Неточные совпадения
Он считал
русского мужика стоящим по
развитию на переходной ступени от обезьяны к человеку, а вместе с тем на земских выборах охотнее всех пожимал руку мужикам и выслушивал их мнения.
С этим связано недостаточное
развитие личного начала в
русской жизни.
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы,
русские, станем активными в отношении к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического
развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Русское сознание должно отречься от славянофильского и народнического утопизма и мужественно перейти к сложному
развитию и к машине.
Сама любовь
русского человека к родной земле принимала форму, препятствующую
развитию мужественного личного духа.
Историческая судьба
русского народа была жертвенна, — он спасал Европу от нашествий Востока, от татарщины, и у него не хватало сил для свободного
развития.
Боятся, что европейская техника, машина,
развитие промышленности, новые формы общественности, формально схожие с европейскими, могут убить своеобразие
русского духа, обезличить Россию.
Разве он унес с собой в могилу какое-нибудь воспоминание, которого никому не доверил, или это было просто следствие встречи двух вещей до того противоположных, как восемнадцатый век и
русская жизнь, при посредстве третьей, ужасно способствующей капризному
развитию, — помещичьей праздности.
Самое
русское народонаселение в Сибири имеет в характере своем начала, намекающие на иное
развитие.
Помирятся ли эти трое, померившись, сокрушат ли друг друга; разложится ли Россия на части, или обессиленная Европа впадет в византийский маразм; подадут ли они друг другу руку, обновленные на новую жизнь и дружный шаг вперед, или будут резаться без конца, — одна вещь узнана нами и не искоренится из сознания грядущих поколений, это — то, что разумное и свободное
развитие русского народного быта совпадает с стремлениями западного социализма.
Русская история —
развитие крепостного состояния и самодержавия».
Он очень приветствовал мою статью и писал мне, что возлагает большие надежды на
русских марксистов для дальнейшего теоретического
развития марксизма.
Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее
развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех
русских культурных людей.
Бецкий сказал о помещиках, что они говорят: «Не хочу, чтобы философами были те, кто мне служить должны» [См.: А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного
развития русского народа».].
Русское самосознание должно было пройти через это горькое самоотрицание, это был диалектический момент в
развитии русской идеи.
Это диалектический момент в
развитии русской души и
русского сознания.
Историк умственного
развития России Щапов, близкий идеям Писарева, считал идеалистическую философию и эстетику аристократическими и признавал демократическими естественные науки [А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного
развития русского народа».].
Социализм утопический, влияние идей Сен-Симона и Фурье; социализм народнический, наиболее
русский, более близкий к идеям Прудона; социализм научный, или марксистский [К. А. Пажитнов. «
Развитие социалистических идей в России» и П. Сакулин.
Это была эпоха мистических течений, масонских лож, интерконфессионального христианства, Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и
развития русской поэзии, эпоха
русского универсализма, который имел такое определяющее значение для
русской духовной культуры XIX в.
В действительности
русское самодержавие, особенно самодержавие Николая I, было абсолютизмом и империализмом, которых славянофилы не хотели, было чудовищным
развитием всесильной бюрократии, которую славянофилы терпеть не могли.
Русские коммунисты, продолжавшие себя считать марксистами, вернулись к некоторым народническим идеям, господствовавшим в XIX в., они признали возможным для России миновать капиталистическую стадию
развития и прямо перескочить к социализму.
Русская тема об особых путях России, о миновании ею западных путей индустриального капиталистического
развития будет раскрываться народническим социализмом, который произойдет из левого крыла западничества.
Развитие русского социализма.
«Очерк
развития русской философии».].
Но во всяком случае славянофилы верили, что пути России особые, что у нас не будет
развития капитализма и образования сильной буржуазии, что сохранится общинность
русского народного быта в отличие от западного индивидуализма.
Высказывалась мысль, что перевод Священного Писания Кириллом и Мефодием на славянский язык был неблагоприятен для
развития русской умственной культуры, ибо произошел разрыв с греческим и латинским языком.
Лаптев лениво смеется, и если бы бесцветные «почти молодые люди» видели эту улыбку, они мучительно бы перевернулись в своих постелях, а Перекрестов написал бы целый фельетон на тему о значении случайных фаворитов в
развитии русского горного дела.
Наш светский писатель, князь Одоевский [Одоевский Владимир Федорович (1803—1869) —
русский писатель, критик и историк музыки.], еще в тридцатых, кажется, годах остроумно предсказывал, что с
развитием общества франты высокого полета ни слова уж не будут говорить.
Я встал и обратился к В.И. Ковалевскому с просьбой не отказать в поездке, рассказав о красоте донских гирл, в которых никогда не бывал, рисуя их по астраханским камышам. В заключение опять попросил В.И. Ковалевского остаться на сутки в Ростове, чтобы повидать очень важные для
развития русской торговли работы в гирлах.
Не говоря никому ни слова, В.Э. Миллер выхлопотал для
развития своего коммерческого дела разрешение издавать два раза в неделю «
Русский справочный листок» с куцей программой.
— Я невежда в отношении Гегеля… С Фихте [Фихте Иоганн-Готлиб (1762—1814) — немецкий философ и публицист.] и Шеллингом [Шеллинг Фридрих-Вильгельм (1775—1854) — немецкий философ, оказавший заметное влияние на
развитие русской философской мысли, особенно в 20-е годы.] я знаком немного и уважаю их, хотя я сам весь, по существу моему, мистик; но знать, говорят, все полезно… Скажите, в чем состоит сущность учения Гегеля: продолжатель ли он своих предшественников или начинатель чего-нибудь нового?..
Простой народ, не только
русский, но вообще все возможные народы, вероятно по недостаточному
развитию нравственного чувства и совершенному отсутствию нравственного мнения, снисходительно смотрят на проступки ближнего, к какому бы роду ни принадлежали эти проступки.
Немцы правильно развивались, кричат славянофилы, — подавайте и нам правильное
развитие!"Да где ж его взять, когда самый первый исторический поступок нашего племени призвание себе князей из-за моря — есть уже неправильность, ненормальность, которая повторяется на каждом из нас до сих пор; каждый из нас, хоть раз в жизни, непременно чему-нибудь чужому, не
русскому сказал:"Иди владети и княжити надо мною!"
Нельзя не сознаться, что дело Островского гораздо плодотворнее: он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все
русское общество, которых голос слышится во всех явлениях нашей жизни, которых удовлетворение составляет необходимое условие нашего дальнейшего
развития.
Напрасно приверженцы старой Руси утверждают, что то, что внесено в нашу жизнь Петром, было совершенно несообразно с ходом исторического
развития русского народа и противно народным интересам.
Но в ней отразилась
русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный
русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного
развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины.
Ольга, по своему
развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь
русский художник вызвать из теперешней
русской жизни, оттого она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас до того, что мы готовы усомниться в ее даже поэтической правде и сказать: «Таких девушек не бывает».
Императрица очень хорошо видела, что
русское общество того времени далеко еще не так образованно, чтобы считать литературу за серьезную потребность, чтобы теоретические убеждения вносить в самую жизнь, чтобы выражать в своих поступках степень
развития своих понятий.
У нас вообще журнальная литература всегда пользовалась наибольшим успехом и получила наибольшее
развитие — потому ли, что
русские авторы никогда не хотели или не умели сами хлопотать о продаже и об издании своих сочинений, или потому, что чтение мелких, легких статеек приходилось более по вкусу образующегося общества, нежели чтение сочинений обширных и серьезных.
Оставя политические заблуждения Герцена, где он вышел из роли нормального героя, из роли Чацкого, этого с головы до ног
русского человека, — вспомним его стрелы, бросаемые в разные темные, отдаленные углы России, где они находили виноватого. В его сарказмах слышится эхо грибоедовского смеха и бесконечное
развитие острот Чацкого.
Рассуждения отрешенного взяточника имеют значительную долю справедливости. Для подтверждения этого вспомним, как в течение двух столетий у нас преследовалось зло взяток, как против них восставали люди государственные в докладных записках и проектах, как они запрещались указами, как их обличала литература. Ради курьеза приведем, пожалуй, ряд свидетельств о взятках из разных периодов
русской литературы и общественного
развития.
Вместо фактического указания на то, что литература не имела у нас инициативы в общественных вопросах, мы, принявши приведенное возражение, должны будем сказать: литература у нас не может иметь инициативы при современной организации и степени
развития русского общества…
Таким образом, от идеи своего народа и государства человек, не останавливающийся: в своем
развитии, возвышается посредством изучения чужих народностей до идеи народа и государства вообще и, наконец, постигает отвлеченную идею человечества, так что в каждом человеке, представляющемся ему, видит прежде всего человека, а не немца, поляка, жида,
русского и пр.
Объем его позволял автору коснуться всех сторон
развития древней и новой Руси, систематически провести свои воззрения на
русскую цивилизацию, представить в стройной картине то положение, в какое наконец приведено наше отечество в настоящее время непрерывным ходом своего исторического
развития.
Вообще
русские мало обращали внимания на
развитие материальных удобств жизни, а заботились более о нравственном совершенстве, занимаясь учением веры, священной историей и житиями людей, которые могли служить образцами благочестия.
Согласно со многими из славянофилов г. Жеребцов полагает, что
русский народ находился на пути к прогрессу и уже стоял на высокой степени совершенства нравственного и умственного, когда Петр внезапно изменил направление
русской цивилизации и произвел на целое столетие застой и даже отступление назад в
развитии истинно народном.
Относительно знаний и силы убеждения это, правда, представитель довольно плохой; но зато он очень полно выразил мнения своей партии, систематически провел их по всей
русской истории и весьма откровенно высказал те начала, которым, по его мнению, должен следовать
русский народ в своем
развитии.
В следующей статье мы будем иметь случай показать, как мало благодетельного значения имело византийское влияние в историческом
развитии Руси; теперь же заметим только, что, видно, слабо оно действовало в сердцах
русских, когда не могло противостоять воле одного человека, да и то напавшего на него не прямо, а очень и очень косвенно, при реформе государственной.
Признавая реформы Петра произвольными, сделанными наперекор естественному ходу исторического
развития Руси, г. Жеребцов с братиею невольно обнаруживают презрение к
русскому народу, неверие в его внутренние силы.
Мы даже не хотели проводить своего взгляда по всем явлениям
русской литературы; мы сказали только, что любопытно было бы представить ход
развития русской литературы с такой точки зрения: как она постепенно сближалась с народом и действительностью, постепенно избавляясь от исключительного влияния книжников-монополистов и от призрачных, туманных идей, насильно навязанных ими литературе.