Неточные совпадения
— Мы,
люди, — начал он, отталкивая Берендеева взглядом, — мы, с моей точки зрения,
люди, на которых историей возложена обязанность организовать революцию, внести в ее стихию всю
мощь нашего сознания, ограничить нашей волей неизбежный анархизм масс…
Чем ближе подходили к месту, тем пуще приставал народ, и сошлось наконец нас чуть не два ста
человек, все спешивших лобызать святые и целокупные
мощи великих обоих чудотворцев Аникия и Григория.
Ну, пусть там монах или пустынник, — а тут
человек ходит во фраке, ну, и там все… и вдруг его
мощи!
Вера в
человека, в его творческую свободу и творческую
мощь возможна лишь для религиозного сознания, а никогда не для позитивистического сознания, которое смотрит на
человека, как на рефлекс материальной среды, природной и социальной.
Но — и в этом его личная
мощь — ему вообще не часто нужно было прибегать к таким фикциям, он на каждом шагу встречал удивительных
людей, умел их встречать, и каждый, поделившийся его душою, оставался на всю жизнь страстным другом его и каждому своим влиянием он сделал или огромную пользу, или облегчил ношу.
Разумеется, что
люди эти ездили к нему и звали на свои рауты из тщеславия, но до этого дела нет; тут важно невольное сознание, что мысль стала
мощью, имела свое почетное место, вопреки высочайшему повелению.
В отличие от большей части русских
людей, он любил
мощь государства.
— Поезжайте и поезжайте! — повторял он. — Это вам говорю я…
человек, который, вы знаете, как любит вас, и как высоко я ценю вашу гражданскую
мощь и мудрость!
— Он тебя увел? — произнес Иван Васильевич, посматривая с удивлением на Кольцо. — А как же, — продолжал он, вглядываясь в него, — как же ты сказал, что в первый раз в этом краю? Да погоди-ка, брат, мы, кажется, с тобой старые знакомые. Не ты ли мне когда-то про Голубиную книгу рассказывал? Так, так, я тебя узнаю. Да ведь ты и Серебряного-то из тюрьмы увел. Как же это, божий
человек, ты прозрел с того времени? Куда на богомолье ходил? К каким
мощам прикладывался?
Те же требования от паствы веры в догматы, выраженные в IV веке и потерявшие всякий смысл для
людей нашего времени, и то же требование идолопоклонства, если не перед
мощами, иконами, то перед днем субботним и буквой Библии.
Но если кто особенно хочет позаботиться о своей душе, то по этой вере внушается, что наибольшее обеспечение блаженства души на том свете достигается еще тем, чтобы жертвовать деньги на церкви и монастыри, обязывая этим святых
людей молиться за себя. Спасительны еще, по этой вере, для души хождения по монастырям и целование явленных икон и
мощей.
Внушение народу этих чуждых ему, отжитых и не имеющих уже никакого смысла для
людей нашего времени формул византийского духовенства о троице, о божией матери, о таинствах, о благодати и т. п. составляет одну часть деятельности русской церкви; другую часть ее деятельности составляет деятельность поддержания идолопоклонства в самом прямом смысле этого слова: почитания святых
мощей, икон, принесения им жертв и ожидания от них исполнения желаний.
Первый вопрос, первое сомнение начинающего мыслить русского
человека есть вопрос об явленных иконах и, главное, о
мощах: правда ли, что они нетленны и что от них совершаются чудеса?
Сотни и тысячи
людей задают себе эти вопросы и затрудняются в разрешении их преимущественно тем, что архиереи, митрополиты и все высокопоставленные
люди прикладываются к
мощам и чудотворным иконам.
Княгиня, отправив этих гостей, успокоилась. К Патрикею, правда, являлся полицейский узнавать, что за
человек живет у них под именем дворянина Рогожина, но Патрикей знал, как обходиться с чиновными
людьми: он дал ему двадцать пять рублей и сказал, что это был из их мест крепостной, в уме тронутый, но его в Белые берега к подспудным
мощам отправили.
Гегель, несмотря на всю
мощь и величие своего гения, был тоже
человек; он испытал панический страх просто выговориться в эпоху, выражавшуюся ломаным языком, так, как боялся идти до последнего следствия своих начал; у него недостало геройства последовательности, самоотвержения в принятии истины во всю ширину ее и чего бы она ни стоила.
Если можно внушать и внушается уважение к воображаемым святыням: причастиям,
мощам, книгам, то во сколько раз нужнее внушать детям и мало думающим
людям уважение не к чему-либо воображаемому, но к самому действительному и всем понятному и радостному чувству любви
людей к
людям.
«Законы природы», идея о все общей мировой детерминированности, о каком-то perpetuum mobile [Вечный двигатель (лат.).] есть необходимое вспомогательное орудие познания, его прагматические костыли, опираясь на них
человек расширяет свою
мощь и положительную свободу.
Здесь говорит уже не искусство, но та могучая стихия человеческого духа, которою порождается искусство, то взывает не виртуоз определенной ars, не профессионал, но артист в духе, художник-человек, осознавший творческую
мощь Красоты чрез посредство своего искусства.
Поэтому
человек не должен ни преувеличивать, ни преуменьшать своей свободы и ответственности, которая определяется лишь мерой его положительной
мощи, не меньше, но и не больше.
С этим адогматизмом
людей беспринципных и равнодушных не о чем разговаривать: они ниже догмата и ниже религии, и, хотя в силу количественного своего преобладания они задают теперь тон в общественном мнении, за ними не стоит ни духовной
мощи, ни идейного содержания.
Действительно, было что-то грандиозное и словно бы загадочное в этой дикой
мощи рассвирепевшей стихии, с которой боролась горсточка
людей, управляемая одним
человеком — капитаном, на маленьком корвете, казавшемся среди необъятного беснующегося моря какой-то ничтожной скорлупкой, поглотить которую, казалось, так легко, так возможно.
Как же смогли б вы, Эней, защитить, вопреки и бессмертным,
Трою высокую, если теперь ниспослать вам победу
Хочет сам Зевс, а вы лишь трепещете, стоя без битвы?
Видел когда-то других я
людей, — только собственной силе,
Собственной смелости духа и
мощи они доверяли…
Цвибуш и Илька вытянулись, приняли веселые физиономии и молодцами вошли в графский двор. Несмотря на жаркое время двор не был пуст. На нем кипели работы.
Человек двадцать рабочих в синих блузах, запыленные, закопченные и вспотевшие,
мостили асфальтом двор. Из трех чанов валил сизый дым.
Люди полюбили государство, которое было их роком, увлечены его
мощью, его ростом, его охранением или усовершенствованием.
Человек создает фикции, чтобы ощущать
мощь и преобладание, он компенсирует свою слабость (Адлер).
Первая — пролетариат; это была божественно-лучезарная и божественно-безупречная порода
людей, полная
мощи, благородства и вещего понимания жизни.
На полпути Теркин вспомнил, что на вокзале купил путеводитель. Он взял брошюрку, старался уйти в это чтение, почувствовать в себе русского
человека, переносящегося душой к старине, когда в вагонах не езжали, и не то что «смерды», — цари шли пешком или ехали торжественно и чинно на поклонение
мощам преподобного, избавителя Москвы в годины народных бедствий. Еще раз попенял он себе, что не отправился пешком…
Судьба, видно, неспроста привела ею сюда, после исповеди Аршаулову. На этой реке он родился, на ней вышел в
люди, на нее спустил свой собственный пароход. Вся его жизнь пройдет на ней. Он другого и не желает. И ежели той же судьбе угодно дать ему силы —
мощи послужить этой реке, как он всегда мечтал, разве не скажет ему спасибо каждый забитый мужичонко, на протяжении всего Поволжья? Ну-тко!
Может быть, в свете тебя не полюбят.
Но, пока
люди тебя не погубят,
Стой, — не сгибайся, не пресмыкайся,
Правде одной на земле поклоняйся!..
Как бы печально ни сделалось время,
Твердо неси ты посильное бремя,
С
мощью пророка, хоть одиноко,
Людям тверди, во что веришь глубоко!
Мало надежды? Хватит ли силы?
Но до конца, до грядущей могилы,
Действуй свободно, не уставая,
К свету и правде
людей призывая!
Марксизм есть не только учение исторического или экономического материализма о полной зависимости
человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором
человек не будет уже зависеть от экономики, о
мощи и победе
человека над иррациональными силами природы и общества.
Высшей ценностью признаются не интересы рабочих, не ценность
человека и человеческого труда, а сила государства, его экономическая
мощь.
Смысл социализма в освобождении
человека от накопления и сбережений, т. е. от фикций и знаков
мощи, которым не соответствует ничего реального в
человеке и которые калечат жизнь.
Человек не есть абсолютное и потому не может обладать абсолютной
мощью.
Святоотеческое сознание, исключительно заполненное тайной искупления, в периоде негероическом сказалось принижением
человека и подавлением его творческой
мощи.
В первую эпоху изобличается законом грех
человека и открывается природная божественная
мощь; во вторую эпоху усыновляется
человек Богу и открывается избавление от греха; в третью эпоху окончательно открывается божественность творческой человеческой природы и
мощь божественная становится
мощью человеческой.
Творец дает
человеку — своему образу и подобию — свободную творческую
мощь.
В творчестве сам
человек раскрывает в себе образ и подобие Божье, обнаруживает вложенную в него божественную
мощь.
Доклад этот сам по себе не представлял ничего особенного, так как по утрам к княгине ходила масса разного рода и звания
людей, кто за пособием, кто поблагодарить за оказанное благодеяние, кто с вынутой «за здравие ангела княгинюшки» просфорой, а кто с образком, освященным в дальних монастырях у
мощей святых угодников Божиих.
Бог-Творец актом всемогущей и всеведущей своей воли сотворил
человека — свой образ и подобие как существо свободное и обладающее творческой
мощью, как призванного царя творения.
Человек сознает свое величие и
мощь и свое ничтожество и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости.
Творческий акт абсолютной прибыли бытия, прироста
мощи без всякой убыли и умаления продолжается в самом тварном бытии, в
человеке, подобном Творцу.
Но так смотрели другие, а не Суворов. Он изучал усиленно теорию для того, чтобы сделаться исключительно практиком. Великим полководцем нельзя сделаться с помощью науки, они родятся, а не делаются. Тем более должно ценить тех из военных
людей, которые, чувствуя свою природную
мощь, не отвергают, однако, науки, а прилежно изучают ее указания. Это есть прямое свидетельство глубины и обширности их ума.
Так высока и прекрасна божественная идея
человека, что творческая свобода, свободная
мощь открывать себя в творчестве заложена в
человеке как печать его богоподобия, как знак образа Творца.
В Боге Сыне и Боге Духе раскрывается, что Бог продолжает творение вместе с
человеком и его свободной
мощью.
Как существо богоподобное, принадлежащее к царству свободы,
человек призван раскрыть свою творческую
мощь.
Пока большинство
людей, обманутое церковным учением, имея самое смутное понятие об истинном значении учения Христа, вместо прежних идолов, обоготворяло Христа-бога, его мать, угодников, поклонялось
мощам, иконам, верило в чудеса, таинства, верило в искупление, в непогрешимость церковной иерархии, — языческое устройство мира могло держаться и удовлетворять
людей.
Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда негодное оружие пьяному сброду, то поднимал образà, то запрещал Августину вывозить
мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на 136 подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г-жу Обер-Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт-директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтоб отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство
человека, и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по-французски стихи о своем участии в этом деле, [Je suis né Tartare. Je voulus être Romain. Les Français m’appelèrent barbare. Les Russes — Georges Dandin.