Связанные понятия
Лати́нский обря́д , Ри́мский обряд, Западный обряд (правильнее — латинские обряды) — совокупность литургических обычаев, сложившихся в Католической церкви, для которых характерно употребление в качестве литургического языка латыни. Центральный среди западно-литургических обрядов.
Восточные литургические обряды — литургические обряды в христианстве, возникшие и традиционно использовавшиеся на Востоке христианского мира, в том числе на территории бывшей Восточной Римской империи (Византии).
Правосла́вная це́рковь — вторая по числу приверженцев, после Католической, Христианская церковь в мире, численностью около 225—300 миллионов членов. Иногда называется также «Православной церковью византийской традиции» или «Восточной православной церковью».
Западные литургические обряды — литургические обряды в христианстве, возникшие и традиционно использовавшиеся на территории бывшей Западной Римской империи до XI века в неразделённой Церкви, а после — в католической. С XX века практикуются также (обычно в модифицированной форме) в отдельных приходах и монастырях некоторых православных юрисдикций: Русской Зарубежной Церкви и архиепископии Антиохийского Патриархата в США.
Упоминания в литературе
Основные источники по истории афонского устава в XI веке следует искать в грузинских рукописях. XI век – время литургической реформы в Грузинской Церкви, заключавшейся в замене старой практики, основанной нa древнем иерусалимском богослужении, новой, основанной на константинопольском
византийском обряде . <...> В центре реформы оказалась деятельность грузинских монахов-афонитов, подвизавшихся в Иверском монастыре, в первую очередь игуменов монастыря преподобных Евфимия и (позднее) Георгия (? 1065), которыми был в течение XI века переведен на грузинский язык полный корпус богослужебных книг константинопольской традиции, заменивший старый грузинский, восходивший к древней иерусалимской традиции. В качестве основного богослужебного Типикона в Грузинской Церкви был принят составленный преподобным Георгием «Синаксарь».
Стремясь сделать «восточный обряд» родным для русских, Рим пытался добиться полного уподобления Православию. Большую роль в деле доведения до совершенства имитации
византийского обряда стал играть Шеветоньский монастырь в Бельгии[70], который мог служить примером такой подлинной православной литургии и церковной жизни, каких было не найти даже в иных православных приходах.
БЛА́ГОВЕСТ – в богослужении
византийского обряда вид церковного звона: 1) звон в один церковный колокол или ударение в било; 2) сигнал, призывающий к богослужению или возвещающий о времени совершения его важных разделов; 3) в монастырском обиходе – призыв к трапезе. См. также Колокольный звон.
Связанные понятия (продолжение)
Свяще́нство , или рукоположе́ние, или хирото́ни́я (др.-греч. χειρο-τονία — «голосование поднятием рук», от др.-греч. χείρ — «рука» + др.-греч. τονόω — «придавать силу») — в православном и католическом представлении — посвящение человека, наделяющее его Святыми Дарами и правом совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения во всех исторических церквях отличаются несущественно, в то время как в протестантских церквях такое представление об апостольском преемстве и рукоположении считается...
Галлика́нский обря́д (лат. Ritus Gallicanus) — один из древних Западных литургических обрядов, практиковавшийся в IV-VIII веках в Галлии, возникшем впоследствии на её территории Франкском королевстве, а также в других регионах Западной Европы. При Карле Великом было принято решение об отказе от галликанского обряда и переходе на римский обряд. Отдельные элементы обряда перешли в литургическую практику римского обряда.
Экзарха́т (от греч. ἔξαρχος «внешняя власть») — в Византии в конце VI-VII веков административно-территориальная единица, наместничество за пределами митрополии.
Лати́нская це́рковь (лат. Ecclesia Latina, также Западная церковь) — крупнейшая из автономных поместных церквей Sui Iuris Католической церкви, применяющая латинский литургический обряд. Совокупность 24 церквей Sui Iuris, к числу которых принадлежат также 23 восточнокатолические церкви, составляет Католическую церковь. Они отличаются друг от друга литургическими обрядами (обряды, облачения, песнопения, язык), молитвенными традициями, богословием, каноническим правом, и пасторством, но все они имеют...
Ве́рные (греч. πιστοί; церк.-слав. вѣ́рнїи) — название христиан, прошедших оглашение (катехумена́т) и принявших крещение.
Миря́нин (мн. миря́не; греч. λαϊκός — Лаики) — последователь христианства, член Церкви, не являющийся священником, не принадлежащий к клиру.
Армя́нский обря́д — один из восточных литургических обрядов. Используется Армянской апостольской церковью и Армянской католической церковью.
Католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica), также известная в русском языке как Ри́мско-католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana), — самая крупная христианская церковь в мире, насчитывающая более 1,25 миллиарда последователей. Одна из старейших религиозных институций в мире, играла важную роль в истории западной цивилизации. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе...
Епи́скоп (др.-греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий, надсматривающий»; от ἐπί — «на, при» + σκοπέω — «смотрю»; лат. episcopus) в Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства, также архиере́й (др.-греч. ἀρχιερεύς от др.-греч. ἀρχι- — «главный, старший» + др.-греч. ἱερεύς — «священник»).
Экумени́зм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир, вселенная) — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движение — движение за сближение и объединение различных христианских конфессий, один из механизмов межхристианских отношений. Преобладающая роль принадлежит протестантским организациям. Понятие «экуменизм» было предложено в 1937 году теологами Принстонской теологической семинарии.
Катехиза́ция (греч. Κατήχησις — поучение, наставление), также катехумена́т, или оглаше́ние — изучение основ христианской религии и вероучения человеком, готовящимся принять крещение и стать членом Церкви. Эти знания, как правило, собраны в «катехизисы», «огласительные слова», «Символы веры» и сборники церковных канонов.
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу — «правильное мнение») — одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии).
Аколи́т (лат. acolythus, от др.-греч. ἀκόλουθος — неразлучный спутник, помощник), аколут, аколуф — первоначально малый чин духовенства — помощник епископа или пресвитера, а впоследствии церковнослужитель-мирянин в Римско-католической церкви, который выполняет определённое литургическое служение. В обязанности аколита входит зажжение и ношение свечей, подготовка хлеба и вина для евхаристического освящения, а также ряд других функций; аколит может быть также экстраординарным служителем евхаристии (по...
Министра́нт (лат. Ministrans, помощник, прислуживающий) — в латинском обряде Католической церкви мирянин (обычно юноша), прислуживающий священнику во время мессы и иных богослужений. В лютеранстве: помощник пастора, выполняющий функции, аналогичные обязанностям католического министранта. Термин «министрант» соответствует термину «алтарник» в византийском обряде. Покровителем министрантов является святой Станислав Костка.
Литурги́я (греч. λειτουργία — «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение в исторических церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии. В западной традиции слово «литургия» употребляется как синоним слова «богослужение» (например, Литургия часов).
Русская диаспора («Русское зарубежье», Русская эмиграция) — сборное определение русского национального сообщества за пределами России. По состоянию на первое десятилетие XXI века за пределами России проживает около 30 миллионов русских и их потомков.
Клир (греч. κλήρος — жребий) — в христианстве — духовенство как особая общность в Церкви, отличная от мирян.
Апо́стольское прее́мство — принцип церковного права в исторических церквях и в англиканстве, в соответствии с которым церковная иерархия прямо и преемственно восходит, чрез непрерывную череду рукоположений (хиротоний) епископов, к поставленным Иисусом Христом апостолам. Важнейшим инструментом и гарантией сохранения апостольского преемства считается законность и правильность совершения епископских хиротоний как одного из внешних выражений пространственно-временно́го единства Церкви.
Автокефа́льная церковь (от греч. αυτός — «сам» и κεφαλή — «голова») — в православии самостоятельная поместная церковь, административно полностью независимая от других православных поместных церквей, но единая с ними в вероучении и пребывающая с ними в литургическом (евхаристическом) общении.
Евхаристическое общение (Полное сопричастие, Интеркоммунион) — возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. То есть два епископа, которые могут согласно канонам и догматам служить вместе, находятся в евхаристическом общении. В разных христианских доктринах этот термин употребляется в разных значениях.
Церко́вная у́ния — объединение двух или более христианских конфессий. Обычно имеется в виду акт объединения Восточной (православной или древневосточной) и Западной (Римско-католической) церквей на условиях признания Восточною церковью католической экклезиологии и догматики (включая папский примат), но при сохранении ею восточного литургического обряда, богослужения на родном языке, отсутствия обета безбрачия для белого духовенства и др. Церкви, образовавшиеся в результате унии, именуются униатскими...
Та́инство (др.-греч. μυστήριον — тайна, лат. sacramentum — присяга, обязательство) — священнодействие, в котором, согласно учению исторических церквей, христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога.
За́падный обря́д в правосла́вии ; Правосла́вие за́падного обря́да — обряд, практикуемый каноническими православными общинами и группами, несущий в себе модифицированные формы исторических западных литургических обрядов. Существует в данных общинах с середины XX века в Русской Зарубежной Церкви, в Североамериканской Архиепископии Антиохийской Церкви и Франции.
Миропома́зание (др.-греч. χρίσμα, лат. chrisma) — священнодействие в христианских церквях; является таинством в Православной, Католической, Древних восточных церквях и в некоторых протестантских церквях; через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. По мнению Православной церкви, как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных дарах Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар. По мнению Католической церкви...
Свяще́нник (в литургическом смысле синоним слова иерей) — представитель духовенства, одной из ступеней христианской церковной иерархии, рукополагаемый на священнодействие (совершение таинств) соответственно его чину. В церковно-историческом контексте Ветхого Завета и Евангелий словами священники (первосвященники) могут называться священнослужители древних иудеев.
Патриа́рх (греч. πατριάρχης от др.-греч. πατήρ «отец» + ἀρχή «господство, власть; начало») — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных Церквей.
Испове́дник (греч. ὁμολογητής, лат. confessor, confessoris) — особый лик святых в христианстве. Изначально к числу прославляемых церковью в этом лике причислялись те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мученической смерти. Этимологическая основа лат. confiteri впервые была использована в значении «исповедоваться, открыто признавать» (ср. англ. to confess, to profess) именно в рукописях христианских авторов. Во избежание неоднозначности, связанной...
Предстоя́тель (др.-рус. прьдъстатєль, прєдъстатєль, прьдъстотєль, прєдъстотєль ← греч. προεστώς, προϊστάμενος, προστατεύων от греч. πρό — «спереди, впереди» + греч. στάσις — «расстановка, устанавливание») — стоящий перед чем-либо, служитель; общее, именование епископа поместной христианской церкви.
Малые чины (лат. Ordines Minores) — низшие ступени духовенства, отменённые в латинском обряде Католической церкви в середине XX века и сохраняющиеся в восточнокатолических церквах и общинах традиционалистов.
Схи́зма (др.-греч. σχίσμα «расщепление, раскол, распря, разделение» ← σχίζω) — раскол в Церкви или иной религиозной организации.
Армянская католическая церковь (арм. Հայ Կաթողիկէ Եկեղեցի, Hay Kat'ołikē Ekełec'i) — одна из восточнокатолических церквей со статусом Sui iuris. Принимает руководство Папы Римского (папское первенство) и поэтому находится в полном общении с римско-католической церковью, включая как латинскую матерь-церковь, так и 22 другие восточнокатолические церкви. Церковь берет начало с Флорентийской унии 1439 года и использует в богослужении армянский обряд. Один из шести восточнокатолических патриархатов.
Общество апостольской жизни (лат. Societas vitae apostolicae) — в Католической церкви институт, объединяющий верующих, и устроенный по принципу монашеских орденов и конгрегаций. При этом для членов Общества апостольской жизни принесение монашеских обетов необязательно. Ранее они назвались также обществами совместной или общинной жизни.
Новоюлиа́нский календа́рь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года составляет 365,242222 суток; содержит 218 високосных лет на 900 лет. Календарь разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем.
Автономная церковь (от греч. αὐτονομία — самозаконие) в православии — поместная церковь, получившая самостоятельность в вопросах внутреннего управления от той или иной автокефальной церкви, в состав которой данная автономная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии. Глава автономной церкви избирается на поместном соборе с последующим утверждением патриархом кириархальной церкви. Традиционно автономные церкви имеют небольшое число епископов.
Инкардинация (лат. «incardinatio» — приписка) — название в Римско-Католической Церкви канонического подчинения священнослужителя своему священноначалию.
Католици́зм или католи́чество (лат. catholicismus от греч. καθολικός «вселенская») — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов человек.
Христиа́нская це́рковь (от др.-греч. Κυριακόν «Господне, Господу принадлежащее») — религиозное сообщество христиан, объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и её Глава. В экклезиологии под Церковью понимается сообщество христиан прошлого и настоящего, составляющих мистическое «Тело Христа» («Тело Христово»), «Главой» которого является Христос. В религиоведении под Церковью понимается сообщество христиан, объединённых на основе общего вероучения...
Литурги́я Иоа́нна Златоу́ста (греч. Η Θεία Λειτουργία του Χρυσοστόμου) — чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в бо́льшую часть дней богослужебного года в православной церкви.
Богослуже́бный уста́в — совокупность указаний, определяющих структуру и порядок православных богослужений и их сочетаний на все дни года. Книга, в которой устав записан, называется «Типико́н» (греч. Τυπικόν от τύπος — образец, устав).
Ко́птский обря́д — один из восточных литургических обрядов. Используется древневосточной Коптской православной церковью и Коптской католической церковью. Наряду с эфиопским обрядом принадлежит к александрийской литургической традиции.
Экклезиоло́гия ; также экклисиоло́гия (от греч. ἐκκλησία — церковь и λόγος — знание) — отрасль христианского богословия, изучающая природу, свойства и устройство Церкви: как раздел догматического богословия и как элемент богословия тех или иных отцов Церкви.
Богослуже́ние (лат. cultus divinius, celebratio liturgica) — внешнее выражение религиозности, выраженное в общественных молитвах и обрядах. Составляет существенную часть религии вообще. Оно во внешнем отражает внутреннее содержание самой веры и религиозное настроение души. Религиозное чувство не может не изливаться в живых проявлениях — в слове ли, в жертвах ли, или в других каких действиях богопочитания; религия немыслима без культа, в котором она проявляет и выражает себя подобно тому, как душа...
Греческая католическая церковь (Греческая византийская католическая церковь; греч. Ελληνόρρυθμη Καθολική Εκκλησία) — одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть принадлежащая к числу грекокатолических церквей. Приходы церкви расположены на территориях Греции и Турции.
Неоуния (Новая уния) — термин используемый для обозначения действий Святого Престола в восточных областях Польши (ныне территория Западной Белоруссии и Западной Украины) с 1924 по 1939 год по внедрению католического византийско-славянского обряда. Миссия была тесно связана с так называемым Русским апостолатом в Зарубежье.
Кано́н (греч. κανών — «правило, норма») — церковное установление апостолов, Вселенских, некоторых поместных соборов и Отцов Церкви, касающиеся церковного устройства и правил. Следует отличать от догматических постановлений (оросов).