Древнеегипетскую колонну – непременную часть
храмовой архитектуры – интересно проанализировать как знак связи не только мира естественного с рукотворным, т. е. созданным человеком.
Между тем, хотя кое-что о религии урукского периода можно узнать, изучив
храмовую архитектуру и погребальные обряды, это, по крайней мере в конце периода, не единственное свидетельство.
Эту цивилизацию отличают масштабная
храмовая архитектура, достижения в скульптуре и рельефе и, что наиболее важно, самая первая система письменности в мире.
Она станет образцом
храмовой архитектуры для всего византийского зодчества на многие века.
Более того, тот факт, что «зиккураты» были частью шумерской
храмовой архитектуры, тоже указывает на это.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ящероптица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
И всё это совершается, напомним, в пространстве храма и средствами
храмовой архитектуры, и в строительно-архитектурных терминах, так что не будет чрезмерной вольностью предположить, что церковная архитектура тоже есть своего рода если не форма, то, во всяком случае, инструмент экзегетики, истолкования в камне.
Например, образы христианской мифологии, евангелические сюжеты на стенах и сводах церквей в силу функции
храмовой архитектуры, её особой мировоззренческой цели, онтологической (бытийной) самостоятельности формы изображений, профессионального исполнения и религиозной соотнесённости рассматриваются в специальных разделах древнерусского, монументально-декоративного храмового искусства.
При оформлении стенв помещениях домусов пользовалисьизвестной по
храмовой архитектуре палитрой приёмов.
Помимо недолговечности материала могут быть и другие причины отсутствия явных следов памятников
храмовой архитектуры, которые бы насчитывали более двух тысяч лет.
До настоящего времени в отечественной индологии южноиндийская
храмовая архитектура, как и храмовая культура, не являлась предметом специального и всестороннего изучения.
Библиография, посвящённая индийской
храмовой архитектуре, довольно обширна, и многие работы содержат описания текстов по васту-видье, цитаты из разных трактатов, а также переводы отдельных глав и фрагментов.
Её книга и по сей день остаётся важным источником для понимания шильпа-шастры и символики индуистской
храмовой архитектуры.
Конечно же, основной массив научной литературы, посвящённой
храмовой архитектуре и культуре, был создан зарубежными специалистами, в том числе индийскими.
Исследование
храмовой архитектуры предполагает знакомство как с теоретическими работами, так и с архитектурными сооружениями.
Автор анализирует вопросы храмовой ориентации в различных стилях
храмовой архитектуры индуизма.
Но его открытия в
храмовой архитектуре ещё более невероятны.
Справа, в просветах между деревьями, иногда проглядывали здания явно необычной
храмовой архитектуры.
Понятие символической топографии применяется при анализе
храмовой архитектуры и планировки, планировки жилищ.
Также хотелось бы обратить внимание читателя на то, что в области
храмовой архитектуры имеются определённые различия между североиндийскими и южноиндийскими текстовыми традициями.
Кроме разделов, посвящённых ритуалам, жречеству, философским идеям, праздникам, текст содержит ценные сведения, касающиеся
храмовой архитектуры и установлению в храме изображений богов.
Тем не менее, несмотря на обилие письменных источников, для понимания некоторых аспектов
храмовой архитектуры и культуры одних только текстовых данных бывает недостаточно.
При наличии в русской
храмовой архитектуре конца XVI- XVII века ряда общих черт, новгородская архитектура имела ряд присyщих ей особенностей.
Первая часть под названием «Рождение храма» будет посвящена, главным образом, происхождению и развитию
храмовой архитектуры, а также храмовому строительству.
У детей формируют интерес к памятникам архитектуры как носителям истории, их знакомят с основными особенностями
храмовой архитектуры.
За рамками исследования остались образцы русской
храмовой архитектуры, в которых отчётливо видно мусульманское влияние: булгарское или золотоордынское.
Поскольку первая книга посвящена развитию южноиндийской
храмовой архитектуры и храмовому строительству, то первое, на что следует обратить внимание, – это правила, касающиеся сооружения храмов, их украшения, создания изображений божеств и диаграмм.
Вопросам истории и символизма православной
храмовой архитектуры серьёзное внимание уделяют как церковные, так и светские авторы.
Сакрализация королевской власти, повышение статуса «царства» до уровня «священства» влекла за собой перемены не столько в структуре пространства, сколько в системе убранства королевских резиденций – произошло перенесение форм
храмовой архитектуры и, что показательнее, системы храмовой росписи в королевские покои.
Необычным был и крестообразный план собора, характерный для византийской
храмовой архитектуры.
Единственный вид архитектуры, не просто способный слиться с природой до степени неразличения, но и задуманный как часть (священного) ландшафта, – древнегреческая
храмовая архитектура.
Главный корпус эклектично сочетал в себе современные модные тенденции и отголоски древнеримской
храмовой архитектуры.
Из ремёсел развиты фресковая живопись, ювелирное дело, резьба по дереву, строительство
храмовой архитектуры и другие.
В то время как основные формы индуистской
храмовой архитектуры придерживаются строгих традиций, значительным изменениям подвержены многочисленные декоративные украшения и орнаменты.
Уже в раннехристианских памятниках мы находим указания на символическое понимание
храмовой архитектуры.
Орнаменты и все другие изображения в египетской
храмовой архитектуре наполнены цифровой символикой.
И батник есть гонконговский – на голубом поле шедевры китайской
храмовой архитектуры разбросаны.
Существуют храмы 64 йогинь, сильно отличающиеся от традиционной
храмовой архитектуры.
Вся египетская
храмовая архитектура основана на египетском символизме чисел.
Строение имело характерную для тибетской
храмовой архитектуры деревянную крышу с изогнутыми вверх углами, выдававшее в нём сооружение религиозного назначения и узкий, сужающийся кверху вход с крыльцом и навесом над ним.
Во-вторых, разнообразие используемых строительных материалов, позволяло проследить историю
храмовой архитектуры.
Напомним, что первая часть под названием «Рождение храма» была посвящена происхождению
храмовой архитектуры и строительству храма, архитектурным стилям и структуре южноиндийского храма, символике его основных элементов и строительным ритуалам.
Удивительно, но
храмовая архитектура учитывает даже такую малость, как вьющиеся ленты голубоватого фимиама, которые «своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жёсткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь» (Флоренский, 1996:210).
Данное исследование снабжено планами и фотографиями храмов на фоне окружающего их ландшафта и является серьёзным вкладом в изучение этой малоизвестной стороны индуистской
храмовой архитектуры.
Конечно, каждая стадия в развитии индуистского храма, каждый этап его возведения, каждый отдельный памятник и каждая его деталь заслуживают самого пристального внимания и анализа, и эта работа, наверняка, не сможет удовлетворить все требования искушённого читателя и предоставить подробное описание всех сторон храмового строительства, всех особенностей
храмовой архитектуры, всех региональных стилей.
Таким образом, использование для возведения храмов долговечных материалов, начавшееся в гуптский период, знаменует собой начало индийской
храмовой архитектуры (Chatterjee, 2017: 14).
Витражи, как известно, не свойственны русской
храмовой архитектуре, хотя некоторые их образцы с реалистическими изображениями евангельских персонажей можно найти в церквях второй половины XIX в., в основном в алтарных окнах, видимых лишь во время службы.
Действительно, это первый раз, когда мадианитянская цивилизация и поклонение проявились в форме
храмовой архитектуры и разнообразных вотивных предметов и подношений.