Обретение святых – 2021

Александр Балыбердин

Сборник материалов XIII Межрегиональной церковно-научной конференции, которая состоялась в г. Кирове (Вятке) 16 октября 2021 г. и была посвящена 840-летию православной Вятки. В конференции приняли участие исследователи из гг. Кирова и Слободского, Санкт-Петербурга и Пскова, Великого Новгорода и Нижнего Новгорода, Перми и Глазова, а также приходов Вятской епархии.

Оглавление

Г. Н. Васильев. НОВЫЕ ФОРМЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ. СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ВЯТКЕ «ОТ А ДО Я»

Из опыта работы

детского объединения по подготовке

к 800-летию св. Александра Невского

В последние годы в работе педагогов, работающих в системе дополнительного образования, наблюдается поворот в сторону более интенсивных, методологически обоснованных разработок по вопросам привлечения молодежи к культурно-историческому наследию. Особое значение это приобретает в современных условиях, когда необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников, способствовать образованию, воспитанию и развитию личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта.

Среди воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед учреждениями дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни… Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России» [6].

В настоящее время все более четко прослеживается процесс интеграции и глобализации в сфере культуры и образования, осуществляется поиск новых способов сохранения исторической памяти, в том числе и в вопросах актуализации книжного наследия для образовательной сферы. Интерес к редким книгам, как историческим памятникам, ориентированным на проблематику исторической памяти и коллективной идентичности, которая выдвинулась в последние годы на передовые позиции в общественных дискуссиях, вполне закономерен — ведь существует правило: «когда идентичность становится сомнительной, повышается ценность памяти» [7].

Обращение к книжным коллекциям позволяет получать богатый материал, который отражает экономическое, социальное и культурное развитие города и региона, бытовой уклад жизни горожан в определенный исторический период. В то же время интерес к книжным собраниям позволяет говорить и о необходимости совершенствования подходов к изучению редкой книги, переосмыслению роли, значения, форм и методов работы педагога с фондом редких книг в новых условиях, более активному привлечению всех необходимых ресурсов, активизации деятельности по выявлению и использованию книжного наследия.

В работе детского объединения по подготовке к 800-летию со дня рождения Александра Невского широко использовалась серия интерактивных игровых образовательных занятий для учащихся среднего школьного возраста, основанных на погружении в содержание книг об Александре Невском и его эпохе. Цель занятий — через знакомство с книгой способствовать формированию читательского интереса, ценностного отношения к культурному наследию, развитию творческого потенциала и познавательной активности детей в изучении, как биографии князя, так и истории Псковского края. Библиография князя содержит уникальные книжные памятники различных эпох.

Эти книги хранят удивительные тайны своего создания, оформления, содержания: у каждой книги имеется своя история, своя неповторимая судьба. Предлагаемые задания приглашает членов детского объединения проникнуть во внутренний мир той или иной книги, узнать ее тайны, на некоторое время самим стать героем данной книги, изучить особенности оформления и язык книжной иллюстрации каждой изучаемой книги. Реализация данной работы включала в себя проведение цикла интерактивных игровых тематических занятий, основанных на содержании книг от средневековой «Повести о житии Александра Невского» [4] до книги «Феномен Александра Невского. Русь XIII века между Западом и Востоком» Вадима Долгова изданной в 2020 г. [5].

Получила дальнейшее развитие традиционное творческое дело «Путешествие по храмам Александра Невского». Краеведческая игра «Путешествие…» на протяжении ряда лет является действенным средством формирования у учащихся интереса к памятникам, носящим имя Александра Невского. Игра-путешествие позволяет привлечь внимание детей и подростков к историческим памятникам, стимулировать интерес к их изучению.

В текущем году членами детского объединения в рамках данного Путешествия были подготовлены следующие проекты: «Имя Александра Невского в истории Псковского края: город Порхов», «Таллинский кафедральный собор великого православного князя Александра Невского: создание фотоальбома по материалам эстонских сайтов» и «Собор Александра Невского в городе Вятке: от А до Я (Из истории уничтоженного храма)».

Последний проект включал в себя создание компьютерной презентации по знакомству учащихся с Александро-Невским собором не сохранившийся до наших дней, заложенным 30 августа 1839 г. и возведённом на добровольные пожертвования в память о посещении Вятки императором Александром I в 1824 г. Для этого на каждую букву алфавита подбирались понятия, тесно связанные с историей собора. К выбранному понятию подбирался соответствующие комментарии и фотография. Тщательно отслеживалась научность приводимого комментария, фиксировались использованные источники.

Приведем примеры данной работы:

А. Александр Невский — Александр Ярославич Невский (1220—1263) — новгородский князь, великий русский полководец, выдающийся государственный и политический деятель, дипломат XIII века. Родился в г. Переславль — Залесский. Многосторонняя деятельность А. Невского связана с одним из тяжелейших периодов русской истории. Северо-восточные и южные земли страны находились под татаро-монгольским игом, на северо-западную часть России напали немецкие и шведские рыцари. А. Невский, возглавивший борьбу против иноземных захватчиков, одержал со своим войском победу над шведской армией в битве на реке Нева (1240 г.) и над немецкими рыцарями на Чудском озере (1242 г.). В 1252 году стал Великим князем Владимирским. Умер 15 ноября 1263 г. в г. Городец на Волге. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Б. Бакин Виктор Семёнович — писатель, автор исторического повествования «Собор святого Александра, обетный храм земли Вятской».

В. Витберг Александр Лаврентьевич — автор проекта собора во имя святого блгв. вел. князя Александра Невского (1838) по заказу городского общества. Автор неосуществлённого проекта храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах в Москве, несправедливо обвинённый в злоупотреблениях, отстранённый от дел и сосланный в Вятку, он именно здесь получил возможность осуществить свои идеи в архитектуре вятского собора и хотя бы на время вернуть себе душевное равновесие и уверенность в том, что его талант ещё будет востребован.

Г. Гордино — среди других разрушенных храмов был и Александро-Невский храм в селе Гордино Афанасьевского района Кировской области.

Д. Деньги на строительство. Всего на постройку собора было потрачено около 120 тысяч рублей. Вятский народ совершил истинный подвиг, в течение 40 лет собирая деньги на строительство храма.

Е. Епископ — Архиепископ Агафаангел (в миру Алексеей Федорович Соловьев). С 6 февраля 1860 до 1866 г. был Вятским епархиальным епископом. При нем в октябре 1864 г. был освящен главный престол Александровского собора. Памятником деятельности преосвященного Агафангела в Вятке было и основание училища для девиц духовного звания на 270 воспитанниц с содержанием бесплатно 60 сирот и епархиальная библиотека, в которую он пожертвовал много книг.

Ж. Житие Александра Невского: «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра».

З. Закладка храма. 30 августа 1839 г. преосвященным Неофитом, епископом Вятским, была совершена торжественная закладка храма.

И. Иконостас. В 1859 г. была окончена резьба главного иконостаса, заказанная казанским мастерам артели Марии Ильиной, тогда же на выполнение икон главного иконостаса комитет подрядил петербуржцев академика Горбунова и художника Васильева. Иконы были привезены в Вятку в 1863 г. В 1864 г. была произведена позолота главного иконостаса.

К. Композиция храма. Александро-Невский собор отличался от всех построенных на Вятке церквей необычной композицией. Все три его престола размещались в одном объёме, одном здании. У него не было ни привычных для вятичей боковых пристроек-приделов, ни традиционной трапезной, ни башни-колокольни. Основное (центральное) помещение для молящихся было перекрыто куполом, который покоился на четырех массивных опорах. В окружающем круглый зал кольцевом пространстве размещались алтари: главный престол во имя Александра Невского и два придельных; при них были небольшие молельные залы. Во втором этаже над приделами находились хоры, куда вели спиральные лестницы внутри массивных купольных опор. Необычным был и крестообразный план собора, характерный для византийской храмовой архитектуры.

К. Крестный ход: 12 июня — Крестный ход от Серафимовского Собора г. Кирова (с 2014 г. ежегодно) к месту бывшего Александро-Невского Собора в г. Вятка (г. Киров, здание филармонии).

К. Купол Александровского собора был прямо «связан» с небом. Его плафон украшали облака с изображениями херувимов; потолки покрывал чистый лазоревый цвет, по которому были разбросаны золотые звёзды. Снаружи на лазури купола по проекту предполагалось раскинуть 280 железных позолоченных звезд.

Л. Литография храма. В целях сбора средств на строительство храма был издан литографированный рисунок плана и разреза собора, который был распродан в количестве более 4 тыс. экз. и принес прибыли около 1400 руб.

М. Мастера-строители храма. Наблюдение за осуществлением проекта «по искусственной части» в 1839—1840 гг. вел сам автор (Витберг А. Л.); позднее надзор за строительством осуществлял помощник, а затем — губернский архитектор И. Т. Соловкин при эпизодическом участии А. С. Миртова и А. Ф. Глазырина. Каменную кладку собора выполнили артели нижегородских крепостных мастеров И. П. Смирнова и Ф. Г. Тюрина (в 1847—1848 гг. их сыновей А. И. Смирнова и М. Ф. Тюрина). Все остальные строительные работы выполнены вятскими мастерами.

Н. «Не в силе Бог, а в правде» — изречение, приписываемое Александру Невскому. По крайней мере, слова эти можно считать девизом его жизни. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком.

О. Освящение храма. 8 октября 1864 г., день в день ровно через сорок лет после посещения Вятки императором Александром Первым, главный престол Александровского собора был освящен при огромном стечении народа. В 9 часов утра начался крестный ход из Троицкого собора при торжественном колокольном звоне всех городских церквей. Впереди крестного хода шли воспитанники гимназий и городских училищ, далее — городские ремесленники со знаками цехов и мещане, купечество в парадных кафтанах. За процессией горожан следовал сам крестный ход: церковнослужители несли крест и хоругви, за ними шли воспитанники духовного училища и семинарии с учителями, причетники и дьяконы в облачениях, иноки и инокини городских монастырей, священники с иконами. У собора крестный ход был встречен епископом Агафангелом и началось освящение собора. Весь город в этот день собрался в соборе и на площади перед ним, торжество было всеобщим. Все чувствовали в этот день, что общие труды четырех десятилетий, в течение которых у многих не раз появлялось горькое сомнение в возможности окончания начатого дела, — что все эти труды увенчались полным успехом: величественный храм, воплощение идеи гениального художника, стоял перед ними в полной красе.

П. Памятник Александру III. В 1895 г. вокруг собора был устроен сквер, обнесенный оградой с чугунной решеткой. Четверо ворот по сторонам света были названы в честь четырех российских императоров — Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. На решетках ворот помещались гербы вятских городов, над ними — герб Вятки, инициалы императора и корона. В 1896 г. в северной части сквера был установлен памятник императору Александру III — бюст из темной бронзы на высоком мраморном постаменте. План сквера составил известный садовод Регель. Рисунок ворот и пьедестала памятника выполнил губернский архитектор Чарушин. Бюст императора был отлит по модели художника Баха.

Р. Разрушение храма. 22 марта 1932 г. президиум Вятского горсовета признал необходимым Александровский собор закрыть и перестроить его под Дворец физкультуры. Нижегородский крайисполком ответил отказом. Но местные варвары не оставляли своих планов. 19 февраля 1935 г. Горсовет направил в комитет по охране памятников при Президиуме ВЦИК докладную записку, в которой предлагалось исключить из списка памятников, охраняемых государством, шесть городских храмов и снести их, в их числе Александровский собор. Комитет отклонил просьбу. Следующее ходатайство о сносе собора последовало в 1936 г., уже от Кировского облисполкома — и опять отказ. Тогда во ВЦИК была направлена жалоба на комитет, в которой утверждалось, что собор не представляет никакой архитектурной ценности и мешает возведению памятника С. М. Кирову, запланированному на его месте. Это была наглая, но продуманная ложь. Письмо подписали председатель Облисполкома П. К. Легконравов и его секретарь Пижин. В июне 1937 г. собор взорвали. Тридцать лет площадь собора пустовала, и только в 1963—64 гг. на его месте построили типовое здание областной филармонии.

С. Стихи о храме. Автором одного из стихотворений о Соборе стал Вятский чиновник и поэт Михаил Степанович Мусерский («Вятчанин»):

Была пора — на Вятке отдаленной

Народ царелюбивый ликовал:

Он ждал царя Руси — и царь Благословенный

Любви его любовью отвечал.

Увенчан славою двенадцатого года

На русском троне ангел мира был;

И дав Европе мир, жизнь русского народа,

Его нужды увидеть он спешил.

И был на Вятке царь Благословенный,

Народ его с восторгом принимал,

И в память этих дней, любовью оживленный.

Построить храм тогда же завещал.

Прошли года. По мысли величавой,

Достойной памяти великого царя,

Воздвигнут Божий храм, и купол пятиглавый

Возносится над сенью алтаря.

Прошли года: угас Благословенный,

Немного тех, кто видел здесь его,

Но памятник любви народа неизменной

Потомству передаст завет отцов священный:

Молиться и любить Монарха своего.

Т. Тезоименитство (День Ангела) Александра Невского — 12 сентября.

У. Улица Александра Невского — В г. Кирове есть улица Александра Невского, которая огибает территорию бывшего Александро-Невского Филейского монастыря.

Ф. Фотографии собора. Храм был визитной карточкой города и всегда притягивал внимание фотографов — сохранилось немало его снимков. Выглядел он, на фоне двух-трехэтажной городской застройки и приземистых вятских церквушек, огромным.

Х. Храм святого благоверного великого князя Александра Невского. На всю постройку было употреблено 4553500 штук кирпича, 208 1/2 кубич. саж. бутового камня, 26457 пуд. опочного камня, извести 12336 четвертей, песку 16386 четвертей, железа разного 5997 пуд., листового 1126 1/4 пуд.; лесу 5 — и 4-саженного 7189 дерев, жердей 870 штук.

Ц. Центр. Имя святого в Вятке носит детский центр («Детско-юношеский центр гражданского, патриотического и духовно — нравственного воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского»).

Ч. Чарушин Дмитрий — вятский художник, ученик Витберга сделал посмертный портрет Александра Лаврентьевича. Сам автор проекта не дожил до освящения собора — 12 января 1855 г. Александр Витберг скончался. Дмитрий Чарушин, поступивший в 1851 г. в столичную Академию художеств, почти неотступно в течение нескольких лет находился при угасающем мастере. В 1854 году в доме Витберга случился пожар, и Чарушин, рискуя жизнью, вынес из огня на руках разбитого параличом учителя. Вятский купец, член комитета Александровского собора П. И. Репин за свой счет похоронил архитектора в Петербурге на Волковом кладбище среди вятчан.

Ш. Шиллегорский Азарий Тимофеевич протоиерей — инициатор постройки Александро-Невского собора. Был профессором словесности Вятской духовной семинарии, протоиереем Богоявленского и Кафедрального соборов. Похоронен на кладбище Успенского Трифонова монастыря.

Э. Эклектика — стиль постройки Собора (смесь элементов архитектуры византийской, готической и древнерусской). Место для храма было выбрано очень удачно: он стоял на высоком месте, посреди огромной площади, занимавшей четыре городских квартала, и был виден отовсюду не только из города, но и из далеких его окрестностей. Круглый в плане собор имел 50 метров в высоту и столько же в диаметре. Со временем на главном куполе, выкрашенном лазуревой краской, разместили золоченые звезды, как и планировал Витберг. По его же мысли четыре боковых купола следовало позолотить, но на это не нашлось средств.

Ю. Юбилей: 800-летие А. Невского. 13 мая 2021 г. исполнилось 800 лет со дня рождения одного из самых знаменитых русских правителей — полководца Александра Невского. В Кирове памятной дате было посвящено несколько мероприятий.

Я. Ярослав II (Феодор) Всеволодович (8 февраля 1191 г. — 30 сентября 1246 г.) — сын Всеволода Большое Гнездо и чешской королевны Марии Шварновны, отец Александра Невского.

Данная работа реализуется в нашем образовательном учреждении в рамках дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Топонимика и экскурсоведение: школа юного экскурсовода» для детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, реализуемой в сетевой форме и предоставляет широкие возможности для творчества обучающихся. Ведь обязательными элементами содержания и организации образовательной деятельности в условиях сетевой организации образовательной деятельности являются:

— углубленное изучение предметной области, наличие метапредметных программ, ориентированных на специфические универсальные умения, формирующие социальный опыт;

— реализация внеурочной деятельности (модель поддержки профиля) в организациях сети;

— управление проектной и исследовательскими видами деятельности как инструментальной основы дальнейшей профилизации учащихся;

— организация тьюторского сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся;

— сформированность информационно-образовательной и методической сетевой среды, поддерживающей программу;

— наличие диагностической и оценочной деятельности, поддерживающих профильные направления реализации сетевой программы [9].

Познание многообразия мира истории и культуры через игру, творчество, самодеятельность ребят, ориентация на их возрастные особенности и «включение» всех органов чувств в процесс познания, раскрытие творческого потенциала и активизация поисковой и исследовательской деятельности учащихся — это основные принципы работы детского объединения.

Список источников:

1. Алабин П. В. Александро-Невский собор в Вятке. Вятские губернские ведомости, 1864, №40.

2. Александро-Невский собор в г. Вятке. Вятские епархиальные ведомости, 1901, №23.

3. Бакин В. Александро-Невский собор — обетный храм земли Вятской// «Вятский епархиальный вестник», 2009. №9.

4. Васильев Г. Н. «Повесть о житии Александра Невского». Занятие по краеведческому курсу «Литература и музыка древнего Пскова» // Духовно-нравственное воспитание. 2010, №4, С. 81—86.

5. Долгов В. В. Феномен Александра Невского. Русь XIII века между Западом и Востоком. М., 2020.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М., 2014.

7. Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2007.

8. Москалец Е. С., Пешнина Л. В. А. Л. Витберг в Вятке. Киров, 1975.

9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (Методические рекомендации поорганизации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). URL: https://noustolichnkit.mskobr.ru/files/pis_mo_minobrnauki_rossii_ot_28_08_2015.pdf (дата доступа 10.04.2021).

10. Тинский А. Г. Вятская мозаика. Киров. 1994.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я