Связанные понятия
Мостова́я — твёрдое дорожное покрытие городских улиц. В России также «мостовая» — составная часть исторических названий некоторых улиц, первоначально свидетельствовавшая о наличии у последних твёрдого покрытия. Примеры: Большая Тверская мостовая улица, Большая мостовая Никитинская улица...
Брусчатка — твёрдое дорожное покрытие, разновидность мостовой, выложенной плоскими прямоугольными (или другой формы) брусками приблизительно одинаковой формы и размера. Также брусчаткой часто называют сами бруски, или брусчатый камень, из которого строилось дорожное покрытие.
Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.
Асфальтобетон — искусственный строительный материал, полученный в результате уплотнения рационально подобранной и специально приготовленной смеси (асфальтобетонной смеси) минерального материала (щебня, песка, минерального порошка) и битума. В РФ требования к асфальтобетону и асфальтобетонной смеси изложены в ГОСТ 9128.
Плитня́к — пластины природного камня. Плитняк представляет собой плоскую плиту различной формы. Средняя толщина плитняка от 12 мм до 150 мм. В зависимости от камня различают: гранитный плитняк, песчаник-плитняк, плитняк-сланец и др.
Упоминания в литературе
Конструкция дорог постепенно усложнялась – от Via Terrena, простой тропы, до Via Glareata, где покрытие было устроено из уплотненной песчано-гравийной смеси с гранулометрическим составом, близким к современному оптимальному. Для главных дорог постепенно было введено устройство покрытия из каменных плит или
булыжника .
В настоящее время широко применяются покрытия из нескольких материалов, состоящих из разнообразных по цвету, фактуре и форме элементов. В качестве таких материалов могут быть взяты гравий,
булыжник , гранитный и кирпичный щебень, декоративный песок и т. д. Использование данных покрытий снижает обычную стоимость дорожек и площадок более чем на 10–20 %.
Новая магистраль покрывалась прочной асфальтовой одеждой, причем не только проезжая часть, но и тротуары. Сегодня это кажется вполне естественным процессом, однако в те времена воспринималось как определенное достижение. Чтобы понять причины этого, стоит привести данные о состоянии московских тротуаров в 1939 году. Асфальтом было покрыто 2,5 миллиона квадратных метров, еще 1 миллион 300 тысяч метров имели хоть какое-то (щебень,
булыжник и т. п.) покрытие.
Также к мусульманскому периоду относится еще одна наиболее поздняя постройка Западной Стены. Ее восстанавливали в VII–VIII веках. Если пройти дальше, то можно заметить, как она переходит в помещение периода Второго Храма. Эту постройку характеризуют прекрасно отшлифованные в иродианском стиле камни: двойное окаймление встречается только в этом стиле. Камни отшлифовывали полой. Центральную часть
булыжника сглаживали молотком. Каждый новый ряд находится на несколько сантиметров ниже предыдущего, что придает Стене Храмовой горы наклонность. Ее наклонное положение очень заметно при рассмотрении горы с юго-востока.
Археологам и исследователям удалось установить, что жилища простых людей являлись резким контрастом по отношению к постройкам, которые возводились для знати (жрецов, правителей городов, гражданских вождей), ритуальных и культовых целей. Дома простых людей, как указывал в своем описании, составленном еще в XVI веке, испанский епископ Ланда, были «деревянные, крытые травой». Обычно такие дома располагались в удалении от других зданий. Они занимали неблагоприятные в топографическом отношении места. Возводились жилища прямо на уровне земли или на платформе очень малой высоты. Основанием для дома служили каменная кладка или же просто ряд грубых, необработанных
булыжников . Пол в таком жилище делался из утрамбованной земли или покрывался известью. Дом, как правило, имел прямоугольную форму, иногда его торцы закруглялись. Земледельцы и рыбаки возводили стены из деревянных кольев, плотно прижимая их друг к другу и связывая лианами. Каркас кровли покоился на четырех глубоко врытых столбах. Горизонтально положенные балки и поперечины индейцы покрывали листьями пальмы или сухой травой. Крыша была двух типов: двускатная и четырехскатная. И в том и в другом случае она завершалась коньком. Вот как описывает внутреннее расположение жилища простого человека епископ Ланда: «…делают стену посредине и вдоль, которая разделяет весь дом, и в этой стене оставляют несколько дверей на ту половину, которую называют спиной дома, где у них кровати, а другую часть белят очень искусно известью… и эта половина – приемная и место для гостей, и у нее нет двери, а вся она открыта на длину дома…»
Связанные понятия (продолжение)
Подпорная стена - сооружение, удерживающее от обрушения и сползания находящийся за ней грунт на уклонах местности (склонах, откосах, выпуклостях, впадинах).
Фунда́мент (лат. fundamentum) — строительная несущая конструкция, часть здания, сооружения, которая воспринимает все нагрузки от вышележащих конструкций и распределяет их по основанию. Как правило, изготавливаются из бетона, камня или дерева.
Бето́н (от фр. béton) — искусственный каменный строительный материал, получаемый в результате формования и затвердевания рационально подобранной и уплотнённой смеси, состоящей из вяжущего вещества (например, цемент), крупных и мелких заполнителей, воды. В ряде случаев может иметь в составе специальные добавки, а также не содержать воды (например, асфальтобетон).
Асфа́льт (др.-греч. ἄσφαλτος «горная смола», «асфальт») — смесь битумов с минеральными материалами: гравием и песком (щебнем или гравием, песком и минеральным порошком в искусственном асфальте). Применяют для устройства покрытий на автомобильных дорогах, как кровельный, гидро- и электроизоляционный материал, для приготовления замазок, клеев, лаков и др. Асфальт наивысшего качества используется в живописи и при создании литографий.
Прое́зжая часть — элемент дороги или дорожного сооружения, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Бут (бутовый камень) — куски камня (доломита, известняка или песчаника) неправильной формы, размером не более 500 мм по наибольшему измерению и массой до 50 кг.
На́сыпь — сооружение из насыпного и уплотненного грунта. Используется, как правило, для сооружения автомобильных дорог, железнодорожных линий и каналов, чтобы избежать сильного перепада высот на транспортных линиях. Альтернативой насыпям может служить сооружение объездов или путепроводов. Помимо насыпей для схожих целей используется и выемка, там где грунт расположен изначально выше, чем требуется. Насыпи часто сооружаются с использованием грунта, полученного из выемки. Насыпь должна быть построена...
Тротуа́р (фр. trottoir, в прям. смысле «место для шагания», устар. панель) — каменная, деревянная или асфальтовая пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку или по бокам улицы, приподнятая над поверхностью земли или проезжей частью и обрамлённая бордюром для функционального отделения от неё.
Моноли́т (лат. monolithus от др.-греч. μονος — «один» и λῐθος — «камень») — геологическое образование, представляющее собой цельную каменную глыбу. Монолиты, как правило, состоят из более твёрдых пород, поэтому часто эрозия со временем обнажает их в отдельные геоморфологические образования.
Пешехо́дная зо́на — городская территория исключительно для пешеходного движения, где запрещено передвижение на автотранспортных средствах, за исключением автомобилей спецслужб, коммунальной техники, маршрутного транспорта, транспорта для инвалидов, а также обслуживания магазинов (при отсутствии альтернативного маршрута).
Эспланада (фр. esplanade от лат. explanare «выравнивать») — широкое открытое пространство перед крепостью. Чтобы затруднить нападение на крепость, пространство перед ней оставляли открытым, вырубая все деревья и запрещая строить дома. Из-за этого войска противника не могли приблизиться к крепости незамеченными или укрыться от обстрела.
Мост — искусственное сооружение, возведённое над водным препятствием, например, через реку, озеро, болото, пролив.
Велосипе́дная доро́жка (велодоро́жка) — это или часть дороги общего пользования, или самостоятельная дорога, предназначенная преимущественно для движения велосипедов. Движение механических транспортных средств (за исключением мопедов) и гужевых повозок по велодорожке запрещено. Пешеходы могут двигаться по велодорожке только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.
Железобето́н (нем. Stahlbeton) — строительный композиционный материал, состоящий из бетона и стали. Запатентован в 1867 году Жозефом Монье как материал для изготовления кадок для растений.
Керамический кирпич , красный кирпич — кирпич из обожжённой глины. Наиболее используемый вид кирпича для строительства зданий, сооружений, печей.
Ро́стверк (нем. Rostwerk, от Rost — решётка и Werk — строение) — верхняя часть свайного или столбчатого фундамента, распределяющая нагрузку от несущих элементов здания (сооружения). Как правило, это железобетонная рама под несущими стенами здания и стоящая на вкопанных в землю колоннах, сбоку напоминая стол. Ростверк выполняется в виде балок или плит, объединяющих оголовки столбов (свай) и служащих опорной конструкцией для возводимых элементов здания (сооружения).
Кирпич — керамическое штучное изделие предназначенное для устройства кладок. Исторически — искусственный камень правильной формы, используемый в качестве строительного материала, произведенный из минеральных материалов, обладающий свойствами камня.Основные виды...
Бульва́р (фр. boulevard, от нем. bollwerk — укреплённый земляной вал) — аллея или полоса зелёных насаждений вдоль (обычно посреди) улицы (первоначально — на месте прежних городских валов), вдоль берега реки, моря, предназначенная для прогулок. Бульвары также служат для пешеходного движения, кратковременного отдыха, защищают тротуары и здания от пыли и шума. На бульварах размещают памятники и скульптуры, фонтаны, детские и спортивные площадки, кафе, торговые киоски, а также храмы и другие религиозные...
Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Опа́лубка (от па́луба) — для кладки каменных сводов. Опалубка в современном строительстве — это вспомогательная конструкция из дерева, металла либо других материалов, служащая для придания монолитным конструкциям из бетона, железобетона, грунтовой смеси, других строительных растворов определённых параметров — таких как форма, геометрические размеры, положение в пространстве, структура поверхности и др.
Алле́я (фр. allée, от глагола aller — «идти») — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками.
Известковые растворы применяются в основном при внутренних работах, основным преимуществом этого материала является удобство и скорость его использования при нанесении. Из недостатков можно отметить сравнительно слабую прочность по сравнению с другими материалами. Материал состоит из гашёной извести и речного песка в пропорции 1 к 4, используется с добавлением цемента.
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).
Гра́вий (реже хрящ) — рыхлая крупнообломочная (псефитовая) осадочная горная порода, сложенная окатанными обломками пород (иногда содержит обломки минералов размером 1-10 мм), образовавшихся в результате естественного разрушения (выветривания) твёрдых горных пород.
Железнодорожный мост — искусственное сооружение, которое строится для укладки полотна через водные препятствия. На небольших водотоках и суходолах устраивают малые мосты, трубы или лотки. Разновидностями мостов являются путепроводы, виадуки и эстакады. В местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линии строят путепроводы. Для пересечения ущелий, глубоких долин и оврагов строят виадуки, для пересечения с городской территорией — эстакады. Эстакады также строят на подходе...
Щебень (в просторечии — щебёнка) — неорганический, зернистый, сыпучий материал с зёрнами размером свыше 5 мм (по европейским стандартам — более 3 мм), получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (чёрных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления.
Тупи́к — по Далю, недоу́лок, «глухой заулок, мешок, непроходная улка». Исторически — тип улицы, не имеющей сквозного проезда; закрытая от сквозного проезда дорога.
Валун — обломок горной породы, (главным образом, гранитных и прочных известковых пород), перенесённые ледниками на далекие расстояния от места своего образования, имеющий диаметр по длинным осям свыше 100 миллиметров (мелкий валун — голыш).
Линия — один из типов улиц. Улицы-линии существуют в городах России (Санкт-Петербург, Брянск, Владимир, Кольчугино, Грозный, Златоуст, Нальчик, Краснодар, Ростов-на-Дону, Рязань, Омск, Маркс и Саратов ), Латвии (Рига и Даугавпилс), Финляндии (Хельсинки), Беларуси (Новополоцк, Минск, причём в Минске в прошлом линии были в двух различных частях города), Казахстана (Алматы), Украины (Луганск, Киев, Макеевка). Ранее линии существовали в Барнауле, Петрозаводске и Донецке.
Бе́лый ка́мень — любой поддающийся обработке бело-желтоватый камень с неблестящей поверхностью, не являющийся мрамором или ракушечником; тёсаный природный камень, который использовался для строительства средневековых соборов и общественных зданий в Европе и на Руси.
Забо́р (также городьба, изгородь, огорожа, ограда, палисад, плетень, тын, частокол) — сооружение, служащее для ограждения (защиты) и обрамления (обозначения границы) той или иной территории.
Те́хника строи́тельства еги́петских пирами́д изменялась от пирамиды к пирамиде. Существует множество гипотез относительно этого процесса, причем наука располагает определённой информацией о местоположении некоторых карьеров, о некоторых из инструментов, использовавшихся при разработке камня, о транспортировке камня к стройке, о выравнивании фундамента и последующих уровней возводимых сооружений.
Ингушские башни — уникальные памятники средневековой ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные жилые, оборонительные, сигнально-сторожевые и наблюдательные каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском, а также в Сунженском районах Ингушетии.
Русское деревянное зодчество — направление национальной деревянной архитектуры, восходящее к народному зодчеству славянских племён. Благодаря доступности лесных ресурсов дерево оставалось основным строительным материалом на Руси до конца XVII века. Наивысшее развитие конструктивных и художественных форм достигло в XV—XVIII веках (особенно на Русском Севере) и оказало значительное влияние на каменную архитектуру.
Доща́тая тропа (англ. Boardwalk — бордвок) — тропа, сооружённая из досок, предназначенная для движения по ней пешеходов, реже транспорта. Бордвоки обычно находятся вдоль пляжей, представляя собой набережную, но иногда их сооружают в районе болот, прибрежных дюн и других труднопроходимых местностях. Несмотря на то что бордвоки встречаются по всему миру, наибольшую распространённость они получили на Восточном побережье США.
И́нсула (лат. Insula, МФА (лат.): ) — в архитектуре Древнего Рима — многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Инсулы появились не ранее III века до н. э.
Тур (также гурий) — искусственное сооружение в виде груды камней, часто конической формы.
Маси́я (исп. masía) — тип постройки в сельской местности, распространенный на востоке Пиренейского полуострова (на территории бывшей Арагонской короны) и на юге Франции (в Провансе). Масия происходит от древнеримских вилл, и наряду с арагонскими и эстремадурскими домами, относится к кастильскому типу традиционных испанским жилищ. Это изолированные постройки, всегда связанные с аграрной и животноводческой деятельностью семейного типа.
Аху — церемониальные платформы на острове Пасхи, которые по верованиям коренных жителей образовывали духовное связующее звено между этим и потусторонним миром. С какой целью были созданы первые аху, до сих пор остаётся загадкой, а впоследствии их часто сооружали на местах погребения вождей. Использовались ли аху для регулярных похорон и сжигания умерших, достоверно неизвестно.
Фа́хверк (нем. Fachwerk — каркасная конструкция, фахверковая конструкция) — тип строительной конструкции, при котором несущей основой служат вертикально установленные несущие столбы, являющиеся, наряду с распорными наклонными балками, опорной конструкцией здания. Эти несущие столбы и балки видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид. Пространство между балками заполняется глинобитным материалом, кирпичом, иногда также деревом. Фахверк появился в XV веке в Германии и стал очень...
Полигональная кладка (греч. πολλά — много и γωνία — угол). Тип кладки, выполненный из притёсанных друг к другу многоугольных камней, состыкованных под произвольными углами. Полигональная кладка относятся к системно-культурным кладкам и подразделяется на монолитную (используются камни одной горной породы), полилитную (разные горные породы, либо камни одной породы, но разных расцветок) и декоративную (комбинированную).
Дольмены Западного Кавказа — мегалитические гробницы первой половины 3-го — второй половины 2-го тыс. до н. э., относящиеся к дольменной культуре среднего бронзового века. Дольмены распространены от Анапского района и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии, а на севере — до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения...
Искусственный камень — обобщённое название для некоторых видов промышленной продукции, представляющих собой имитацию природного камня...
Упоминания в литературе (продолжение)
Если цоколь дома отделан природным или искусственным камнем, то желательно, чтобы цоколь ограды имел аналогичную отделку – на небольших участках такие нюансы бросаются в глаза, поэтому так важна гармоничность каждой части построек. Отделка цоколя ограды природным камнем может быть использована и при деревянных домах и оградах, но в этом случае лучше применять
булыжник – камни должны иметь как можно более естественный, «природный» вид.
В долине Виру, единственной области, где серьезно изучались постоянные поселения, население было маленьким и участки небольшими. Сохранилось не много целых зданий, в основном же это закрепленные в глине грубые каменные основы нескольких маленьких прямоугольных или неправильных по форме комнат. Горшок в форме дома представляет собой прямоугольное остроконечное здание с тонкими стенами, но более толстым основанием и соломенной крышей. Стены этих зданий сделаны, вероятно, из самана или тростника. Подземные здания, схожие с сооружениями более раннего периода, но выровненные саманом вместо
булыжника , все еще строились в Уака-Приета в долине Чикама.
Канал начинают заполнять тремя слоями камня: внизу слой больших круглых валунов, затем слой средних
булыжников и наконец слой ближе к поверхности, из гальки, смешанной с глиной (римляне строго придерживаются правила: не брать их с того же места, где проводят дорогу). Применение извести, начиная примерно с эпохи, о которой мы говорим, придает дороге бо́льшую прочность.
Традиционное жилище табасаранцев включает в себя следующие помещения: жильё, хлев для скота и сарай для сена. Дома строились в основном одно– и двухэтажные, с плоскими крышами. В Верхнем Табасаране из-за нехватки земель дома строились скученно, близко друг к другу. У многих домов даже не имелось дворов. Строительным материалом служили камень, глина и лес. Иногда использовали речной
булыжник . Полы и стены обмазывали специальной глиной.
При «влажной» укладке все камни и плитки прочно скрепляют цементно-известковым раствором, что создает большую прочность всей конструкции, которая хорошо выдерживает давление грунта со стороны склона. Такие стенки могут иметь высоту до 6 м и более Материалом для каменных стенок являются гранит, бут, известняк,
булыжник и другие долговечные естественные камни. Камни слегка обрабатывают или обтесывают до формы плит. Применяют кладку разных по величине камней с вкраплением отдельных больших камней, что придает особую декоративность конструкции. Применима и однородная кладка из клинкерного кирпича (при условии высокого качества как кладки, так и материала).
На первый взгляд и сама улица из одной эпохи – той самой, сталинской. Вся ее застройка относится к 1920 – 1930-м гг. В действительности же летопись этого места насчитывает немало страниц. В древности здесь от переправы на Москве-реке пролегала Волоцкая дорога. Она шла по краю болота, мимо стариц, по топкой и низменной москворецкой пойме. (И сегодня здесь случаются провалы асфальта, в которые не раз попадали машины и даже троллейбусы.) В конце XV в. при Иване III в этих местах был разбит Государев сад. Появились слободы садовников: по правую сторону дороги – Верхняя Садовая, по левую – Средняя. В конце XVII в. был выстроен на Москве-реке каменный Всехсвятский мост. Получив надежную связь с ядром города, район заметно оживился, старая дорога превратилась в улицу. За ней утвердилось название Всехсвятской – по мосту. В XVIII столетии для удобства проезда через Болото возвели земляную насыпь, мощенную
булыжником . В то время Всехсвятская улица была обстроена внушительными каменными сооружениями. Всю ее правую сторону от Каменного моста заняли корпуса Винно-соляного двора.
Слой II нахичеванского Кюль-Тепе содержит остатки 39 домов, круглых и квадратных в плане. Они сложены из
булыжников , а также кирпичей, сделанных из глины-сырца. Каждое строение имеет в середине большой плоский камень или небольшую дырку в полу, где поставлен центральный столб, поддерживающий коническую крышу. Эти дома (слоя II) обогревались либо круглой глиняной жаровней (мангалом), размещенной прямо на полу, либо сделанной из глины печкой, установленной рядом с внешней стеной. Отличительной чертой является их подковообразное устройство. Эти дома раннебронзового века в Кюль-Тепе во многом подобны жилищам, обнаруженным при раскопках, проведенных экспедицией Бертона-Брауна в Геой-Тепе близ Реша в Иранском Азербайджане и экспедицией Чарльза Берни в Яник-Тепе близ Табриза.
Курная баня у карелов строилась прямо на земле, иногда для опоры под углы укладывали четыре камня, которые северные карелы так и называли nurkkakivet угловые камни. Иногда для утепления пазы между бревнами заделывали мхом, в двадцатом веке это делалось обязательно. Высота бань могла быть различной, от двух до трех с половиной метров, внутри – от полутора до двух с половиной метров. Основное место в бане, прямо у двери, слева или (чаще) справа, занимала печь-каменка, сложенная из валунов или природных
булыжников различного размера, но определенного качества. Устье каменки (или топливник-ниша[84]) было обращено к боковой стене[85]. Ее раскаленные верхние камни (или чаще разогретые в топке) использовали для нагрева воды: их специальными большими (бучильными) клещами или банной лопатой опускали в деревянную кадку с холодной водой, а затем снова укладывали на каменку. Когда эти камни, служащие для нагрева воды, впервые укладывали в (на) построенную каменку, на них делали крест концом обожженной лучины[86]. Процесс нагрева воды камнями у карелов был широко распространен. Э. Леннрот описывал, что в тридцатые годы XIX века карелы в избе в печь клали камни, которыми потом нагревали пойло для коров. Посетив карелов, проживавших на берегах Свири, финский исследователь писал: «Во всем крае я нигде не видел железных котлов. Пищу готовят в глиняных горшках, которые ставятся в печь. Остальное готовится следующим образом: нагретые в очаге камни опускают в посуду с водой и держат там до тех пор, пока вода не закипит»[87].
Распространение укатанного асфальта вместо мощения
булыжником или кирпичом в начале ХХ в. породило неожиданный эффект – после дождя горизонтальное «зеркало» улиц стало привычным, и сама размытость отражений вечерних огней на обширной поверхности придала романтический оттенок даже заурядному днем городу. В 50-е годы архитекторы всего мира полюбили изображать перспективы проектируемых зданий в именно таком отражении, и эта мода стала угасать только с того момента, когда у воды и асфальта появился мощный конкурент – стекло. Модернисты 20-х годов только мечтали о домах, похожих на стеклянные призмы, но с середины столетия их мечты обратились повальной модой, не угасшей до сих пор, хотя и несколько поблекшей. Теперь город обзавелся множеством огромных вертикальных зеркал, которые, к тому же, нередко оказались поставлены одно против другого, что создает фантасмагорию, разрывая давнюю солидность городских улиц. Более того, приставив зеркало фасада напротив старинного здания, стало возможно использовать его отражение, для того чтобы обогатить образ более чем скупой «коробки» офиса. В свою очередь архитектура «хайтек», поставив себе на службу высокие технологии, с 80-х годов начала использовать «мятое» стекло, стекло с усиленным блеском, за счет тончайших защитных пылеотталкивающих пленок на его поверхности. Более того, освоив нарезку и полировку тонких и очень больших плит естественного камня, архитекторы начали ставить приглушенного блеска зеркала приставных фасадов, крепящихся к каркасу с помощью сложных конструкций. Наконец, к этому добавился все чаще зеркальный блеск стальных конструкций, пока, наконец, от эффекта калейдоскопа, дополненного все чаще ярким цветом, не устали, и количество зеркал в городе не начали в последнее время сокращать.
В Ахзиве слой персидского периода вскрыт на холме, постройки и ямы найдены как внутри, так и вне стен VI–V вв. до н. э.; вокруг холма располагались некрополи. Южнее стояли два прибрежных города, Тель Нахария и Тель Кабри (Рехоб?). Первый дал два слоя персидского периода. В раннем (кон. V – нач. IV вв. до н. э.) открыты остатки стены, в кладке которой тесаный камень сочетается с
булыжником . Слой сер. IV в. до н. э. отмечен новой планировкой: построена центральная улица с административными зданиями, складами и мастерскими по сторонам. Местная керамика сочетается здесь с аттической. Конец персидского слоя города отмечают три монеты Александра Великого. Тель Кабри в персидский период даже вырос, перекрыв остатки раннего поселения, и был обведен оборонительной стеной.
Дорожки, по которым приходится ходить каждый день, можно замостить, используя различные плиты, природный камень,
булыжник , битый кирпич. Замощенные плитами и камнем дорожки получаются удобными и долговечными.
Вернемся к самой площади. В 1804 году ее сплошь замостили
булыжником , который в 1930 году заменили брусчаткой. В 1892 году здесь зажглись электрические фонари. С 1910 по 1930 год по площади ходил трамвай. В первом, дореволюционном проекте Московского метрополитена инженер Балинский предлагал провести через площадь линию по эстакаде.
Кладка. Каменную кладку выполняют из
булыжника , бута или из тесаного камня, которому до укладки придают более правильную форму. Во время кладки необходимо добиваться того, чтобы швы между камнями были не более 10–15 мм. Чем тоньше швы, тем меньше кладка оседает и тем меньше требуется раствора.
Город разделялся на четыре части: Ингербург, Большой проспект, Бомбардирская улица (слобода) и Малогатчинская. И хотя две части имеют в названии указание на принадлежность к городским магистралям, но при Павле I это все же были отдельные городские поселения, при которых начинали формироваться проспекты и улицы, объединенные в один прекрасный момент в общее городское поселение. Главная городская магистраль – Большой проспект (ныне – проспект 25 Октября) – частично освещалась керосиновыми фонарями и была вымощена
булыжником .
Интересным языческим сооружением является святилище Перуна около Новгорода Великого. Оно расположено в урочище, которое до сих пор называется Перынь, на холме, окольцованном по склонам сосновой рощей, в том месте, где Волхов вытекает из озера Ильмень. В центре святилища находится приподнятая площадка диаметром 21 метр. Она окружена рвом шириной до 7 метров и глубиной до 1 метра. В центре стояла деревянная статуя Перуна, которая, как сообщает летопись, в 988 году была срублена и сброшена в Волхов. Перед идолом находился жертвенник, представляющий собой круг, сложенный из
булыжников . Ров образует восемь дугообразных лепестков, в каждом из которых во время праздника горел ритуальный огонь. Для Перуна огонь на лепестках цветка был священным.
Главное в сибирской бане, конечно, каменка. В ней во время топки греется вода в котле, вмазанном в каменку, накаляются камни-
булыжники , а лучше использовать кирпичи, потому что булыжники растрескиваются, да и теплоемкость их ниже, чем у кирпичей.
Наконец, повсюду обнаруживается множество
булыжников , используемых в качестве молотов, орудий для ретуши, дробящих орудий, полировальных орудий, орудий для измельчения и пестиков.