мутабельный знак тригона Вода. Управляющая планета Рыб — Нептун.
Халдейский ряд — последовательность видимых невооруженным глазом небесных тел Солнечной системы, расставленных по возрастанию средней скорости видимого движения относительно звёзд: Сатурн — Юпитер — Марс — Солнце — Венера — Меркурий — Луна. В европейскую культуру проник из Древней Месопотамии, где применялся в астрологии, и используется для порядка имён дней недели. В истории астрономии халдейский ряд отметился как порядок планет в геоцентрической системе мира Птолемея.
Эфи́р (лат. aether от др.-греч. αἰθήρ «верхний слой воздуха») — тончайшая пятая стихия в античной и средневековой натурфилософии, физике и алхимии. Его синонимами были термины «пятая стихия» («пятый элемент»), «пятое тело» (др.-греч. πέμπτον σῶμα, лат. quintum corpus; «пятое простое тело»), «пятая сущность» (лат. quinta essentia, «квинтэссенция»). Латинские эквиваленты термина использовались в римской и средневековой философии.
Стреле́ц (лат. Sagittarius) — девятый знак зодиака, соответствующий сектору эклиптики от 240° до 270°, считая от точки весеннего равноденствия; мутабельный знак тригона Огонь.
Упоминания в литературе
Не следует понимать эти
четыре стихии буквально – как физическую землю, физическую воду, физический воздух и физический огонь. Под этими экзотерическими названиями скрываются гораздо более глубокие понятия. В частности, они соотносятся с четырьмя низшими планами Природы: Земля – с физическим планом, Вода – с энергетическим, Воздух – с психическим и Огонь – с ментальным. В алхимии это те четыре пласта, которые помещены внутри алхимической печи – Атанора. Внизу – Соль, в середине – две формы Меркурия, а в верхней части – Сера, увенчанная Огненным Фениксом, представляющим пятую Стихию, которую в ее естественном состоянии выявить невозможно, поскольку она весьма нестабильна, даже в момент своего образования.
Этот закон можно выразить любой противоположностью, но наиболее распространенными стали понятия, обозначающие южный, освещенный, склон горы – ян и склон затемненный, северный, – инь. По прошествии времени эти два слова сохранили свое значение, но стали применяться в более широком смысле как указывающие на два противоположных начала, которые находятся в состоянии динамического равновесия друг с другом. Квадрат ло-шу, который применяется в фэн-шуй, имеет в центре число пять, а потому мудрецы, изучавшие черепаху, пришли к выводу, что мир создан из пяти стихий, которыми являются огонь, вода, земля, дерево, металл. Взаимоотношения между этими элементами характеризуют круговорот веществ в
природе. Учение о пяти элементах именуется у-цин и входит в основу всех направлений китайской философии, медицины, астрологии.
Западная традиция, испытавшая влияние древнегреческой философии, в качестве «кирпичиков» мироздания
рассматривала четыре элемента (стихии): Огонь, Землю, Воздух (аналог Металла) и Воду. Но иногда к ним добавляли и пятый элемент – Эфир, или квинтэссенцию духа. Символические обозначения этих элементов приведены на рисунке. Элементы мироздания играли очень важную роль в мистицизме Средних веков, и там они имели другие обозначения (в форме круга – см. рисунок).
Тайская философия различает пять основных стихий, или элементов: огонь, землю, металл, воду и дерево. Их сочетания образуют все сущее во Вселенной, включая и нас с вами. Каждому человеку соответствует своя стихия, которая преобладает в его характере, поведении, здоровье. Влияние стихии можно определить по дате и месту рождения. Точно так же все стихии присутствуют повсеместно, изредка проявляясь в чистом виде. Большинство свойств определяется ролью какого-либо из пяти элементов. У каждой стихии есть свое символическое направление, цвет, форма, знак и
способ выражения. Стихии образуют два замкнутых цикла взаимодействий: последовательного порождения и разрушения.
Тайская философия различает 5 основных стихий, или элементов: огонь, землю, металл, воду и дерево. Их сочетания образуют все сущее во Вселенной, включая и нас с вами. Каждому человеку соответствует своя стихия, которая преобладает в его характере, поведении, здоровье; влияние стихии можно определить по дате и месту рождения. Точно так же все стихии присутствуют повсеместно, изредка проявляясь в чистом виде. Большинство свойств определяются ролью какого-либо из 5 элементов. У каждой стихии есть свое символическое направление, цвет, форма, знак и
способ выражения. Стихии образуют 2 замкнутых цикла взаимодействий: последовательного порождения и разрушения.
Связанные понятия (продолжение)
Стихи́и или элеме́нты (лат. elementa «первовещество»; от др.-греч. στοίχος «члены ряда», то есть первоначально «буквы алфавита») в античной и средневековой натурфилософии — четыре первоначальных вещества, к которым также добавлялся «пятый элемент». Понятие впервые в традиционном смысле было употреблено Платоном, который считал стихии правильными многогранниками, Аристотель развил идею до универсального философского понятия. В Средневековье учение о первоэлементах было одной из теоретических основ...
Термин «планета» в астрологии отличается от астрономического (см. планета) — астрологи рассматривают семь планет, среди которых есть не только планеты называемые так в астрономии, но также Солнце и Луна, а также фиктивные планеты, чьё существование сейчас не признаётся. Такое применение термина связано с историей введения этого понятия в употребление. Слово «планета» греческого происхождения (от др.-греч. πλάνης — «странник»), применявшееся первоначально для отличия подвижных объектов ночного неба...
Бхавача́кра (санскр. भवचक्र ; пали भभचक्क букв. «колесо взаимозависимого происхождения»), Колесо́ бытия́ (тиб. སྲིད་པའི་འཁོར་ལོ་ srid pa’i 'khor lo) — воплощение сансары в буддистском представлении, в форме круга (мандалы), буддийское учение о причинности (пратитья-самутпада), которое Будда постиг под древом бодхи. Изображённое на мандале колесо трактуется как двенадцатичленная формула бытия, включающее в себя помимо символического изображения 12 звеньев взаимозависимого происхождения также пять...
О́ве́н (лат. Aries) — первый знак зодиака, соответствующий сектору эклиптики от 0° до 30°, считая от точки весеннего равноденствия; кардинальный знак тригона Огонь.
Ко́смос (др.-греч. κόσμος «порядок») — понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Противопоставлялся хаосу. Греки соединяли в понятии «космос» две функции — упорядочивающую и эстетическую.
Лунарные мифы — мифы о Луне и лунных циклах. Связаны с астральными мифами, прежде всего солярными: луна и солнце противопоставляются друг другу в рамках системы бинарных оппозиций, свойственной мифологическому сознанию (верх — низ, мужское — женское, живое — мёртвое). Так, в древнекитайской натурфилософии пассивное, тёмное, женственное начало инь соотносится с Луной, а активное, светлое, мужественное ян — с Солнцем. Обычно луна связывается с отрицательным началом, но встречаются и исключения: так...
Подробнее: Луна в мифологии
Ось мира (лат. Axis mundi) — в мифологии и религии ось, связывающая небо и землю. В культурах практически всех народов Земли существуют мифологемы и образы, соответствующие религиоведческому понятию «оси мира». Это может быть столб (лат. universalis columna), лестница, гора, дерево, лиана и др.
Зодиа́к (зодиакальный круг, от греч. ζῷον — живое существо). Первоначально слово зодиак происходит от латинского слова zōdiacus, которое, в свою очередь, от греческого ζῳδιακὸς κύκλος (zōdiakos kyklos), что означает «круг из животных», в основе которой лежит ζῴδιον (zōdion), уменьшительная форма ζῷον (zōon) «животное». Это связано с тем, что половина знаков в классическом греческом зодиаке представлены в виде животных (помимо мифологических существ).
Аспект (от лат. aspectus — вид, ракурс, угол зрения) в астрологии — особое взаиморасположение планет (или других интерпретируемых точек небесной сферы). Наряду со знаками зодиака и домами гороскопа, в европейской традиции аспекты являются основным источником астрологических интерпретаций расположения небесных тел.
Веди́йская мифоло́гия — мифологические аспекты ведийской религии и литературы, ставшие позднее базой для индуистской мифологии. Центральным мифом, выступающим основой ведийского ритуала, является история Индры, который, будучи опьянён небесным напитком сома, убивает дракона Вритру и освобождает ведийские реки, коров и зарю.
Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п., составная часть космогонических мифов.
Ака́ша (санскр. आकाश, ākāśa IAST, букв. «видимость», "пространство") — в индийских религиях — особый вид пространства, приблизительно соответствующий европейскому понятию «эфир»; в феноменологии — «первоначальный импульс, начало проявления».
Неподви́жные звёзды , неподви́жные свети́ла (лат. stellae fixae) — историческое обозначение тех небесных объектов, которые при наблюдениях с Земли невооружённым глазом не изменяют своего видимого положения по отношению к другим светилам за относительно короткий срок (сопоставимый с периодом человеческой жизни). В эту категорию подпадают все звёзды, кроме Солнца. Само же Солнце, планеты и Луна относятся к подвижным звёздам или светилам.
Небе́сное свети́ло — астрономический объект, излучающий собственный свет или отражённый; синоним понятия «небесное тело». В сферической астрономии под небесным светилом могут понимать также проекцию астрономического объекта на небесную сферу.К небесным светилам относят Солнце и другие звёзды, Луну, планеты, и их спутники, а также астероиды, кометы и другие тела.В художественной литературе указанные выше названия небесных светил нашли своё применение при описании других планет. Так, "солнцами" называют...
Алхимические символы , первоначально разработанные в рамках протонауки алхимии, использовались для обозначения некоторых химических элементов и соединений вплоть до XVIII века. Начертание символов было в большой степени стандартизировано, однако и сами символы, и стиль их начертания у разных алхимиков могли отличаться. Здесь приведены наиболее общие символы и начертания.
Ка́ла (Kāla IAST) — санскритское слово, означающее «время». В индуизме персонификацией цикличности времени выступает божество Кала. В индуизме и других индийских религиях цикличность времени метафорически представляется в виде калачакры («колеса времени»). Другое значение слова «кала» — это «чёрный», «тёмный», «тёмносиний».
В
Древнем Египте была популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией, но «астрология» того времени была не «прорицательская», а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I веке до н. э.
Козерог (лат. Capricornus) — десятый знак зодиака, соответствующий сектору эклиптики от 270° до 300°, считая от точки весеннего равноденствия; кардинальный знак тригона Земля.
Лунное божество — сверхъестественное существо, связываемое с Луной. Лунные божества существуют в разных политеистических религиях и мифологиях.
Пне́вма (греч. πνεῦμα «дыхание; дуновение; дух») — термин древнегреческой медицины и философии.
Китайская мифология — совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддистской и поздней народной мифологий.
Пуруша (др.-инд. पुरुष, puruṣa IAST, «человек, мужчина, дух») — согласно индуистской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная.
Небесная магия или математическая магия — оккультно-эзотерический термин, используемый в контексте воззрений на магию, получивших распространение в Европе среди гуманистов эпохи Возрождения в XV-XVI веках. Вид магии, где занимающийся может достигать результатов, аналогичных плодам естественной магии, но с использованием математики (понимаемой как «законы числа, веса и меры»).
Халдейские оракулы (греч. Τα των Χαλδαίων λόγια: от халдеи и оракул) — восстанавливаемый по цитатам более поздних авторов текст последней четверти II века, сакрализировавший платонизм в его среднеплатонической традиции. Представляет собой собрание гекзаметров (ок. 350 строк по современным изданиям, разделенные на 190 фрагментов).
Прала́я (санскр. प्रलय, pralaya IAST, «разрушение») — в космологии индуизма — период отсутствия активности во Вселенной, наступающий после каждой кальпы. Длится 4,32 млрд земных лет.
Скорпион (лат. Scorpius) — восьмой знак зодиака, соответствующий сектору эклиптики от 210° до 240°, считая от точки весеннего равноденствия; постоянный знак тригона Вода.
Зна́ки зодиа́ка — 12 секторов по 30°, на которые в астрологии разделён зодиакальный пояс, каждому из этих участков приписываются определённые метафизические свойства, играющие роль при анализе гороскопов.
Согласно индуистской космологии вселенная циклично создаётся и разрушается. Продолжительность жизни Брахмы, творца нашей вселенной, составляет 100 «лет Брахмы». Один день жизни Брахмы называется кальпа и равняется 4,32 млрд лет. Каждую кальпу Брахма, одного за другим, создаёт 14 Ману, которые по очереди правят этим миром. Жизнь каждого Ману (манвантара) состоит из 71 чатур-юги. Кальпа состоит из 1000 маха-юг, каждая из которых состоит из 4 (юг): Сатья, Трета, Двапара и Кали.
Подробнее: Индуистская космология
Божество ́ — постулированная сверхъестественная или бессмертная личность, которая может рассматриваться как святая, божественная или священная. В более широком смысле — предмет почитания и поклонения.
Космого́ния (греч. κοσμογονία; от κόσμος «мир», «Вселенная» + γονή «рождение») — наука, изучающая происхождение и развитие космических тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений, галактик, туманностей, Солнечной системы, включая Солнце, планет со спутниками, астероидов, комет, метеоритов.
Соля́рные мифы (лат. solaris «солнечный») — мифологизация Солнца и его воздействия на земную жизнь; обычно тесно связаны с лунарными мифами.
Рак (лат. Cancer) — четвёртый знак зодиака, соответствующий сектору эклиптики от 90° до 120°, считая от точки весеннего равноденствия; кардинальный знак тригона Вода. Правит четвёртым домом гороскопа.
Четыре знака зодиака (кит. трад. 四象, пиньинь: Sì xiàng, палл.: Сы сян или кит. трад. 四靈, упр. 四灵, пиньинь: Sì líng, палл.: Сы лин) — четыре мифологических существа в китайской астрономии...
Вездесу́щность (лат. omnipraesentia) — свойство присутствовать везде. Понятие обычно используется в религиозном контексте, и большинство доктрин приписывают это свойство высшему существу, называемому монотеистами Богом. Вездесущность следует отличать от пантеизма.
Космогонические мифы — мифы о творении мира, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Разновидность мифов о происхождении. Родственные им мифы о происхождении (перво)человека называются антропогоническими.
Весы (лат. Libra) — седьмой знак зодиака, соответствующий сектору эклиптики от 180° до 210°, считая от точки весеннего равноденствия; кардинальный знак тригона Воздух. Планетами-покровительницами знака Весов считаются Венера и Сатурн.
У-син (Пять элементов; - стихий; - действий; - движений; - столбцов; - фаз; - состояний кит. 五行, пиньинь: wŭ xíng) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Это огонь (火), вода (水), дерево (木), металл (金) и земля (土). Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии, в искусстве Фэн-шуй.
Венера занимает второе место среди планет солнечной системы после Марса по той роли, которую она играет в литературе и других жанрах искусства.
Йоджана — базовая мера длины в ведийской литературе и Древней Индии. Используется в современном индуизме. Её величина в современных единицах, по данным разных источников, составляет 8-13 км.
Сакральная геометрия (от лат. sacralis — священный, обладающий святостью, признаваемый божественным) — совокупность религиозных и/или мифологических представлений о формах и пространстве мира, его гармонии, упорядоченности, пропорциональности, как геометрия форм, лежащих в основе жизни.
Вавилонская астрономия — астрономия государства Древнего Вавилона. Благодаря тому, что вавилоняне вели астрономические наблюдения веками, вавилонская астрономия достигла больших успехов в календарной системе и астрономических наблюдениях, вавилонские астрономы даже могли предсказывать затмения. Вавилонские астрономы были жрецами, а сама астрономия использовалась для астрологии и календарных наблюдений.
Уаджет (Уджат, также око Гора или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили фараоны. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
Упоминания в литературе (продолжение)
Плоскую Землю с возвышающейся до неба горой Олимп Гомер помещает в беспредельный Океан – беспредельный (απεiρων) в том смысле, что это – кругообразная пресная река, у которой нет ни истоков, ни устья, т. к. она является самозамыкающейся (текущая вспять – α?ορροs). При этом все моря, включая Средиземное, реки, ключи и даже глубокие колодцы имеют своим источником Океан. Океан Гомера в заметной степени демифологизирован, представая в своей вполне естественной ипостаси – пресноводной реки (одним из рукавов которой, впрочем, является Стикс), Конечно, это пока весьма робкий шаг на пути «разрушения мифа» (выражение А. Койре) и, подобно вавилонскому мифу, Океан Гомера – «прародитель всего» не в смысле естественного происхождения земных тварей из
воды (так считал Фалес, значительно позже), но как один из старейших богов, вместе со своей супругой Тефией (подобного рода космогонические мифы еще более характерны для Гесиода). Нельзя обойти вниманием другую важную деталь, характерную уже для более поздних представлений и достигшую затем, у Аристотеля, уровня аксиологического, философского принципа – различие между небом и землей, эфирной и воздушной частями. Область, примыкающая к Земле, в полном согласии с повседневным опытом, подвержена у Гомера описываемым им метеорологическим явлениям – ветрам, дождям, туману; между тем выше непрозрачного аэра простирается вплоть до металлической небесной тверди область светлого, прозрачного, не подверженного никаким возмущениям эфира, обиталища богов114. В этой картине достаточно отчетливо отражается и другая характерная особенность раннеантичного мышлениянезыблемость, устойчивость как идеал гармонии и порядка (не вызывает сомнений социокультурная обусловленность и этого идеала).
Согласно концепции усин, все явления во Вселенной
имеют природу пяти первоэлементов (дерево, огонь, земля, вода, металл), которые взаимосвязаны и находятся в постоянном движении. Земля – это почва для растений, вода – питание для растений и животных, огонь – тепло. Все явления окружающего мира классифицировались по аналогии со свойствами пяти первоэлементов. В усин входит понятие пяти первооснов, которые являются главными источниками информации, эмоций, звуков, превращений и т. д. На основании этого создана классификация первоэлементов.
Арканы колоды представлены стихиями Воды, Воздуха, Огня и Земли. Серьёзных разночтений с Таро
классического направления здесь нет: Вода представлена наполненными чашами и отображает эмоциональное состояние кверента или эмоциональную же сторону исследуемого события. Воздух здесь символизируют перья и птицы. Огонь, в свою очередь, соответствует энергетическому уровню развития личности. В колоде индейцев эта стихия представлена зажжёнными факелами, символическими жезлами и стрелами, а также дымом. Земля, наконец, физический уровень, материальный план. Эта стихия представлена в Vision Quest Tarot изображением овощей и плодов.
В древности сложилась точка
зрения, согласно которой основу Вселенной составляет учение о четырех стихийных элементах. Поэтому все можно рассматривать в качестве проявления одного из элементов – Огня, Земли, Воздуха и Воды (табл. 4).
Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к
четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организма и его физическое состояние. Философская же схема строения человека и мира в целом на основе четырех стихий, или «корней» (земля, вода, воздух, огонь), была развита крупным философом и врачом древности Эмпедоклом (490–430 гг. до н. э.).
В космогонических мифах Месопотамии можно обнаружить триалектику в объяснении самого процесса происхождения Вселенной. В одном из мифов «Энума Элиси» представлено «древнейшее состояние вселенной в виде водного хаоса. Хаос состоял из трех сплетенных вместе элементов: Апсу, представляющего пресные воды, Тиамат, представляющей море, и Мумму, которого пока нельзя с уверенностью отождествить, но который, вероятно, олицетворяет гряды облаков и тумана. Эти три типа воды смешаны в огромную неопределенную массу. Не возникало даже мысли о небе вверху и о твердой земле внизу; все было водой, еще не было даже болота, ни тем более островка; и еще не было богов».[34] Затем, посреди этого водного хаоса, возникли два бога: Лахму и Лахаму. Текст мифа ясно дает понять нам, что они были зачаты Апсу, пресными водами, и рождены Тиамат, морем. Может показаться, что они олицетворяют ил, образовавшийся в водах. От Лахму и
Лахаму происходит следующая божественная пара: Аншар и Кишар, два аспекта «горизонта».
Один из главных принципов
теории фэн-шуй – принцип пяти стихий, пяти первоэлементов: дерево, почва, огонь, вода и металл. Это не просто физические величины, это определенные ассоциации. Например, огонь имеет красный цвет и ассоциируется, как правило, с летом, с жарким югом, пробуждает чувство радости. Существует как цикл развития перечисленных элементов (если идти по часовой стрелке), так и цикл разрушений (против часовой стрелки).
Мастера фэн-шуй используют триграммы при определении свойств участка на котором стоит дом; триграммы указывают наилучшие комнаты для определенных целей и определенных членов семьи, так как каждая триграмма ассоциируется с тем или иным членом семьи. Каждая из стихий символизирует один из аспектов всеобщей жизненной энергии ци, и ассоциируется со своим цветом, компасным направлением, временем года, погодой. Стихии порождают и уничтожают друг друга в непрерывном цикле. Являясь смволами изменений и преобразований, они могут использоваться для улучшения фэн-шуй вашего дома или квартиры. Вы знаете, что Дерево питает Вода, покрывающая всю Землю, которую в свою очередь, разрезают орудия из Металла, раскаляющиеся и дающие Огонь.
Вода понимается, как все формы жидкости, включая расплавленный Металл внутри Земли. Земля означает любую смесь нечистых и неодушевленных веществ, в том числе и пепел, порожденный Огнем.
При введении центра в структуру
«четырех явлений» образуется пять элементов (пять столбов, пять стихий). Это Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. Они описывают мировой круговорот и взаимосвязь всех предметов и явлений, которые распределены по признаку принадлежности к сфере того или иного первоэлемента.
«Линия Демокрита» требует объяснять явления природного мира из материальных
начал как первокирпичиков мироздания. Следуя такой установке, уже Фалес (625–547 до н. э.), один их первых античных натурфилософов (и один из семи мудрецов Древнего мира), сумел предсказать солнечное затмение и даже невиданный урожай олив. У Фалеса первоначалом выступает вода, что аргументировалось обширностью занимаемой ею площади, значительной долей воды в организме, окаменелыми останками кистеперых рыб, доказывавшими водное происхождение земной жизни. У других мыслителей первоначалом выступает огонь, «мерами вспыхивающей и угасающий» (Гераклит), воздух, сгущающийся и разрежающийся (Анаксимен, у которого даже боги – сгущения воздуха), земля (Ферекид). Развертывание логики этих поисков приводило к неизбежной комбинации указанных начал, принципу «все во всем», «гомеомериям» Анаксагора. И, наконец, логическим итогом такого пути стала концепция атомизма (от атомос – неделимый), выдвинутая Левкиппом и развитая Демокритом (460–370). У Демокрита атомы, носящиеся в пустоте, уже в своей конфигурации несли свойства образуемых из них элементов (например, атомы соли – треугольные, сахара – круглые; самое же интересное, что действительно открыта связь между формой и свойствами атомов). В результате сочетания атомов возникают, причем на строго определенной стадии развития космоса как небесные тела (в сфере «макрос космос»), так и живые существа.
Пять, как символ владычества Духа над природными силами, всегда выражала идею борьбы человека со своей низшей, смертной, природой для достижения состояния бессмертия. Х.Э. Керлот [15] дает цифре 5
следующую характеристику: «Пять символизирует человека, здоровье и любовь, а также квинтэссенцию, действующую на материю. Пятеричность в целом представляет естественный жизненный ритм, космический миропорядок. По пятеричной «модели» образовались (среди других) такие группы: пять планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн); пять природных форм (металл, растения, вода, огонь, земля): пять цветов (белый, черный, синий, красный, желтый); пять музыкальных тембров (бронзовый, каменный, шелковый, деревянный и глиняный); пять основных ландшафтов (горы и леса, реки и озера, холмы и поля, родники и болота)».
По древней китайской традиции, пятью
основными элементами (стихиями) являются вода, дерево, огонь, земля и металл. Хотя в буквальном переводе слово «элемент» подразумевает нечто стабильное и неподвижное, китайское слово «у син» указывает на движение и перемены, поэтому более точным переводом, возможно, было бы «пять стихий» или «пять движущих сил». К примеру, когда речь идет о «дереве», то имеется в виду не древесина, а движущий принцип, изначально присущий древесному царству.
Является символом человека, активного состояния, целостности, вдохновения свыше, духовного воспитания. Кроме того, оно считается священным, поскольку соединяет в себе тройку (знак Неба) и двойку (знак Земли), то есть им обусловлены все законы природы. Пять стихий (Земля, Дерево, Вода, Огонь, Металл); пять чувств; пять ран Христа; пять столпов (вера, молитва, паломничество, пост, милосердие); четыре направления и центр; Священная Гора и четыре острова вокруг и т. п. – каждая религия и традиция отводит важное место числу 5. Пятерка связывается и с состоянием риска, и с накоплением опыта. Она ассоциируется с защитой и борьбой. В то же время пятерка является символом приблизительности.
Многие ученые предполагают, что еще до появления этого квадрата существовала более древняя фигура с центральным пятым квадратом. В эти 5 квадратов заключены 5 символов: юг – Огонь, север – Вода, восток – Дерево, запад – Металл, и последний пятый
элемент – Земля. Эти пять элементов включаются в компасные направления и характеристики человека. Именно они представляют особую важность для практического применения фэн-шуй. Древние китайцы утверждали, что живительная энергия ци воплощается в природе пятью различными способами, т. е. присутствует в виде пяти элементов, определенные сочетания которых могут усиливать, либо, наоборот, ослаблять друг друга. Четыре четверти символизировали четыре времени года. Со временем магический квадрат стал делиться на девять частей и все так же отображал схему смены времен года. Результатом разностороннего исследования магического квадрата стало создание Книги перемен, в которой изложены основные принципы китайской философии, астрологии, нумерологии.
Многие культуры говорят о центрах энергии или уровнях сознания, напоминающих чакры, хотя и не всегда их количество
равно семи. В Китае существует учение о шести уровнях в гексаграммах И Цзина, основанных на двух космических силах – инь и ян. В теле человека шесть пар меридианов, которые соответствуют пяти первоэлементам (огонь, земля, металл, вода, дерево). Индейцы хопи и тибетцы также верят в существование в теле энергетических центров.
Водолей называется знаком Водоноса, или человека с кувшином воды на плече, о котором говорится в Новом Завете. Иногда он изображается как фигура ангела, предположительно андрогинная, либо льющая воду из сосуда, либо несущая воду в сосуде на плече. Среди восточных
народов часто в качестве символа используется только сосуд с водой. Эдвард Апхэм в своей «Истории и доктрине буддизма» описывает Водолея как существо «в форме горшка цвета сине-желтого; этот знак есть единственный дом Сатурна». Когда Гершель открыл планету Уран, вторая половина знака Водолея была приписана этому новому члену планетарного семейства. Вода, льющаяся из сосуда Водолея, под именем «вод вечной жизни» много раз появляется в символизме. То же происходит со всеми знаками. Таким образом, Солнце на своем пути контролирует те формы, которые человек придает верховному божеству, которому он поклоняется.
В алхимии эти четыре знака приравнивают к четырём стихиям Телец-Земля, Лев-Огонь, Скорпион-Вода, Водолей-Воздух. Стихии Воды и Земли считаются
женскими стихиями, причём Вода – более мужская, а Земля – более женская. Таким образом, пара Телец-Скорпион – женская, которую можно соотнести с магической стихией Воды. Пара Лев-Водолей – мужская пара, причем Лев, как знак обители Солнца является более ярким выразителем мужской, огненной природы. В сущности, это своеобразный астрологический фундамент, к которым примыкают остальные созвездия, каждое в своей стихии.
Второй аспект определения непосредственно связан с указанием на иерархический характер космологической конструкции миров-вместилищ, исчерпывающих объем понятия "чувственный мир". Небожители в зависимости от качественных особенностей их сознания делятся на шесть классов, локализованных по вертикальному принципу. Нараки, развертывание их сознания соотносятся с восьмью великими адами, вертикально расположенными один под другим. Люди реализуют потенциал своего сознания, пребывая на земной поверхности. В этой связи Васубандху перечисляет четыре континента, населенные людьми, – Джамбудвипа и другие. Животные и преты – и это особенно примечательно – рассматриваются Васубандху как местопребывания. Он буквально говорит следующее: "Эти [ады и континенты], а также перечисленные выше классы богов, животные и преты [и составляют в сумме] двадцать местопребываний"2. Животные населяют землю, воздух и воду, а преты, первоначально обитавшие под землей, явились на ее поверхности, путешествуя по руслу подземной реки.
В Фэншуй широко используется система деления всего сущего на 5 элементов, или, что более
точно, стихий, поскольку каждая находится в постоянном движении. Итак, это Вода, Огонь, Дерево, Металл и Земля.
Первичным материалом для строительства космоса в большинстве
мифов являются пять основных стихий – огонь, вода, воздух, земля и эфир. Возможны также и исключения из общего правила. Например, скандинавские мифы рассказывают о возникновении мира от взаимодействия огня и воды с холодом.
В глубокой древности, когда не было электронных
микроскопов, людям уже было известно о кристаллической структуре воды и о ее свойстве сохранять информацию. Китайский иероглиф, обозначающий воду, в точности повторяет кристаллический рисунок воды, который она имеет при температуре таяния, – то есть, от 0 до +5 °C. Есть и другие, не менее удивительные факты. Каждый католический собор – древний, готический или современный – обязательно украшен розеточными орнаментами, символами Богоматери. Эти «розетты» похожи на кристаллическую структуру воды! А ведь вода – мать всего живого, как и Богородица – духовная мать всех людей, и до возникновения христианства розеточные орнаменты обозначали материнское начало. Разве может быть случайным такое совпадение?
Древнескандинавское значение руны Лагуз – чародейство (сейт), которое было в особенном почете в роду ванов. Согласно мифам, Фрейя обучила Одина данному искусству. Руна трактуется как море, вода или озеро и представляет собой астральную субстанцию. Скандинавские маги утверждали, что любая эфирная сущность, подвластная их воле, могла принимать любую форму так же просто, как
вода принимала форму сосуда. Визуализация и концентрация, использовавшаяся ими, и образовывали сосуд, в котором собиралась энергетическая сила.
Предметов этого элемента должно быть как можно больше вокруг группы людей, много времени проводящих вместе. Например, если элемент супруга – металл, а супруги – дерево, им обоим поможет жить в гармонии наличие в доме разнообразных
предметов, символизирующих элемент воды, так как вода в цикле порождения стоит между металлом и деревом.
Телесность мира отражалась по-своему в представлениях и о нем в целом, и о частях, отдельных чертах и характеристиках его. Телесный код мировосприятия, характерный для всех первобытных народов, явно прочитывается и в древнерусском варианте. Для мировой мифологии типично то, что «первоначально все имеет антропоморфный облик – все существа, животные, предметы и явления (солнце, луна, звезды), место обитания племени и даже вся вселенная, часто описываемая как произошедшая из частей тела “первочеловека”. Поэтому возникновение человека нередко представляется в антропогонических мифах не столько как его создание, сколько как его выделение из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик, сохраняющийся только у людей».[136] В древнерусском язычестве сильна была вера в сотворение мира как единого Тела, что делало потусторонний мир такой же «живой» близкой частью общего целого. Дохристианская Русь существовала в тех же телесных верованиях, что и другие древние народы. Важнейшим из законов этого существования был закон всеединства, утверждавший человека единой частью общего целого наравне со всеми другими частицами бытия. Закон всеединства мира наиболее ярко отразился во взглядах язычников на
четыре основные первостихии. Земля, вода, огонь и воздух так или иначе соединяли этот и тот свет, что накладывало на их восприятие дуалистический оттенок и в то же время делало их вездесущими, всеедиными. Они как бы воплощали в себе закон всеединства телесного Космоса. Четыре стихии, как и все остальное, наделялись антропоморфными образами, мужскими или женскими, сущностью которых была телесная форма, завершенная, с хорошо маркированными границами, ярко выраженными и прочувствованными частями и деталями «тела» той или иной стихии.
Третий принцип фэн-шуй – взаимодействие
пяти основных элементов или стихий, из которых создана Вселенная и ее составляющие: Воды, Дерева, Огня, Металла и Земли.
Представим себе неизвестное количество как Х; это количество есть единый, вечный, неизменный принцип – a, b, c, d, e – пять или шесть меньших принципов, или составляющих, того же самого – принципы земли, воды, воздуха, огня и эфира (акаша), перечисленные по порядку своей духовности и начиная с самого низшего. Есть шестой принцип,[1] соответствующий шестому принципу в человеке, называемому на Востоке буддхи, но нам не разрешено называть его, кроме как среди посвященных. Все же я могу намекнуть, что он связан с процессом высшего разумения. Назовем его N. И помимо этого, за всеми видами деятельности мира явлений стоит возбудительный импульс от X, назовем его Y. Потому, будучи выражено алгебраически, наше уравнение читается так: a + b + + c + d + e + N + Y = X. Каждая из первых шести букв представляет, так сказать, дух или абстракцию
того, что вы называете элементами (ваш скудный английский язык не дает мне другого слова). Таким образом, каждый дух управляет всей линией эволюции в собственном отделе по всему циклу космической деятельности, наполняя, оживляя, развивая причины, стоящие за бесчисленными проявлениями в соответствующем отделе природы.
Чаще всего мудра – жест, создаваемый положением пальцев, ладоней. Он непосредственно соотносится с
проявлением пяти первоэлементов – земли, воды, огня, воздуха и эфира, из которых состоит тело человека и весь космос.
Согласно ведической теории пяти элементов, человек – это малое подобие Вселенной. Всё, что есть в человеческом теле, присутствует в той или иной форме и в великом теле Вселенной. В Аюрведе считается, что всё сущее состоит
из пяти элементов: Земли, Воды, Огня, Воздуха и Эфира.
В этой связи особый интерес представляет и тот факт, что для большинства древних народов и алхимиков перекладины Креста символизировали
четыре Классических Начала – воздух, воду, огонь и землю, смешение которых в совокупности с пятым элементом – эфиром – порождало и порождает великое разнообразие уникальных физических форм. Так что уникальный физический (астрологический) символ врожденных качеств души вновь рождающегося на Земле человека, или базовый «шаблон души», который есть сущность одной природы, сформированная семью природами планет, и который называют судьбой, или кармой, можно сравнить также с Крестом, который получает человек при рождении. Эту судьбу, или карму, или крест, человек должен принять как должное, ибо всё это дано Свыше, и, помня о своей свободной воле и свободе своего выбора, он должен достойно прожить свою жизнь. Ведь и Христос говорил своим ученикам:
Воду издавна сравнивали с мудростью. Так, в даосизме образ воды, которая находит путь в обход любых препятствий, – это символ триумфа видимой слабости над кажущейся силой. В психологии вода представляет собой энергию бессознательного, его таинственные глубины и
опасности. Водный поток – буддийский символ бурного течения нашей жизни. С другой стороны, прозрачность водной глади символизирует гармонию и спокойное созерцание.
Согласно А., не мир в
своих основах похож на человека, но человек, при всей его земной, телесной ограниченности, родствен миру благодаря наличию особой, возвышающей его и одновременно пугающей способности – разума. «Начало и основа всего сущего – апейрон». Апейрон – нечто беспредельное, безграничное, бесконечное, неопределенное. В процессе вращательного движения апейрона выделяются противоположности влажного и сухого, холодного и теплого. В результате образуются земля, вода, воздух и огонь. Земля подобна цилиндру или срезу колонны, неподвижно стоит в самом центре мира. Жизнь зарождается под воздействием небесного огня, на границе моря и суши, из ила. Первые живые существа, живущие в море, постепенно перебираются на сушу. Человек зародился внутри огромной рыбы, причем родился уже взрослым, а затем выбрался на берег.
Существует полное совпадение между каббалой, алхимией и магией. В алхимии четыре элемента, которые составляют
реальный мир, называются Огонь, Вода, Воздух и Земля и полностью соответствуют четырем каббалистическим буквам. В магии они представлены четырьмя классами духов: эльфами (или саламандрами), ундинами, сильфами и гномами. Карты Таро, в свою очередь, весьма сходны с каббалой, алхимией и магией и включают в себя знания этих систем. В соответствии с четырьмя основными принципами, или четырьмя буквами Имени Бога, или четырьмя алхимическими элементами, или четырьмя классами духов, в Таро есть четыре масти: Жезлы, Кубки, Мечи и Пентакли. Таким образом, каждая масть, каждая сторона квадрата, равного точке, представляет один из четырех элементов, управляет одним классом духов. Жезлы – это Огонь или эльфы (саламандры); Кубки – Вода или ундины; Мечи – Воздух или сильфы; и Пентакли – это Земля или гномы. Более того, в каждой масти Король означает первый элемент, или Огонь; Королева – второй, или Воду, Рыцарь – третий принцип, или Воздух; Валет – четвертое начало, или Землю. Затем снова Туз означает Огонь, двойка – Воду; тройка – Воздух и четверка – Землю. Затем снова, четверка – это первый принцип; пятерка – второй и так далее.
Одиннадцатый знак Зодиака. Его символ – две волны, которые
обозначают «живую» и «мертвую» воду. Часто изображается в виде человека, выливающего из кувшина воду, что должно обозначать слугу человечества, стремящегося утолить жажду познания. Знак Воздуха, фиксированный, активный, дневной, горячий, влажный. Дом – Уран, Раху. Экзальтация Меркурия и Нептуна. Заточение – Солнце. Падение Плутона. Дух знака – Габриэль. Число – 18. Карта Таро Луна. Минерал – черный жемчуг, обсидиан.
Основополагающая роль воды в биосфере нашей планеты была известна всем древним народам. Это отразилось в их космогонических мифах, религии, верованиях и обычаях. Древние шумеры умело пользовались силой приливов и отливов, изготавливали сосуды для очищения
воды и придания ей особых свойств. В скандинавской магии она была представлена сразу двумя рунами, символизирующими ее жидкое и твердое состояние. В Индии все реки являются священными, в них совершают омовения, перед ними преклоняются, с их помощью решают проблемы. Египет поражает ученых не только гигантскими пирамидами, но и совершенной ирригационной системой, что свидетельствует о серьезных научных изысканиях в гидрологии. Древние египтяне создали свой загробный мир, дорогой в который, согласно «Книге мертвых», является именно река.
Твердая и устойчивая, сопротивляющаяся Земля есть то, что обоняется, вкушается, видится и осязается и что существует в пространстве, которое воспринимается посредством слуха, то есть звука в нем. Сладкая Вода есть то, что определяемо на вкус, что можно видеть и потрогать в пространстве. Огонь – также то, что мы видим и трогаем, что чувствуем, как температуру в пространстве. И звук, который мы слышим, это то, посредством чего мы познаем существование Эфира. Поэтому всякая существующая в ней вещь состоит из всех Бхут. В Тантрах говорится, что форма, цвет и звук имеют соотношение, и эта
истина имеет глубокое ритуальное значение. Так, каждый звук речи или музыки имеет соответствующую форму, которая теперь может стать видимой для глаза посредством фоноскопа[42]. Глухой может воспринимать звуки при помощи зрения, так же как слепой может читать при помощи слуха; в тех же самых Шастрах различные цвета и фигуры предназначены для Таттв, обозначая их. Акаша представляется в виде прозрачного белого круга, в котором, согласно некоторым текстам, есть точки, изображающие те промежутки, которые производит Акаша, находясь между каждой из Таттв, которые развертываются оттуда. Вайю изображается дымным, серым, имеющим форму шестиконечной звезды; Тэджас – в форме красного треугольника, Апас – в форме белого полумесяца, и Притхиви – желтый четырехугольник, который, как символ куба, указывает на качество твердости. Соответственно и каждому Дэвата предназначена своя Ян-тра, или диаграмма, которая напоминает о форме, предназначенной для развертывающейся Пракрити либо тела такого сознания.
Эта доктрина признавала существование Дао как первоначала, присущего Небу. Мир насыщен частицам Ци в их двух энергетических ипостасях – ян и инь, которые взаимодействуют между собой, и в результате этого возникает многообразие мира. Небо обладает пятью элементами: деревом, огонем, землей, металлом,
водой. Земля – центр пяти элементов, порядок которых определен Небом. Небо же рождает все вещи, которые по природе могут быть злыми и добрыми. Человек наследует и продолжает замыслы Неба, и его предназначение – завершить становление природы.