Связанные понятия
Центральная дуговая магистраль (ЦДМ) — автотранспортная система в Санкт-Петербурге, соединяющая Приморское и Петергофское шоссе в обход исторического центра. Общая длина всех улиц около 50 км.
Красногварде́йская площадь (с 1983 по 1988 год — площадь Бре́жнева) — площадь в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, находящаяся на пересечении Большеохтинского и Среднеохтинского проспектов, проспекта Шаумяна и Якорной улицы. Площадь разделяет на две части, соединённые Комаровским мостом, река Охта.
Ю́го-За́пад — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Бо́льшая (западная) часть района расположена в Красносельском районе, меньшая (восточная) — в Кировском районе города. Граница между районами проходит по проспекту Маршала Жукова.
Пороховы́е — исторический район на востоке Санкт-Петербурга (Красногвардейский район).
Упоминания в литературе
Позже первоначальное значение слова «линия» было забыто. Если в Москве торговый проезд называется Петровские линии, то есть предполагается, что линий там все-таки две, то в Петербурге это стало просто синонимом слова «улица». Даже не обязательно прямая – достаточно посмотреть на Кожевенную линию!
Невский проспект – почти ровесник Петербурга. Рождение улицы было связано с освоением левобережной части города. В начале 1710-х годов были проложены две прямые дороги – от Адмиралтейской верфи-крепости и от Александро-Невского монастыря – к старинному Новгородскому тракту (он
проходил здесь по линии современного Лиговского проспекта). Дорога в направлении Адмиралтейства изначально служила главным въездом в новую столицу. В первой трети XVIII века она представляла собой березовую аллею с редкими строениями. Называли ее Большая перспективая. В 1738 году было дано официальное наименование: Невская Проспективая улица. Это имя связано с Александро-Невским монастырем (с 1797 года – лавра). Тогда же началась ее планомерная застройка между Мойкой и Фонтанкой.
На карте Санкт-Петербурга, составленной в последний год жизни Петра I, видна простота застройки Васильевского острова и Адмиралтейской части города, заметно менее регулярной выглядит его Петербургская часть. На Васильевском острове четко просматривается магистраль нынешнего Большого проспекта, система улиц – «линий», набережные (теперь Университетская и Лейтенанта Шмидта). К югу от Адмиралтейства и Невской першпективы уже тогда пролегли теперешние улицы Галерная, Почтамтская и
другие. Ясно прослеживается линия нынешнего Литейного проспекта, переходящая к югу от Невской першпективы в дорогу на месте будущего Владимирского проспекта. Затем эта дорога поворачивает к западу и после нового поворота уходит далеко за черту города на юг (в современной планировке она не сохранилась). На этой же карте видно положение Лиговского канала, Лиговского бассейна и труб для снабжения водой фонтанов Летнего сада. Лиговский канал, созданный в 1718–1725 гг., был проведен от реки Лиги (которая вытекала из озера на Дудергофских высотах).
Сейчас уже четвертые раскопки вновь идут на месте Мокринского переулка, ставшего преемником самой древней из известных улиц города – Великой, деревянные мостовые которой также нашли археологи чуть раньше. Это дало возможность подтвердить, что Мокринский переулок существовал по
линии Великой улицы, являвшейся продолжением Подольной улицы в Кремле. Она вела к причалам, поскольку все дороги в древние времена – торговые в первую очередь – были водными. И находились они чуть в стороне от самого города. А найденная линия – одна из древнейших линий старых торговых путей в Москву. При проведении работ столичными археологами были выявлены важнейшие элементы планировочной структуры, а именно деревянные мостовые Великой улицы.
Первый трамвай в Российской империи появился в Киеве. Затем – в Нижнем Новгороде, Курске, Орле и Витебске. Подвижной состав поступал главным образом из Бельгии. Затем появились и английские вагоны. Немногим известно, что в Петербурге первую трамвайную линию построили в 1895 г. Поскольку пути нельзя было прокладывать по городской земле, эта линия, действовавшая в течение ряда лет только в зимнее время, прокладывалась по льду Невы от одного берега к другому. Она пользовалась успехом у горожан. В 1899 г. вагон от конки с электрической тягой испытывали на Невском проспекте, но настоящий трамвай в Петербурге начали эксплуатировать только 28 октября 1907 г. Первая линия пролегала по Садовой улице. Через год в городе
действовало уже 9 трамвайных линий. Создание трамвая в Петербурге стимулировало появление производства вагонов в Мытищах и Коломне. Это, несомненно, имело положительное значение для всей страны. Пока отрезки железных дорог были короткими, эксплуатировались 4 класса вагонов. При этом вагоны четвертого класса не имели сидений и крыши. Пассажиры просто стояли на огороженной стенами платформе. Точно так же было организовано движение и в первые годы работы Царскосельской железной дороги. Сравнительно быстро четвертый класс вагонов был ликвидирован.
Связанные понятия (продолжение)
Рже́вка-Пороховы́е — район массового жилого строительства на востоке Санкт-Петербурга, расположенный на территории Красногвардейского административного района. Включает в себя муниципальный округ «Пороховые» и юго-западную часть муниципального округа «Ржевка». Площадь жилого района — 1200 га.
Да́чное — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга, между Автово и Ульянкой.
Жерно́вка — исторический район в восточной части Санкт-Петербурга. Название происходит от деревни (известна с 1778 года), находившейся на левом берегу реки Жерновки (Лапки) при впадении её в Охту.
Да́льняя Рога́тка — историческая местность в Санкт-Петербурге в районе Пулковской горы и аэропорта «Пулково», в историческом районе Пулковское. Административно относится к Московскому и Пушкинскому районам города, которые в этом районе разделяются границей, проходящей вдоль Пулковского шоссе в месте его примыкания к Петербургскому шоссе города Пушкина.
Сре́дняя Рога́тка — исторический район (до 1958 г. — посёлок) на юге Санкт-Петербурга (между станциями метро «Московская» и «Звездная»). Административно входит в состав Московского района.
Рыба́цкое — исторический район Санкт-Петербурга. Располагается в Невском районе между рекой Невой, рекой Славянкой, границей посёлка Петро-Славянка и рекой Мурзинкой.
Сукино́ болото — историческая местность, располагавшаяся на территории современных районов Печатники и Текстильщики в Юго-восточном округе Москвы. Было сначала засыпано, а затем частично ликвидировано при помощи установки грунтово-дренажных систем. Сегодня основную часть Сукина́ болота занимают бывший завод АЗЛК (впоследствии «ОАО Москвич», далее — концерн «Автофрамос», а ныне — Рено Россия) и электродепо «Печатники».
Весёлый Посёлок — исторический район Санкт-Петербурга. Расположен на правом берегу реки Невы. Входит в состав Невского района. Является частью исторического района Правый берег Невы.
А́втово — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Расположен в Кировском районе города.
Ку́пчино — исторический район на юге Санкт-Петербурга. На его территории расположено несколько муниципалитетов: «Купчино», «Георгиевский», «Балканский», большая часть округов № 72 и № 75, малая часть округа «Волковское».
Пискарёвка — исторический район в Калининском районе Санкт-Петербурга. На территории района расположен МО № 22 Пискарёвка. По названию района названы железнодорожная станция Пискарёвка и Пискарёвский проспект.
Московский трамва́й — система трамвайного движения в Москве. Торжественное открытие состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 года. Регулярное движение трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка открылось на следующий день 26 марта (7 апреля). Московское трамвайное хозяйство эксплуатируется организацией ГУП «Мосгортранс». На февраль 2019 года действует 46 маршрутов, которые обслуживаются пятью депо, объединёнными в единый филиал «Трамвайное управление». На сегодняшний день является крупнейшей в...
Балка́нская площадь — площадь в Санкт-Петербурге, примыкающая с востока к железнодорожной станции «Купчино». С востока Балканскую площадь ограничивает Волковский канал. От Балканской площади в восточном направлении начинается улица Ярослава Гашека.
Кругово́й перекрёсток — это перекрёсток, где приближающиеся транспортные средства замедляются и начинают круговое движение вокруг центрального «острова» в направлении против часовой стрелки на дорогах с правосторонним движением либо по часовой стрелке на дорогах с левосторонним движением, до выезда на одном из поворотов (ответвлений) с кругового перекрёстка.
Полю́строво ; на картах с конца XIX века и до 1940 года включительно — Палюстрово, от лат. paluster — болотистый) — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы.
Путепрово́д — один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой. Путепроводы являются незаменимой частью транспортных развязок.
Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными.
Тупи́к — по Далю, недоу́лок, «глухой заулок, мешок, непроходная улка». Исторически — тип улицы, не имеющей сквозного проезда; закрытая от сквозного проезда дорога.
Гражда́нка , прежде также Горожа́нка — исторический район в Калининском районе Санкт-Петербурга. Располагается между улицами Верности, Бутлерова, Фаворского, Гжатской, проспектом Науки, улицей Вавиловых, Северным, Светлановским проспектами, Окружной и Приозерской железнодорожными линиями.
Лесно́й (сокращённо; полное наименование Лесной участок; также Лесная часть) — единица дореволюционного административно-территориального деления Петербурга. Вплоть до проведённой в 1917 году реформы территориального устройства Петрограда, в ходе которой деление города на неравнозначные части было упразднено и на месте частей и участков были созданы районы, Лесной входил в группу так называемых пригородных участков, статус которых отличался от участков (районов), составляющих город, как таковой.
Нумерация домов — способ присвоения домам номеров. Номер дома — идентификатор здания, уникальный в некоторой окрестности (на улице, в квартале, районе), являющийся частью адреса.
Тра́нспортная развя́зка — комплекс дорожных сооружений (мостов, туннелей, дорог), предназначенный для минимизации пересечений транспортных потоков и, как следствие, для увеличения пропускной способности дорог. Преимущественно под транспортными развязками понимаются транспортные пересечения в разных уровнях, но термин используется и для специальных случаев транспортных пересечений в одном уровне.
Камер-Коллежский вал — земляная насыпь со рвом и заставами, а затем кольцо улиц в Москве, следующее за Садовым кольцом, последнее укрепление Москвы. Периметр кольца — 37 км. Учреждён в 1742 году как таможенная граница Москвы.
Бульва́р (фр. boulevard, от нем. bollwerk — укреплённый земляной вал) — аллея или полоса зелёных насаждений вдоль (обычно посреди) улицы (первоначально — на месте прежних городских валов), вдоль берега реки, моря, предназначенная для прогулок. Бульвары также служат для пешеходного движения, кратковременного отдыха, защищают тротуары и здания от пыли и шума. На бульварах размещают памятники и скульптуры, фонтаны, детские и спортивные площадки, кафе, торговые киоски, а также храмы и другие религиозные...
Проспе́кт (от лат. prospectus — вид будущего, вид развития, проектирование будущего, перспектива проекта) — как правило, длинная, прямая и широкая улица в городе, возможно, обсаженная зеленью. Согласно Строительным нормам и правилам проспект не относится к типологии улиц, выбор названия для него происходит произвольно. По универсальной десятичной классификации проспекты входят в группу с кодом 625.712.1 (Магистральные дороги. Автомагистрали. Проспекты. Кольцевые дороги. Городские автострады).
Меща́нский райо́н — район в северной части Центрального административного округа Москвы. Району соответствует внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Мещанский.
Район Бегово́й — район в Северном административном округе города Москвы. Району соответствует внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Беговой.
Петрогра́дская сторона (общепринятое сокращение — П. С. или Петроградская) — один из исторических районов Санкт-Петербурга, располагающийся в административных границах Петроградского района города. До переименования Санкт-Петербурга в Петроград Николаем II 18 (31) августа 1914 года именовалась Петербургской стороной. Является одной из пяти cторон Петербурга, наряду с Адмиралтейской, Выборгской, Канцевской (находилась в устье р. Охты) и Московской.
Стеклянный городок , Стеклянка — исторический район Санкт-Петербурга. Находится в восточной части города на левом берегу Невы к югу от Обводного канала.
Кольцевая автомобильная дорога (КАД) — автомобильная трасса вокруг крупных населённых пунктов, мегаполисов, либо их агломераций, главное предназначение которой — снизить нагрузку транзитного транспортного потока на центр города.
Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.
Зоологический тупик — бывшая небольшая улица в центре Москвы на Пресне, проходившая от Большой Грузинской улицы и начинавшаяся немного южнее Зоологического переулка. Ныне представляет собой внутренний проезд основной «старой территории» Московского зоопарка, который подходит к вольерам слонов. До сих пор указывается на некоторых картах.
Село Алекса́ндровское, Алекса́ндровское — исторический топоним, относящийся к населённому пункту в юго-восточной части Санкт-Петербурга, на левом берегу Невы, к северо-западу от Рыбацкого и Троицкого поля, вдоль проспекта Обуховской Обороны.
Щеми́ловка (Фарфо́ровская коло́ния) — исторический район на юго-востоке Санкт-Петербурга, на левом берегу Невы (округ Ивановский). Располагается между Фарфоровской улицей, проспектом Обуховской Обороны, Леснозаводской улицей, улицей Бабушкина, бульваром Красных Зорь и Московской линией железной дороги.
Пешехо́дная зо́на — городская территория исключительно для пешеходного движения, где запрещено передвижение на автотранспортных средствах, за исключением автомобилей спецслужб, коммунальной техники, маршрутного транспорта, транспорта для инвалидов, а также обслуживания магазинов (при отсутствии альтернативного маршрута).
Александровский участок — одна из единиц дореволюционного административно-территориального деления Петербурга-Петрограда в статусе пригородного участка. Располагался на левом берегу Невы в районе села Александровского и входил в юрисдикцию Рыбацкой волости Санкт-Петербургского уезда.
Бу́тово — историческая местность к югу от МКАД, которая включает в себя два района Москвы: Северное и Южное Бутово, относящиеся к Юго-Западному административному округу, а также прилегающие к ним населённые пункты в восточной части Ленинского района Московской области, в том числе деревня Бутово, давшая название всей местности. Бутово является «спальным районом» с довольно благополучной экологией.
Пло́щадь — открытое, архитектурно организованное, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств.
Коню́шенная площадь — одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена на пересечении набережной канала Грибоедова, Большой Конюшенной улицы и Конюшенного переулка. На площадь выходит Ново-Конюшенный мост.
Остано́вка обще́ственного тра́нспорта — специально отведённое общественное место, предназначенное для посадки/высадки пассажиров рейсового наземного общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси).
Переу́лок — небольшая улица, обычно являющаяся поперечным соединением двух более крупных продольных улиц.
Оборо́тный тупи́к — часть станции метрополитена, легкорельсового транспорта или трамвая, предназначенная для разворота подвижного состава.
Радужный массив (массив Серова-Радужный) (укр. Райдужний масив) — жилой массив в Днепровском районе г. Киева. Расположен северо-западнее Воскресенского массива на левом берегу Днепра.
Упоминания в литературе (продолжение)
В 1774 году город занимают войска Е. Пугачева, а Кремль подвергается осаде. Мятежники оставили после себя горящую Казань, в пожаре погибла большая часть застройки и весь посад. Но открылась возможность для коренного преобразования, город начал расти во всех направлениях, в веерных и прямоугольных векторах. Центральной точкой оставался Кремль, от которого радиально отходили широкие улицы – Проломная
(ныне Баумана), Спасская (последующие названия: Воскресенская, Чернышевского, Ленина, а ныне – Кремлевская), Арская. Другой направляющей линией застройки, согласно регулярному плану, стали Булак и озеро Кабан; параллельно им намечались улицы, среди них – Кирова (ныне Московская) в Закабанье. В 1820 – 1830-е годы Казань обогащается шедевром архитектуры того времени – зданиями Казанского университета; вступает в свои права классицизм и ампир. Новый план застройки города, разработанный архитектором Ф.И. Петонди, был утвержден в 1838 году и действовал до 1917 года.
На планах Леблона (так и не реализованных) сеть каналов имела строгий геометрический рисунок. Сегодня на месте проектируемых Леблоном каналов на Васильевском острове прекрасно смотрятся параллельные улицы – линии. В те же далекие времена предполагалось, что жилые дома должны
строиться в линию по обоим берегам каждого канала.
Сходство с немецким курортным городком было сразу уничтожено после 1917 года. Прежде всего сменили свое название почти все улицы. Вдоль железнодорожного полотна, с правой стороны, около платформы, протянулся проезд Троцкого, через дорогу – Ульяновский проезд. Появились Коминтерновская улица (параллельно пр. Троцкого), проезды Карла Маркса, Чичерина, Луначарского, Коммунистов. В 1925 году поселок объявляется
городом. Предполагалось, как утверждает современный путеводитель, в следующем же году пустить от Москвы до Пушкина, через Лосиноостровскую, автобусную линию, а возможно, и трамвайную.
Первый проект строительства московского метро предложил в 1902 г. инженер П.И. Балинский. По его замыслу, в городе частично под землей, а частично по эстакадам прокладывалась железная дорога. Основная диаметральная линия по проекту пролегала из Петровско-Разумовского в Замоскворечье через Красную площадь, где
должен был появиться центральный вокзал для пассажиров. Две кольцевые линии пролегли бы по бульварам и Садовому кольцу. Общая длина трасс составила бы 100 км.
С усилением личной власти Сталина меняется и городская архитектура: в моде вновь имперский стиль – римское классическое наследие советские архитекторы подгоняют к социализму. Ярким примером типичной застройки в этом стиле остаются район метро «Автово», Московский проспект и
Выборгская сторона – места массового строительства послевоенного времени. В большинстве случаев дворы в этих районах расположены позади зданий, являются открытыми и ограничены только соседними домами, то есть занимают иногда весь квартал. Подчеркнем – это не двор-колодец, а двор-сад. Правда, и здесь попадаются придомовые территории, полностью ограниченные с четырех сторон корпусами дома. Но и в этом случае внутренний двор не имеет ничего общего с историческим двором-колодцем центра города – он слишком большой и, скажем так, светлый. В послевоенное время архитекторы стремились сохранить принцип сплошной застройки по красной линии, проектируя на внутриквартальной территории – этаком «большом дворе» спортивные объекты, здания социального назначения и так далее.
По московской традиции название «Яузские ворота» шире, чем название площади, оно относится к тем старинным московским названиям, которые москвичи давали определенной местности, небольшому району – нескольким улицам, переулкам, объединявшимся вокруг какого-либо центра и составлявшим нечто вроде отдельной слободы. Иногда название было привязано к одной из улиц района, например, Пресня, Арбат, иногда это было название района без привязки к конкретной улице, например, Замоскворечье, Кулишки. К последнему виду относится и название «Яузские ворота». Его происхождение не таит в себе никаких загадок, оно известно с конца XVI века, когда были возведены крепостные стены
Белого города по линии нынешнего бульварного кольца с воротами на основных улицах-дорогах, в том числе и на Яузской улице, по которой шла от Кремля дорога к Яузе. Ворота обычно получали названия по подходящим к ним дорогам и улицам, поэтому они получили название Яузских.
В 1901 году гражданский инженер П.И. Балинский и американский инженер М.А. Вернер представили в Министерство внутренних дел еще один проект, рассмотренный в Комиссии о новых железных дорогах при Министерстве финансов. По этому проекту в столице предполагалось построить метрополитен на насыпях и эстакадах, расположенных на высоте от 5 до 10 м над уровнем городских
улиц. «Большое кольцо» метрополитена предполагалось протянуть по Сенной площади, набережным Екатерининского и Крюкова каналов, по набережной реки Мойки с выходом на Неву. По узкому железнодорожному пути над Невой поезда метрополитена должны были попадать на Васильевский остров по 12-й линии, пересекать Петровский, Крестовский и Каменный острова и продолжать путь по Выборгской стороне.
Пожалуй, первое знакомство иностранца с Москвой происходит в Google Earth. Виртуальный тур по российской столице начинается с панорамного взгляда на радиально-концентрический план города: кольца дорог и бульваров, опоясывающие Кремль, прорезают прямые линии проспектов и улиц, ведущих из центра к окраинам. Такой генеральный план хорошо знаком каждому европейскому архитектору – по тому же принципу
устроено множество городов. Однако, увеличив картинку, чтобы увидеть устройство Москвы во всех деталях, мы обнаружим, что ее ДНК разительно отличается от ДНК европейского города. Десятки одинаковых жилых зданий, которые группируются вокруг идеальных прямоугольников школ, детских садов и прочих социальных объектов, больше похожи на микросхемы, напаянные на материнскую плату, чем на привычный городской пейзаж. И хотя все эти «микросхемные» микрорайоны имеют разную геометрическую композицию (дома выстраиваются в линию, группируются вокруг общественных зданий, образуют зигзаги или имеют более свободную расстановку), логика планировки везде остается одной и той же.
Особенно показательна <… > судьба Мясницкой улицы, где находился почтамт и по которой шло главное движение от центра к Николаевскому, Ярославскому и Рязанскому вокзалам. Не случайно она в числе первых оснащалась самыми современными тогда видами благоустройства: в 1870-х годах получила газовое, в 1890-х годах – электрическое освещение, а в начале ХХ в. была вымощена брусчаткой. В 1870-х годах на Мясницкой была проложена одна
из первых линий конножелезной дороги. То же повторилось в начале нашего столетия с трамваем.
Это имя сняли с сада осенью 1991 г., вернув историческое название. К этому времени сад поделили пополам проложенной через него вначале 1970-х гг. Гренадерской улицей в
связи со строительством новой линии метро.
Со времен Юрия Долгорукого, владимиро-суздальского князя, Москва развивалась в одном направлении – радиально-кольцевом. На месте усадьбы легендарного боярина Кучки была выстроена деревянная крепость, вокруг которой, как древесные кольца (или круги по воде), расходились все новые градостроительные окружности: Кремлевский треугольник, а далее концентрические окружности – Белого города, Земляного вала, Бульварного и Садового колец… Антиглобалисты дали бы такому процессу сравнение не с кольцами на пеньковом срубе, а с раковой опухолью, которая поглощает все новые жизненные пространства. Им вторит конструктивистский архитектор Ле Корбюзье, который в 1930-е годы занимался переустройством советской столицы: «В Москве, кроме нескольких драгоценных памятников былой архитектуры, нет твердых основ; она вся нагромождена в беспорядке и без определенной цели». Но закольцовывание продолжалось – Генеральный план 1935 года предусматривал застройку
до нынешнего Третьего транспортного кольца; далее пошла кольцевая линия метрополитена и Московская кольцевая…
Приблизительно с конца XV в. при Иване III в Москву потянулась знать из ранее самостоятельных княжеств, и начинается бурный рост городской территории. При этом он во многом происходит за счет бывших пригородных селений. Показателем этого процесса
служит появление новых линий городских укреплений. В 1485–1495 гг. строительство нынешнего Кремля (он занял территорию 0,26 кв. км) окончательно сформировало центр города. В 30-е гг. XVI в. территория «великого посада» была обнесена каменной стеной и получила название Китай-города. Тем самым укрепленная площадь Китай-города вместе с Кремлем составила 1,07 кв. км.
Особую проблему представляли внутригородские перевозки. Даже лучшие
улицы центральной части города были кривыми и узкими. В отдельных местах они еще более сужались старыми постройками, вылезающими за красные линии. По важнейшим городским проездам проходили трамвайные пути, отнимавшие большую часть их ширины. Поскольку трамвай был в то время фактически единственным видом общественного городского транспорта, принимавшим на себя все пассажирские перевозки, то вагоны следовали один за другим, выстраиваясь в длинные пробки и создавая серьезные помехи быстро растущему автомобильному движению.
Район Москвы возле современных станций метро «Цветной бульвар» и «Трубная» исторически связан с рекой Неглинной, которая двести лет назад была заточена в подземный коллектор. Река текла прямо по тому месту, где сегодня расположен Цветной бульвар, а Трубная площадь получила свое название потому, что здесь находилось отверстие в стене Белого города, через которое протекала Неглинная. Это отверстие называли Трубой. На двух берегах реки появились схожие друг с другом районы города. На высоком левом берегу шла дорога на север – в Переяславль.
Часть этой дороги стала улицей Сретенкой, названной так по Сретенскому монастырю. По противоположному берегу проходила дорога в подмосковное село Сущево мимо знаменитого Высоко-Петровского монастыря. Теперь это линия улиц Петровки и Каретного Ряда.
Мохенджо-Даро был прекрасно распланированным городом: все его улицы проходили строго с севера на юг и с востока на запад, и таким образом они были хорошо защищены от ветров. По строительному уставу ни один дом не должен был выступать
за общую линию. Главные улицы пересекались переулками под прямым углом, и потому в городе не было закоулков и тупиков. Длина главной улицы в Мохенджо-Даро составляла 80 метров, ширина – 10 метров, по ней одновременно могли проехать несколько воловьих повозок.
Все расстояние пути между СПб и Гельсингфорсом составляет 415 верст. Из
этого числа уже выстроено средствами Великого княжества 67 верст, а именно до ст. «Рихимяки» на Тавастгустской линии. Кроме того, изготовлено полное соображение для продолжения этого пути по направлению к Петербургу на 56 верст до м. Лахтис, что составит всего устройства железной дороги финляндскими средствами на 123 версты, т. е. без малого на 1/3 всего пространства от Гельсингфорса до столицы империи.
Устойчивое обиходное название местности на левом берегу Невы, составившей большую долю территории Рождественской части (Летняя Конная площадь после сооружения на ней церкви во имя Дмитрия Солунского (1860-е гг.) причислялась к Литейной части). Местность включала четную сторону Невского проспекта на его участке, называемом в обиходе Старо-Невским, Знаменскую площадь, начало Лиговского проспекта, казармы Преображенского полка, Таврический сад. Название местности происходило от ее супесчаной почвы. Пески вместе со значительной территорией в Литейной части с 1739 г. стали полковым местом (слободой) лейб-гвардии Преображенского полка, но их начали застраивать лишь при императрице Елизавете Петровне с 1750 г. Всю территорию Песков разбили на перпендикулярные к Лиговскому каналу линии, пересекавшиеся тремя продольными улицами – Дегтярной, Слоновой (ныне – Суворовский пр.)
и Мытнинской. Линии получили название нумерованных Рождественских улиц по церкви Рождества Христова и впоследствии продлевались. В 1792 г. первоначальная нумерация Рождественских улиц была изменена (в 1923 г. Рождественские улицы переименовали в Советские с сохранением их нумерации). В конце XVIII в. через Пески к Большому Охтенскому перевозу проложили дорогу, в 1871 г. получившую название Калашниковского проспекта (ныне – пр. Бакунина). Вблизи Невского проспекта на Калашниковском находился Мытный двор для сбора таможенных платежей с товаров, ввозимых в Петербург через Охту. Другой Мытный двор (торговый) находился вблизи самого перевоза на Болотной улице.
На протяжении следующих десяти лет даже в самых глубоких и опасных коридорах горняки иногда видели высокую фигуру господина Гийомо, обходящую безмолвные улицы своего подземного царства; его лицо было бледно, словно покрытое свинцовыми белилами. Никто не подвергал сомнению его решения и не пытался сократить финансовую смету. Каждая линия, которую он проводил на листах бумаги, превращалась в прочную реальность. В то время как непокорные королевские министры ворчали на продолжающиеся расходы Версаля, Гийомо, не привлекая
общего внимания, строил самый большой архитектурный ансамбль в Европе. Если бы все эти коридоры можно было соединить в один, он достиг бы Центрального Французского массива, находящегося на расстоянии трехсот километров. Для составления карты подземного мира было привлечено больше картографов, чем те, которые работали над картой всего королевства под руководством Кассини. Когда он обнаружил часть римского акведука длиной в полтора километра, который питал водой бани на улице Ла-Арп, он перестроил и усовершенствовал его, соединив с отремонтированным акведуком Медичи, который шел к Люксембургскому дворцу и Пале-Роялю. Он украсил его карнизами прекрасной формы и создал во тьме проспект для триумфального течения в город пресной воды.
В 1820 г. по ней пустили первый дилижанс, направляющийся в Санкт-Петербург. В 1872 г. опять же впервые в Москве здесь была пущена конно-железная дорога, а в 1933 г. – первая троллейбусная линия. А ехать было куда, ибо улица не такая уж и маленькая, на ней, как на бельевой веревке, висят аж три площади – Тверская, Пушкинская и Триумфальная. Именно последняя площадь завершает улицу и дает начало ее ближайшей родственнице – Первой Тверской-Ямской, ведущей к Белорусскому вокзалу, где некогда была Тверская застава Камер-Коллежского вала. Этот вал являлся границей города в XVIII в. Вокзал сменил более чем за сто лет своего
существования пять названий: в 1870 г. он был открыт как Смоленский, затем именовался Александровским, Брестским, Белорусско-Балтийским и, наконец, Белорусским. С этого вокзала и по сей день отправляются составы на Запад. Сюда же приходили и поезда с советскими солдатами-победителями в 1945 г.
Первым шагом такого перехода стало повсеместное устройство кольцевых бульваров на месте снесенных городских укреплений, ставших ненужными, когда прогресс военного дела
вынудил перейти от сплошной линии фортификаций к фортам, вынесенным за городскую черту. Нужен был авторитет высшей государственной власти и ее финансовая поддержка, чтобы не допустить хаотической коммерческой застройки столь желанного для застройщиков пустыря, но прежде того соответствующие проекты в иллюстрированных книгах должны были не только появиться, но и быть воспринятыми широким кругом образованных горожан.
В контрасте к американской традиции последних пятидесяти лет планируется сформировать развитую систему общественного транспорта, включая обычный и скоростной трамвай, линии легкого метро. Все они рассчитаны на обслуживание и города, и пригородной территории, вплоть до города Батон Руж. Это существенно, так как до наводнения из почти 200 тыс. человек, ежедневно прибывавших в НьюОрлеан на работу, только 26 тыс. пользовались общественным транспортом. Все крупные улицы города планируется озеленить и сделать удобными не только для автомобилистов, но также для пешеходов и велосипедистов.
Набережные Миссисипи, ранее занятые полузаброшенными заводами, складами и доками, должны быть обустроены. Внутри кварталов, на месте разрушившихся домов, планируется создать мини-парки.
Воронков имел в виду правый берег Волги за заводом «Красное Сормово». На месте многочисленных садовых товариществ и частного сектора планировалось возвести два огромных микрорайона: Сормовское Приволжье и Лунский, которые должны были состоять из 9-12-этажных домов серии Э-600 (с навесными утеплительными панелями). Последние были сильно распространены в Ленинграде, где получили прозвище «дома-корабли» за внешнее сходство с океанскими лайнерами. Сплошные линии окон на белом фоне напоминали палубы. Подобный тип застройки использовался для гашения сильного морского ветра в прибрежных районах, в Сормове же «корабли» должны были загораживать город от северо-восточных ветров! А вот обеспечить горячей водой и отоплением строящиеся на окраинах Горького
микрорайоны должна была первая в мире атомная котельная…
Июньская улица, а ранее Макаровская и Поморская, по своей правой
стороне имеет линию так называемых губернских домов, т. е. тех домов, которые были выстроены при Петре на средства существовавших тогда губерний в России. О постройке этих домов остался указ следующего содержания: «Объявить всем губернаторам, чтобы каждый сего года (указ дан 10 марта 1714 года) приготовили, а в будущем начали строить каменные дома, а именно с пяти дом по двору в год». По этому расчету в один год должен был быть построен 31 дом. На самом же деле только к 1724 году было выстроено 47 домов, как значилось в описи. Дома эти, как мы говорили, сохранились по наше время, но с некоторыми видоизменениями: в настоящее время это трехэтажные дома, соединенные между собой заборами. При Петре нижний этаж представлял собой галерею аркадой, нынешние заборы также были галереей, за этими галереями помещались лавки. Таким образом, в первом этаже петровских домов должен был быть первоначальный Гостиный двор, а галереи были предназначены «для гуляния публики в дождливую погоду». Во втором и третьем этажах были казармы и отводились помещения для офицеров. Внешний вид петровского губернского дома сохранился в Кронштадте в доме, выходящем на угол проспекта Ленина и площади Мартынова и обозначенном на нашем плане под № 55.
Возведение пограничных укреплений началось при Петре I с создания 10-километровой Таганрогской укрепленной линии, которая просуществовала с 1702 по 1712 год. В 1706–1708 годах на западной границе России была создана более протяженная пограничная укрепленная линия по рубежу Псков – Смоленск – Брянск. Основную роль в этой
линии играли крепости и участки отдельных полевых и лесных сооружений и заграждений. В 1718–1723 годах между реками Волга и Дон создается Царицынская укрепленная линия, а в 1731–1735 годах между реками Днепр и Северский Донец – Украинская укрепленная линия.
Проектирование досталось К.А. Тону, а от Департамента путей сообщения ему помогал Р.А. Желязевич, исполнивший проекты дебаркадера Николаевского вокзала и некоторых станций дороги Петербург – Москва. Площадь еще не получила оформления – из доминант стояла только церковь Знамения архитектора Ф.И. Демерцова (разрушена в 1940-е гг.), и нужно отметить, строительство зданий здесь шло трудно: боролись частные интересы и желание городских властей прибрать территорию себе. В основе проекта К.А. Тона лежала схема организации пассажиропотока, разработанная инженерами Департамента. Зодчий применил принцип «фасадного строения» – здание выстроено по красной линии (в данном случае – ломаной) площади. В центре размещен вход внутрь здания, в вестибюли и залы ожидания. С
двух сторон главного корпуса организованы арочные проходы, разделявшие прибывающие и отъезжающие потоки пассажиров. Позднее многие эксперты отмечали удачную планировку Николаевского вокзала, хорошо справлявшуюся с возросшим к концу XIX века числом пассажиров.
Мы видим улицу с односторонним движением и с четырьмя рядами движения шириной 3,67 метра каждый. Она подобна тысячам улиц, на которых живут и работают городские жители или по которым они ходят: Спринг-стрит в Лос-Анджелесе, Питт-стрит в Сиднее или Камден-Хай-стрит в Лондоне. По обеим сторонам проезжей части, у обочины, выделено по одному ряду для парковки
машин. Два центральных ряда предназначены для движения автомобилей. Там, где наша типичная улица пересекает другую, пары параллельных линий, перпендикулярных потоку движения, обозначают переходы, по которым пешеходы по сигналу светофора могут пересечь проезжую часть шириной 14,6 метра.
Сравнивая две российские столицы, Юрий Тынянов писал: «Петербург никогда не боялся пустоты. Москва росла по домам, которые естественно сцеплялись друг с другом, обрастали домишками, и так возникали московские улицы. Московские площади не всегда можно отличить от улиц, с которыми они разнствуют только шириною, а не духом пространства. <…> Основная единица Москвы – дом, поэтому в Москве много тупиков и переулков. В Петербурге совсем нет тупиков, а каждый переулок стремится быть проспектом. <…> Улицы в Петербурге образованы ранее домов, и дома только восполнили их
линии. Площади же образованы ранее улиц. Поэтому они совершенно самостоятельны, независимы от домов и улиц, их образующих. Единица Петербурга – площадь».
По мере расширения территории Херсонеса на запад, в конце IV в. до н. э. началось интенсивное крепостное строительство. Город окружила сильная оборонительная
линия стен и башен. Важно отметить, что стены располагались не только со стороны суши, но и вдоль всего побережья. Начало III в. до н. э. явилось временем окончательного сложения оборонительной системы города. Не случаен, очевидно, тот факт, что именно в этот период в Херсонесе появился декрет о создании постоянного отряда для охраны города.
В Петербурге 342 моста, и если вытянуть их все в
одну линию, то их общая протяженность составит примерно 11 километров. И почти каждому из мостов нашлось место в городском фольклоре, при этом одни мосты «помнят» о реальных событиях, другие являются декорацией вымышленных историй.