Прежде всего, это условия заказа памятника, в которых личные вкусы заказчика играют не меньшую роль, чем особенности
художественного мышления эпохи и уровень мастерства исполнителя.
Подобного рода явления лежат в самой системе
художественного мышления древнерусского летописца.
То значение, которое играет декоративность в истории искусства, позволяет утверждать о методологической его роли или рассматривать как метод
художественного мышления.
Важно отметить, что декоративное
художественное мышление в отличие от других переводит предмет познания в язык образов на основе мифологического и метафорического опыта.
Образные способности могут быть присущи каждому, они являются не результатом аналитической техники, а проявлением обыденного
художественного мышления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: авансик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ещё более полно антиномия научного и
художественного мышления преодолевается в профессии искусствоведа, в частности, театрального критика, театроведа.
Известно, что мифология является древнейшей формой и своеобразным выражением
художественного мышления человечества.
Монгольская мифология, как и мифология других народов, – часть
художественного мышления всего человечества, развивавшаяся в конкретно-исторических условиях.
Понимая декоративность как форму выражения красоты, как особый тип
художественного мышления следует признать правомерность использования индустрии дизайна для детей и в детском творчестве.
Литература издавна определяла основной стержень русской культуры, что не могло не сказаться на
художественном мышлении мастеров кисти и резца.
Если интерес к другим жанрам, особенно к рассказам, очеркам и стихотворениям, созданным в этот период, и даёт о себе знать в научной литературе, то очень часто малые формы воспринимаются (и оцениваются) в перспективе романа – основной лаборатории, где вырабатывалось
художественное мышление эпохи.
Консерватизм
художественного мышления, приверженность традициям и архаическим формам уживались здесь с дерзкими открытиями нового, далеко опережающими своё время.
Однако, думается, в
художественном мышлении выдающихся мастеров можно выделить основополагающие принципы, эстетические основы, формирующие направления, которые не только помогают в интерпретации творчества конкретного художника, но и дают возможность проследить их влияние на кинопроизведения других режиссёров (порой весьма далёких от артхауса).
Вот эти проблемы: природа эстетического, своеобразие эстетического в системе дополняющих друг друга модусов сознания и, соответственно, сфер культуры, систематизация эстетических категорий – как классических, так и современных, систематизация типов художественно-эстетической деятельности и, в частности, видов искусства как модусов
художественного мышления.
Несомненно, и модернисты, и авангардисты стремились к обновлению
художественного мышления (и шире – современного сознания) и с этой целью обращались к неклассическим источникам.
Таким образом,
художественное мышление крупнейшего российского поэта оказывается за рамками формата статьи, долженствующей что-то сообщить о поэте.
На этих примерах мы наглядно видим, как из восходящих к образу-фетишу обыкновенных ветвей деревьев и ивовых прутьев, которые были орудиями труда древних монголов, их
художественное мышление создало многогранные образы стрел.
Каким может быть
художественное мышление писателя, вместившего в свои произведения самые крупные, по-своему решающие события для жизни всей нации на протяжении существования одного поколения.
Вероятно, потому что поле, которое вспахивают писатели, принадлежит сфере
художественного мышления, так что здесь задействован и чисто профессиональный интерес.
Все они были написаны позже и отражают новый уровень
художественного мышления и поэтического искусства, недоступный поэту прежде.
При этом
художественное мышление может рассматриваться как своего рода психическая надстройка над образным, сформировавшаяся за века культурного развития человечества.
У людей с
художественным мышлением сны яркие, музыкальные, сложно структурированы, очень кинематографичны, хотя образы в таких сновидениях могут ничего общего не иметь с реальностью.
И тем не менее
художественное мышление у писателя должно идти впереди, беда, если наоборот.
В четвёртой главе рассматривается прикладной аспект
художественного мышления – гипногенный эффект звучащего художественного слова, который, по мнению автора, мог бы найти применение в психотерапевтической практике.
Но о природе
художественного мышления мы поговорим в следующей главе.
Напротив, достижение её требовало тонкости, виртуозности
художественного мышления и дерзостного отношения к установившимся в до-романтической и романтической поэзии канонам.
Сознательный выбор позиции в спектре различных, порой взаимоисключающих, ориентаций и возможностей, альтернативность
художественного мышления – вот что характеризует творческую рефлексию современного склада.
Выделенный принцип
художественного мышления поэта исследователь называет принципом исчерпывающего деления.
Сплавление фольклорных и книжных элементов в органическое целое составляет особенность
художественного мышления автора.
Важнейшим свойством исполнителя, безусловно, является
художественное мышление,предельная ясность исполнения.
Эта «тема времени», которая сознательно поставлена художником или безотчётно стоит перед ним и его аудиторией как нечто само собой разумеющееся, составляет основу частных тем отдельных произведений искусства, и в ней сказывается своеобразие
художественного мышления эпохи.
Та и другая концепция света в равной мере используются художником одновременно и в разные периоды творчества – и на ранних этапах, и в периоды расцвета и зрелости, в обращённости к ним отсутствует какая-либо временная, стилистическая, эстетическая последовательность, связанная с эволюцией
художественного мышления и творческого метода живописца.
Христианство сущностно связано с античностью как в плане философского наследия, так и в плане
художественного мышления и наследия, точнее – воспринятой из античности ключевой роли искусства и визуально-образного мышления в религиозном сознании и структурах возникшей, состоявшейся на основах такого культуры.
Нет ничего удивительного, что поэтическая практика закрепляет удачные, выразительные формы
художественного мышления.
В этой сориентированности татарского поэта на творческий опыт разных и непохожих друг на друга авторов проявились универсально-синтетический склад
художественного мышления поэта, умение избегать односторонности в видении мира.
Синдром коллажа в 1910-х – 1920-х как принципа
художественного мышления формировался и такими бытовыми, глубинными течениями, как «кухаркины сундучки».
Важнейшим способом формирования
художественного мышления, а, следовательно, и развития собственной речетворческой деятельности считается раскрытие ученикам секретов создания художественным текстов.
Положительную роль в
художественном мышлении играют видение альтернативных ходов развития мысли, продумывание и работа с ассоциациями на заданную тему.
Обо всём этом и пойдёт речь в настоящей книге, причём ведущее место в ней занимает такое понимание
художественного мышления, которое пришло к нам сравнительно недавно – с открытием функциональной асимметрии полушарий головного мозга, каждое из которых, как выяснилось, имеет свою «узкую» специализацию.
Художественное мышление поднялось здесь на высокую ступень.
Ведущую направленность внимания каждого писателя к человеку, сосредоточенность
художественного мышления на человеческой личности осознавали, вероятно, все литераторы.
Для ряда эпох и направлений в искусстве, где преобладающим был художественный символ, видную роль в процессе творчества играло каноническое
художественное мышление, внутренняя, а нередко и внешняя нормативизация творчества, канонизация системы изобразительно-выразительных средств и принципов.
Будучи носителем традиций определённого
художественного мышления и соответствующей художественной практики, канон на структурно-конструктивном уровневыражал эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т.п.
Отсюда замедленное, преодолевающее различные препоны, внедрение аксиологического подхода к проблемам эстетики, столь же трудное узаконение субъективного начала в гносеологии
художественного мышления и онтологии его произведений.
Непосредственность и конкретность
художественного мышления этрусков, их любовь к натуралистической детали оказались созвучны римской системе художественных взглядов, особенно в жанре портрета.
Тем не менее и в обыденном, и в научном, и в
художественном мышлении существуют излюбленные образования, которые мы стараемся узнавать и называть одинаково – во имя межчеловеческой общности.
Разница между научным мышлением понятиями и
художественным мышлением образами заключается в том, что науке торопиться некуда: она может себе позволить роскошь мыслить логически, систематически орудовать только хорошо профильтрованными понятиями, проверять свои выводы и тщательно оформлять свои построения.
Дифференциация и специализация теории и практики искусства, а также «выход» постмодернистского искусства за границы традиционного понимания предмета и метода
художественного мышления предъявляют дополнительные требования к искусствознанию как научной дисциплине.