Неточные совпадения
Вся русская мысль XIX века, занятая общими вопросами миросозерцания,
была западнической или славянофильской, т. е. решала
проблему о том, должна ли
быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской, Московской Руси.
Тут поставлена
проблема теодиции,
проблема оправдания страдания, которая
есть основная русская
проблема и источник русского атеизма,
проблема цены прогресса, которая
будет играть большую роль в социальной мысли 80-х годов.
Белинский предвосхищает Достоевского, им
была уже пережита
проблема Ивана Карамазова о слезинке ребенка, в нем зачалась диалектика Достоевского в «Легенде о Великом Инквизиторе».
Нигде на Западе не существовала в такой своеобразной форме
проблема «интеллигенция и народ», которой посвящено все русское мышление второй половины XIX века, ибо на Западе в сущности не
было ни «интеллигенции», ни «народа» в русском смысле слова.
С этим связана
была особенная
проблема в истории русской социалистической мысли — может ли Россия миновать капиталистическое развитие, господство буржуазии, может ли революция
быть социалистической, можно ли применять к России теорию марксизма, не считаясь с особенностями русского пути.
Именно у русских писателей с особенной остротой ставилась
проблема об оправдании человеческого творчества и культуры и подверглась сомнению оправданность культуры, как это
было и в течениях русской социальной мысли.
Проблема власти
была основной у Ленина и у всех следовавших за ними.
Для Маркса
проблема религии
была прежде всего
проблемой изменения сознания, связанного, конечно, с социальной борьбой.
Для Ленина
проблема религии
есть почти исключительно
проблема революционной борьбы, и ее постановка приспособлена для нужд этой борьбы.
Но при всей ненависти Ленина против религии, он
был против того, чтобы выпячивать религиозную
проблему на первый план и считать борьбу с религией самостоятельной задачей, отличной от революционной классовой борьбы.
Марксизм ставит
проблему общества, но не ставит
проблему человека, для него человек
есть функция общества, техническая функция экономики.
Бесспорно он более обращен к будущему, чем фашизм, который уж совсем
есть переходное явление, с коммунизмом связана мировая
проблема.
Для католической и протестантской мысли проблема пола была исключительно проблемой социальной и моральной, но не
была проблемой метафизической и космической, как была для мысли русской.
Неточные совпадения
— Теперь дело ставится так: истинная и вечная мудрость дана проклятыми вопросами Ивана Карамазова. Иванов-Разумник утверждает, что решение этих вопросов не может
быть сведено к нормам логическим или этическим и, значит, к счастью, невозможно. Заметь: к счастью! «
Проблемы идеализма» — читал? Там Булгаков спрашивает: чем отличается человечество от человека? И отвечает: если жизнь личности — бессмысленна, то так же бессмысленны и судьбы человечества, — здорово?
Но
есть другая сторона в моральной и психологической
проблеме жестокости.
Проблема Востока и Запада в сущности всегда
была основной темой всемирной истории, ее осью.
Эта
проблема совершенно неразрешимая на почве материализма, она могла бы
быть разрешима лишь на почве религиозного социализма.
Трудно
было бы даже сказать, что означает отвлеченная справедливость в применении к турецкой
проблеме.