Редко в современных российских исследованиях можно встретить работы не рассматривающие основные
функции семьи, такие как совместное ведение хозяйства, рождение и воспитание детей и др.
Именно родители, их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной
функции семьи.
Воспитание детей является одной из главных
функций семьи.
Если мы как родители отказываемся управлять внутрисемейными вопросами и начинаем перекладывать
функции семьи на других людей – в том числе и на самих детей, – то авторитет родителей очень скоро перестанет существовать.
Дубэева, Т.Б. Социальные
функции семьи в процессе формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / Т.Б. Дубэева.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: деэмульгирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для молодых семей психологическая
функция семьи состоит в превращении влюблённости и взаимного влечения в отношения взаимной привязанности, взаимного эмоционального комфорта.
Однако молодые супруги, в силу недостаточного опыта, жизненной мудрости, затрудняются порой в выполнении одной из самых важных
функций семьи – воспитательной.
В связи с изменениями уклада жизни, что является естественным при перераспределении собственности, ибо уклад жизни зависит от уровня развития производства и производственных отношений, технического совершенствования его, культуры и образованности народа, меняются
функции семьи и её членов.
Здесь возобновляются экономические
функции семьи как корпоративного держателя акций, что показывает формальную крепость буржуазной семьи, основанной, помимо личных отношений, на собственности и контракте, сохраняющем её до тех пор, пока это остаётся главным.
В XX веке впервые в производственную и – шире – «внедомашнюю» деятельность включилось большинство женщин, что изменило
функции семьи, брака, воспитания детей.
Содержание
функций семьи позволяет сделать вывод о том, что семья представляет собой сложный комплекс естественно-биологических, материальных и духовно-психологических связей, многие из которых вообще не приемлют правовой регламентации и подвержены лишь нравственному регулированию со стороны общества.
Среди разнообразных
функций семьи (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, организации семейного досуга, социализация, общение и др.) важное место занимает функция воспитания.
Кроме того, «дом», «жилище» – это место, где осуществляется рекреационная
функция семьи, которая заключается в получении членами общества отдыха от трудовой функции, эмоциональной поддержки и защиты от внешнего мира.
Основное внимание авторы уделили теоретическому анализу социализирующей
функции семьи и её воспитательному потенциалу.
Так, основной
функцией семьи является биологическое воспроизводство населения, но одновременно в ней происходит приобщение детей к определённой культуре, воспитание, первичное образование, формирование чувства принадлежности к какой-либо группе (национальной, социальной, языковой и пр.).
Самыми гуманными
функциями семьи и общества в отношении пожилого человека становятся оказание ему помощи в этот период жизни и терпимое (иногда просто сдержанное) восприятие его порой раздражающих мнений, потребностей, интересов, поступков.
Следующая
функция семьи – это функция меркантильно-экономическая, или хозяйственно-бытовая.
Во время длительного карантина в период пандемии коронавируса эта
функция семьи прошла серьёзное испытание.
Но всё изменилось – в современном обществе человек вполне может выжить в одиночку, и
функции семьи стали постепенно отмирать.
Например, причиной нарушений воспитательной
функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.).
Анализ структуры семьи даёт возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется
функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности.
Сегодня хозяйственная
функция семьи утратила ведущую роль, значимость приобрели другие функции.
Репродуктивная
функция семьи реализуется в ответственном отношении к зачатию и рождению, а также к усыновлению детей, к передаче их на попечение воспитателей (родственников или социальных институтов – детский сад, школа и т. п.), в заботе об их росте и воспитании и передаче им семейного наследия.
И. Зацепин даже выделил отдельную
функцию семьи – фелицитологическую («фелиците» – с лат. «счастье»), которая, по мнению автора, означает создание условий для счастья каждого члена семьи.
Нарушения
функций семьи –это такие особенности её жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её функций.
– Вскоре это изменение
функций семьи отразилось в новых критериях при выборе супруга.
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определённых потребностей её членов, называется
функцией семьи.
Эмоциональная
функция семьи –удовлетворение её членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Многие из
функций семьи изменились с течением времени, что будет рассмотрено позднее.
Именно поэтому биологическая
функция семьи трансформировалась в функцию планирования рождаемости и воспроизводства населения.
Так или иначе, ценностная и духовная
функция семьи исполняется (в норме) супругами или старшими рода (например, бабушками и дедушками), если супруги эту функцию не исполняют.
Хозяйственно-бытовая
функция семьи представляется иногда самой важной.
Функции семьи отвечают важнейшим из них, и в первую очередь потребности в принадлежности, к стремлению быть частью чего-то большего, чем «я», быть в семье и с семьёй.
Это может служить предпосылкой для обеспечения базисных
функций семьи.
Формы и
функции семьи обусловлены характером существующих производственных отношений, общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития общества.
Каждый человек по-своему рассматривает
функции семьи, они имеют для него разную важность и ценность, и от степени их представленности в браке, в конкретных отношениях человек переживает удовлетворённость или неудовлетворённость своей семейной жизнью.
Под
функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей [20].
В социальном смысле она помогает человеку адаптироваться к среде обитания, однако нас больше интересуют внутренние
функции семьи.
Тут же хочется следом подчеркнуть роль второй, безусловно непреложной
функции семьи – воспитание детей, реализация родительских чувств, материнство и отцовство как жизненно важные потребности человека.
Образовательная
функция семьи направлена на обучение детей, а также – саморазвитие, помощь друг другу в разных вопросах, включая воспитательно-педагогические.
Трудности, которые они испытывают, не позволяют реализовать в полной мере основные
функции семьи.
Развитие культуры, её использование для решения проблем и передача опыта от поколения к поколению – важнейшая
функция семьи, общества и государства.
Важнейшая из социальных
функций семьи – хозяйственно-экономическая – включает в себя ведение домашнего хозяйства, формирование и использование семейного бюджета, организацию потребления, обеспечение нетрудоспособных членов семьи.
Педагоги профессионально помогают семьям в воспитании детей, при этом, не подменяют их, а обеспечивают более полную реализацию воспитательных
функций семьи.
Ещё одна важная
функция семьи – воспитательная.
Потому что главная
функция семьи в современном мире – психологическая.
Говоря о психологических
функциях семьи, необходимо отметить, что все эти функции по отдельности могут быть так или иначе реализованы и вне семьи.
Именно через роли матери и отца реализуется одна из основных социальных
функций семьи – функция воспитания как поддержание культурной непрерывности общества.
Особо значима на этом этапе воспитательная
функция семьи: обеспечение физического и духовного развития детей ощущается родителями как наиболее важная задача.