Неточные совпадения
Так как у тунгусов нет грамоты и, следовательно, грамотных людей, то
духовное начальство здешнее, для опыта, намерено разослать пока письменные копии с перевода Евангелия в кочевья тунгусов, чтоб наши священники, знающие тунгусский язык, чтением перевода распространяли между ними предварительно и постепенно истины веры и приготовляли их таким
образом к более основательному познанию Священного Писания, в ожидании, когда распространится между ними знание грамоты и когда можно будет снабдить их печатным переводом.
Русская мистика, русский мессианизм связаны со вторым
образом России, с ее
духовным голодом и жаждой божественной правды на земле, как и на небе.
Таким
образом, дробная истина выдает себя за единую Истину, которая раскрывается лишь неустанному углублению и расширению сознания, т. е. возрастанию
духовному.
Христос учил о человеке, как
образе и подобии Божьем, и этим утверждалось достоинство человека, как свободного
духовного существа, человек не был рабом природной необходимости.
Духовный голод, пророческие предчувствия, мистическая углубленность на вершинах православия в иных сторонах нашего сектантства и раскола, в странничестве — другой
образ народной религиозной жизни.
У него два лика: один обращен к охранению, к закрепощению национально-религиозного быта, выдаваемого за подлинное бытие, —
образ духовной сытости, а другой лик — пророческий, обращенный к граду грядущему, —
образ духовного голода.
Но при этом остается и материалистический элемент, который играет главным
образом отрицательную роль в борьбе против самостоятельности
духовных начал и ценностей.
Остается необъясненным, каким
образом материальная реальность переходит в реальность интеллектуального и
духовного порядка, каким
образом экономика может перейти в познание или нравственную оценку.
Человек есть также личность, т. е.
духовное существо, несущее в себе
образ божественного.
Духовная сытость, охранение старого, бытовое и внешне-обрядовое понимание христианства — один
образ народной религиозной жизни.
Таким
образом я мало-помалу узнал подробности церковнослужительского быта того времени. Как обучались в семинариях, как доставались священнические и дьяконские места, как происходило посвящение в попы, что представлял собой благочинный,
духовное правление, консистория и т. д.
Совсем внизу около Днепра был Подол, где жили главным
образом евреи, но была и Киевская
духовная академия.
В годы оккупации были интересные собрания у Море, посвященные главным
образом мистическим и
духовным вопросам.
После ее приезда в Москву вот что произошло со мной: я лежал в своей комнате, на кровати, в состоянии полусна; я ясно видел комнату, в углу против меня была икона и горела лампадка, я очень сосредоточенно смотрел в этот угол и вдруг под
образом увидел вырисовавшееся лицо Минцловой, выражение лица ее было ужасное, как бы одержимое темной силой; я очень сосредоточенно смотрел на нее и
духовным усилием заставил это видение исчезнуть, страшное лицо растаяло.
Я сторонник социализма, но мой социализм персоналистический, не авторитарный, не допускающий примата общества над личностью, исходящей от
духовной ценности каждого человека, потому что он свободный дух, личность,
образ Божий.
Она нашла себе приют, главным
образом, в
духовных академиях.
…Примите это произведение, как оно есть, и ожидайте скоро ящики, которые будут лучше сделаны. Тут не будет препятствия со стороны духовенства, которого влияния я не в силах уничтожить. [Произведение — церковный
образ Михаила-архангела, написанный туринским художником-любителем; он же разрисовывал ящички, которые не подлежали разрешению или запрету
духовной цензуры.]
Конечно, не всякий может похвалиться, что он имел в жизни такого друга, каким была для маркизы Рогнеда Романовна, но маркиза была еще счастливее. Ей казалось, что у нее очень много людей, которые ее нежно любят и готовы за нею на край света. Положим, что маркиза в этом случае очень сильно ошибалась, но тем не менее она все-таки была очень счастлива, заблуждаясь таким приятным
образом. Это сильно поддерживало ее
духовные силы и давало ей то, что в Москве называется «форсом».
Полковник остался окончательно доволен Симоновым. Потирая от удовольствия руки, что обеспечил таким
образом материальную сторону своего птенчика, он не хотел медлить заботами и о
духовной стороне его жизни.
Выражения сочувствия могут радовать (а впрочем, иногда и растравлять открытые раны напоминанием о бессилии), но они ни в каком случае не помогут тому интимному успокоению, благодаря которому, покончивши и с деятельностью, и с задачами дня, можешь сказать:"Ну, слава богу! я покончил свой день в мире!"Такую помощь может оказать только «дружба», с ее предупредительным вниманием, с обильным запасом общих воспоминаний из далекого и близкого прошлого; одним словом, с тем несложным арсеналом теплого участия, который не дает обильной
духовной пищи, но несомненно действует ублажающим
образом.
И если доселе всякий человек, как
образ первого греховного Адама, искал плотского, на слепой похоти основанного союза с своею отделенною натурою, то есть с женою, так ныне, после того как новый Адам восстановил
духовный союз с новою Евою, сиречь церковью, каждый отдельный человек, сделавшись
образом этого небесного Адама, должен и в натуральном союзе с женою иметь основанием чистую
духовную любовь, которая есть в союзе Христа с церковью; тогда и в плотском жительстве не только сохранится небесный свет, но и сама плоть одухотворится, как одухотворилось тело Христово.
Таким
образом в самое телесное общение можем мы провести и чрез него осуществить восстановленный во Христе союз бога с натурою, если только внешнее единение будет для нас не целью и не первым побуждением, а лишь крайним выражением и последним довершением того внутреннего
духовного единства, про которое сам господь сказал: «что бог соединил, человек да не разлучает».
Егор Егорыч слушал капитана весьма внимательно: его начинало серьезно занимать, каким
образом в таком, по-видимому, чувственном и мясистом теле, каково оно было у капитана, могло обитать столько
духовных инстинктов.
Итак,
духовный райский брак в
образе и подобии божием заменен плотским браком.
Впрочем, существенно вы одно запомните, что ни линии, ни точки в вещественном мире нет; первая есть четвероугольник, а вторая все-таки круг, многоугольник, и он в чистом виде существует только в нашем уме; это — прирожденное нам понятие из мира
духовного, и Сен-Мартен главным
образом хочет показать в этих цифрах, как невещественные точка и линия сливаются с вещественными треугольником и кругом, хотя то и другие никогда не утрачивают своих различий.
И вдруг, только что начал он развивать мысль (к чаю в этот день был подан теплый, свежеиспеченный хлеб), что хлеб бывает разный: видимый, который мы едими через это тело свое поддерживаем, и невидимый,
духовный, который мы вкушаеми тем стяжаем себе душу, как Евпраксеюшка самым бесцеремонным
образом перебила его разглагольствия.
Величавый
образ духовной высоты вставал перед пылкой, умной женщиной и заслонял всё прошлое, открывая перед нею какой-то новый нравственный мир.
—
Образ жизни деревенских священников таков, — отвечал он, — что, находясь посреди невежественных крестьян, они невольно от скуки или обезумевать должны, или изощрять свой ум в писании каких-нибудь кляуз. Здесь вон есть и библиотеки и
духовные концерты, — и то в нашем сане иным временем бывает крайне скучно.
Итак, мне кажется, что Мочалов искал не воспроизведения известного поэтического
образа, а только наиболее удобного случая показаться пред публикой во всю ширь своей
духовной бесшабашности.
«Смерть есть важная и великая работа натуры. Она не что иное, как то, что дух, понеже есть легче, тоньше и гораздо проницательнее тех стихий, коим отдан был под власть, но и самой электрической силы, то он химическим
образом чистится и стремится до тех пор, пока не ощутит равно
духовного себе места…» и т. д. [См. «Покоящийся Трудолюбец», 1785, III ч. Москва.].
— Дьявол есть
образ злобы твоей, отражение
духовной темноты…
Вызываю в памяти моей
образ бога моего, ставлю пред его лицом тёмные ряды робких, растерянных людей — эти бога творят? Вспоминаю мелкую злобу их, трусливую жадность, тела, согбенные унижением и трудом, тусклые от печалей глаза,
духовное косноязычие и немоту мысли и всяческие суеверия их — эти насекомые могут бога нового создать?
Куда ни взглянешь — киоты,
образа, лампады, портреты
духовных особ, пахнет монахами, в кухне стучат ножами, и уже понесся по всем комнатам запах чего-то скоромного, очень вкусного.
По моему же простому человеческому смыслу, Гоголь, несмотря на свою
духовную высоту и чистоту, на свой строго монашеский
образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда еще очаровательны.
Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем
образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к
духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
Духовный источник мироутверждения заключается в обращенности духа ко многому и отвращенности от Божественного единого ничто [Эта жизнь (тварности и раздора) должна прийти в ничто… таким
образом в той же жизни, в какой я ощущаю свою яйность (Ichheit), грех и смерть; она должна сойти в ничто, ибо в жизни, каковая есть Бог во мне, я враждебен смерт и и греху; и по жизни, которая есть еще в моей яйности, я чужд ничто как Божеств» (dem Nichts als der Gottheit) (IV, 359, § 63).
Образ Божий в человеке связан не только с тройственностью его
духовного состава, но и с ипостасностъю духа.
Эта имманентная брачность человеческого духа таит в себе разгадку творчества, которое есть не волевой акт, но
духовное рождение, как об этом свидетельствует и гений языка, охотно применяющего к нему
образы из области половой жизни.
Первое есть принцип равноценности человеческих личностей, равенства по их
духовному существу, во
образе Божьем.
Только через то, что она несказанным
образом нисходит в сущее, становится она постижима для
духовного ока как таковая, и она же одна обретается во всем как бытие, есть, была и будет быть.
Все дивились перемене в
образе жизни Луповицких, но никто не мог разгадать ее причины. Через несколько лет объяснилась она. Был в Петербурге «
духовный союз» Татариновой. Принадлежавшие к нему собирались в ее квартире и совершали странные обряды. С нею через одного из вельможных однополчан познакомился и Александр Федорыч. Вскоре и сам он и жена его, женщина набожная, кроткая и добрая, вошли в союз, а воротясь в Луповицы, завели у себя в доме тайные сборища.
Марья Гавриловна приезжала на похороны и в тот же день, как зарыли ее мужа, уехала в Самару, а оттуда по скорости в Казань к своим родным. Лохматов не оставил никакого
духовного завещанья; Марье Гавриловне по закону из ее же добра приходилось получить только одну четвертую долю, остальное поступало в семью Трифона Лохматова. Но Трифон, зная, какими путями досталось богатство его сыну, отступился от нежданного наследства, и таким
образом Марье Гавриловне возвратился весь ее капитал.
И встает милый
образ перед ее
духовными очами.
В результате долгого
духовного и умственного пути я с особенной остротой сознал, что всякая человеческая личность, личность последнего из людей, несущая в себе
образ высшего бытия, не может быть средством ни для чего, в себе имеет экзистенциальный центр и имеет право не только на жизнь, отрицаемое современной цивилизацией, но и на обладание универсальным содержанием жизни.
Меня будет интересовать главным
образом буржуазность как категория
духовная.
Личность есть целостный
образ человека, в котором
духовное начало овладевает всеми душевными и телесными силами человека.
Национализм не признает ценности и прав всякого человека потому, что он, человек, имеет
образ человека и
образ Бога, несет в себе
духовное начало.
Но, с другой стороны, христианство необычайно возвышает человека, признает его
образом и подобием Божиим, признает в нем
духовное начало, возвышающее его над природным и социальным миром, признает в нем
духовную свободу, независимо от царства кесаря, верит, что сам Бог стал человеком и этим возвысил человека до небес.
И если человеческая душа несет в себе
образ и подобие Божье, если она есть Божья идея, то она возникает в вечности, а не во времени, в
духовном мире, а не в природном мире.
Такого рода антропология учит о человеке как о существе природном, а не
духовном и потому не раскрывает учение об
образе и подобии Божьем в человеке.