Книга о семейных ценностях

Инна Леонидовна Кылымник, 2020

Книга представляет собой набор методических материалов в области семейных ценностей и семьи как воспитательного института. Авторы поднимают и изучают вопросы сохранения семейных ценностей и поддержания семейных традиций. Простым и понятным языком в книге изложено, почему семья играет значительную роль в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни, и это является первым этапом становления его как личности в государстве.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга о семейных ценностях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ. ЗАЧЕМ?

1.1. ЗАЧЕМ семья взрослому человеку?

«Один в поле не воин»

Русская народная пословица

«Семья — это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья — это самые прочные узы всей вашей жизни.»

Джонни Депп

Как и многое в мире, взгляды на значение семьи, семейные устои и традиции, и в целом ценность семьи меняются со временем. На смену церковным бракам приходят законные браки, а на смену законным — гражданские, выбор только из своего круга/сословия, расширяется до 7 млрд. населения планеты. Вместе с тем, бОльшая часть населения, по-прежнему в том или ином виде создают семьи, выбирая отношения взамен одиночеству.

И, как это ни парадоксально, в наш век, пропагандирующий свободные отношения, автономию и самодостаточность, к нам, психологам, чаще обращаются люди с запросами: «Я хочу создать семью, хочу отношений, но что-то не складывается, помогите…», «Как найти свою вторую половину?», «Как сохранить отношения?», «Как восстановить интерес к партнёру?» и т. д.

Может и правда, это устаревшие вопросы, которые уйдут в лета со временем? Давайте разбираться.

Для однозначного понимания, о чем мы говорим в данной книге, договоримся с определениями, что мы подразумеваем, когда говорим о семье.

Семья — это союз двух людей, которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство.

Заглянем в историю. Начиная с каменного века, семья существовала, как опора, без которой невозможно выжить в одиночку: мужчины охотились, а женщины обрабатывали добычу: готовили еду, шили одежду, присматривали за детьми.

Во времена крепостного права в одиночку также невозможно было прокормиться: пока муж в поле, жена занимается хозяйством и детьми и, при возможности, тоже помогает в поле. Да и для того, чтобы «завести» детей нужно было венчаться в церкви, нравы-то строгие.

После революции семья стала важной «ячейкой общества», понятие «гражданский брак» отсутствовало в лексиконе и реальной жизни, а за бездетность брали налог.

В современном мире требования к формированию семьи изменились: расписываться или венчаться не обязательно, «заводить» детей тоже, бытовые условия упростились, а возможности заработать у мужчин и женщин сравнялись.

Сейчас прожить в одиночку очень даже возможно, порой даже проще, чем вдвоем. Вопрос с детьми тоже решается многочисленными способами без постоянного партнера, а удовлетворение сексуальных потребностей — тем более.

Тогда зачем семья в современном мире, если в ней объективно нет острой необходимости? Предлагаем рассмотреть ответ на этот вопрос через диаграмму-иерархию человеческих потребностей Абрахама Маслоу (пирамида Маслоу).

Пирамида Маслоу и семья

Согласно теории Абрахама Маслоу, все потребности можно разделить на 7 уровней (см. Рисунок 1):

1. Физиологические потребности (самый низший уровень) — утоление голода, жажды, половое влечение и т. п.

2. Потребность в безопасности — чувствовать себя защищенными, избавиться от страха и неудач.

3. Потребность в принадлежности и любви.

4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание

5. Познавательные потребности — жажда знаний, умений, исследований.

6. Эстетические потребности — красота, искусство, гармония.

7. Самоактуализация (высший): реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Последние три потребности ещё объединяют в потребность самовыражения/личностном росте.

Рисунок1. Пирамида потребностей Маслоу

Итак, каким же образом семья помогает современному человеку удовлетворять вышеуказанные потребности.

Очевидно, что семья помогает удовлетворить потребности четырех первых уровней, а это, хотим отметить, бОльшая часть всего, что необходимо человеку. Вместе с тем, создавать семью только ради того, чтобы удовлетворить эти потребности, поверьте, не стоит:

1. Физиологические потребности. Несмотря на то, что сейчас существует множество гаджетов, упрощающих быт: роботы-пылесосы, мультиварки, стиральные машины, домработницы и муж на час, в конце концов, — вместе с тем, разделять домашние хлопоты и обустраивать дом проще вдвоем, чем в одиночку (хотя многие замужние дамы могут с нами поспорить, что когда живешь одна, никто не разбрасывает пресловутые носки по дому). Кроме того, если вдруг один из партнёров испытывает временные материальные трудности: заболел, «ушел в декрет», ушел в отпуск по уходу за ребенком и т. п. — то второй может и «стакан воды принести», и взять на себя дополнительные обязательства по обеспечению семьи питанием, оплатой коммуналки и т. д. Валентин Распутин писал об этом: «Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо — вот для чего люди сходятся».

И, безусловно, при наличии партнёра, сексуальные потребности, по умолчанию должны быть удовлетворены, хотя порой именно из-за этих потребностей в отношениях появляются «трещины», но об этом мы поговорим в третьей главе;

2. Потребность в безопасности. Конечно, для женщины более привычно считать, что мужчина — это защитник и она за ним, как «за каменной стеной», поэтому наличие мужчины/партнера-защитника рядом очевидно «закрывает» данную потребность. Что же касается мужского пола, то женщина — это скорее «тыл», поддержка в неудачах и трудных задачах. Ну и согласитесь, вместе «отбиваться» от настойчивых советов родственников о том, как нужно жить новоиспеченной семье, гораздо легче вдвоем, чем в одиночку. Здесь будет уместна русская народная поговорка «Вместе и батьку легче бить»;

3. Потребность в принадлежности и любви. Семья и удовлетворение данной потребности говорят сами за себя, так как семья дает и ощущение принадлежности и любовь (если, конечно, мы говорим о здоровых отношениях, основанных на любви). По словам Вирджинии Сатир: «Традиционно мы воспринимаем семью как место, где всегда можно найти любовь, понимание и поддержку. Даже когда все вокруг рушится, семья — это пристанище, где можно отдохнуть, освежиться и набраться сил, чтобы лучше справляться с внешними проблемами» [24];

4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание. В семье зрелых людей признание, одобрение и поддержка в достижении успеха являются неотъемлемой частью. Что может быть радостнее, чем испытывать гордость за успехи партнера и понимать, что в этом есть и ваш вклад тоже. К нам часто обращаются клиенты с тем, что в родительской семье было принято больше критиковать, слова благодарности слышались только за сверхзадачи и сверхуспехи, а иногда не говорились вообще. И сейчас девушка, даже испытывая благодарность партнеру, не говорит о ней, «у нас так не принято», «и так нормальные отношения, зачем говорить», «и так понятно, что я благодарна, зачем говорить». А с другой стороны, обращаются мужчины с тем, что «она меня не хвалит, не ценит», «если что-то приятное сделаю, не замечает, а если в чем-то ошибусь (от бытовых вещей до карьеры), так «запилит»». Дети, которых мало одобряли в детстве, считали хорошую учебу, достижения в увлечениях чем-то обыденным, особенно чувствительны к признанию будучи взрослыми и более требовательны к партнеру, чем те, кто насытился признанием в детстве. Семья — это место, где можно «добрать» то, чем были обделены в детстве.

Несмотря на то, что последние три потребности: в познании, эстетике и самоактуализации — на первый взгляд не связаны с удовлетворением их в семье, вместе с тем, семья является той опорой/тылом, благодаря которой человек может достичь этого уровня потребностей. Кроме того, работая над отношениями (Да! Да! Отношения — это РАБОТА двоих), каждый партнер развивается как личность.

Функции семьи

Если у вас ещё остались сомнения в важности и необходимости создания семьи, давайте рассмотрим её функции.

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей [20].

Про функции семьи написано немало книг: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. «Социально-психологические методы исследования супружеских отношений»[2], Мацковский М.С. Социология семьи[16], мы предлагаем остановиться на основных, касающихся только межличностных отношений:

1. Репродуктивная заключается в рождении детей, продолжении рода. Собственно, благодаря данной функции, семья из двух человек, связанных узами, превращается в клан, род, поколение.

Безусловно, каждая семья сама решает «заводить» детей или нет и сколько. Вместе с тем, государство обычно регулирует рождаемость посредством введения дополнительных налогов или льгот. Например, в СССР с 1941–1992 гг., а также в Древнем Риме, Болгарии, Италии, Польше в разные периоды взимали налог на бездетность.

В современной России, на наш взгляд, существует две параллельные тенденции в части реализации данной функции. С одной стороны, для части семей продолжение рода не является уже однозначно обязательной функцией, они выбирают оставаться ChildFree (об этом феномене мы поговорим в следующей части нашей книги). С другой стороны, в нашем окружении всё чаще встречаются семьи с тремя и более детьми. Одна из авторов книги является третьим ребенком в семье и у одной из её сестер четверо детей. Необходимо отметить, что на момент написания книги в России активно развиваются институты приёмного родительства, опекунства и вводятся льготы семьям с двумя и более детьми. Эти меры, безусловно, морально и материально поддерживают семьи, желающие реализовать себя в родительстве;

2. Воспитательная (функция социализации) «состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях» [19].

«Семья — это «фабрика», где формируется такой (здоровый, умственно развитый, чувствующий, любящий, веселый, реальный, творческий, продуктивный…) человек. Вы, взрослые, формируете новых людей [24].

Семья — малая социальная группа, в ней новый член общества рождается [20]. Необходимо отметить, что значимость данной функции распространяется не только на членов семьи, но и на социум. По сути, воспитывая детей, семья выполняет функцию социализации (передача норм и правил поведения, принятых в обществе) подрастающего поколения и преемственности поколений (семейные традиции, привычки, сценарии).

Человек — стадное животное, как мы писали выше, в древние времена только вместе можно было выжить, защищаться от врагов и добывать пищу. Стремление быть в обществе, принадлежать к какому-то сообществу, компании, кругу и т. п. находится внутри нас на уровне рефлекса. Безусловно, есть исключения: отшельники, духовные учителя и т. п., которые предпочитают уединение, но при этом у них также есть связь, только духовная с чем-то или кем-то, что можно условно назвать «высшими силами». Таким образом, семья передает своим детям знания о том, какие правила и нормы необходимо соблюдать, чтобы быть принятым социумом: от правил поведения за столом, до требований, какой или каким должны быть юноши/девушки, чтобы их выбрали в качестве супруга/супруги (не всегда верные).

Возраст, до которого принято «сопровождать» ребенка во взрослую жизнь разнится в зависимости от страны. В современной России — это 21–23 года, до получения ребенком высшего образования и первого заработка.

Вместе с тем, в нашей работе психологов мы часто сталкиваемся с двумя направлениями запросов. Первое связано с тем, что давно повзрослевшую дочь/сына (далеко за 30 лет) матери продолжают опекать, «держать около себя», что, в свою очередь, приводит к невозможности для выросших детей построения полноценных отношений. Второе направление, напротив, заключается в том, что родители не способны материально обеспечить подростка и тогда он сам с 16-ти лет обустраивает свою финансовую жизнь.

По словам Вирджинии Сатир «Возможно, построение семьи — самое трудное дело на свете. Оно предполагает совместные усилия двух индивидуальностей, направленные на воспитание одного ребенка. С самого начала нельзя забывать о том, что, когда взрослые люди, мужчина и женщина, берутся за воспитание ребенка от рождения до совершеннолетия, у них неизбежно возникнут проблемы. Родители в удачных семьях понимают, что проблемы будут просто потому, что по-другому не бывает, поэтому они способны немедленно разрешать их по мере появления»[24]. Мы согласны, что это самая сложная для семьи роль, поэтому ей посвящен отдельный раздел данной книги.

3. Коммуникативная

Помимо того, что члены семьи общаются между собой о быте, воспитании детей, совместном времени препровождения и т. п. (внутрисемейное общение), они также привносят информацию в семью извне (работа, учеба, литература, СМИ), за счет чего обогащаются все члены семьи. Если коммуникации внутри семьи, включая социально-культурные, духовные и т. д. достаточно развиты, они ведут к личностному росту всех членов семьи;

4. Функция эмоционального обмена

«Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен» [20].

«В удачной семье легко уловить мысль, что человеческая жизнь и человеческие чувства — самая большая ценность» [24].

Часто катализатором эмоционального обмена в семье становится ребенок. Например, «холодные», разрозненные родители объединяются и начинают обсуждать общую тему, когда один из детей серьезно заболевает. И тогда ребенку приходится часто болеть, чтобы хоть как-то удерживать родителей рядом друг с другом. Другая проблема, с которой обращаются супруги, — это состояние постоянного раздражения, злости на партнера, которые нельзя выражать (в нашей стране считается, что такие эмоции нужно держать в себе и терпеть). В итоге, семья находится в состоянии постоянного внутреннего напряжения, пока кого-то из партнеров не «взорвется». В 4-ой главе данной книги мы разберем подобные случаи и предложим варианты выживания.

Семью со всеми её участниками можно представить, как целостный объект («ячейку общества»), который также эмоционально взаимодействует с окружающей средой, другими семьями и социальными группами. Самое удивительное, что даже самые разрозненные члены семьи объединяются, если семье угрожает какая-то внешняя угроза. Это могут быть «нападки» родительских семей партнеров, соседи, нарушающие покой ребенка и т. п. Порой партнеры неосознанно находят внешних «врагов», чтобы было против кого извне объединяться и не разбираться в своих отношениях.

В семьях, где эмоциональному взаимообмену ничего не мешает, чувства свободно выражаются без вреда для психического и физического здоровья всех участников, где каждый может быть услышан, подержан и признан, данная функция реализуется наиболее полноценно.

5. Сексуально — эротическая функция

Данная функция служит для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, «регулирует сексуальное поведение членов семьи» [22]. При этом, под сексом мы понимаем не просто половой акт, а отношение между партнерами, которые включают в себя три аспекта:

«1. Гедонистический аспект (это про оргазм, удовольствие)

1. Коммуникативный аспект (секс как контакт, коммуникация). Здоровый секс — это секс между двумя равными и разными людьми. Это про то, как мы можем «выдерживать» нашу разность и равность. Это про способность вступать в сексуальные отношения и делать их в удовольствие и себе, и другому.

2. Репродуктивный аспект (это про плоды наших отношений). Это не обязательно ребенок, это про то, не бесплодные ли у нас отношения.»[22]

Хочется отметить важность данной функции, так как часть семей распадается именно на фоне несовпадения сексуальных разногласий (в разные периоды физиологически партнерам необходимо/хочется разное количество секса). Одни семьи решают этот вопрос появлением «третьих лиц» для удовлетворения своих потребностей, у других неудовлетворенность в сексе, отсутствие самореализации, как женщины/мужчины приводит к появлению психосоматических симптомов (хроническая молочница, различные воспаления половых органов, возникающие без объективных причин и не поддающиеся стандартному лечению).

Вместе с тем, нарушения в сексуальные отношениях — это последствие более глубокого дисконнекта между партнерами, сигнализирующего о том, что есть невыраженные обиды/неясности, касающиеся быта, совместного досуга и т. п. сторон партнёрства, не касающиеся секса, как такового. Кроме того, снижение самооценки/уверенности в себе партнера, также ведет к «холодности» в семье.

Все эти вопросы необходимо решать за «столом переговоров», об этом, как и о других функциях важно говорить и договариваться.

Карабанова Ольга выделяет также ещё одну функцию: «Важнейшей функцией семьи является фелицитивная функция — функция удовлетворения потребности человека в счастье (от лат. felicio — счастье). Семья — существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности жизнью. Люди, состоящие в браке, оказываются счастливее одиноких людей. Согласно М. Аргайлу [1990], удовлетворенность браком определяет общую удовлетворенность жизнью и состояние счастья. Результаты проведенных в США 58 исследований обнаруживают корреляцию между переживанием субъективного благополучия и супружеством в противоположность одиночеству на уровне статистической значимости». [10]

Вышеуказанные функции, с нашей точки зрения, остаются неизменными несмотря на изменения, происходящие в обществе, государстве, мире.

Резюмируя, важно отметить, что на разных этапах развития семьи, каждая из функций меняет свою значимость. Так, например, в начале отношений на первый план обычно выходит сексуально-эротическая функция, если семья решает «завести» ребенка, то актуализируется репродуктивная функция, а затем и воспитательная и т. д. Вместе с тем, семьи, в которых в той или иной мере реализуются все функции, называется функциональной. Если в семье хронически не выполняется какая-либо функция (семья в таком случае называется дисфункциональной), это является поводом обратиться к семейному психологу для её восстановления. В последней главе данной книги мы приведем примеры нарушений и варианты их решения.

В завершение добавим, что по статистике женатые мужчины живут дольше холостяков, так, например в России, это время составляет 9 лет и 7 месяцев (Г.Онищенко 2018 г.). Этому феномену есть вполне рациональное обоснование: от правильного питания и заботы о здоровье, которое традиционно обеспечивает жена, до снижения уровня стресса (несмотря на то, что некоторые жены «пилят» мужей).

1.2 Зачем детям семья и семье дети?

"Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны…»

А. де Сент-Экзюпери

«Все мы родом из детства». Фраза давно стала крылатой и теперь, как правило, означает, что все те проблемы, которые с человеком случаются, так или иначе имеют корни в его детском возрасте. Блоггер Марта Кетро пишет: «Телевизор научил нас плохому, теперь каждый, посмотревший дюжину американских фильмов, знает, что все его проблемы родом из детства. «Народная психоаналитика» с легкостью дает ответ, почему тридцатилетняя девочка спит со всеми подряд, а сорокалетний мальчик не может жениться — конечно же, детская травма, и мама их никогда не любила! Каждый может сосредоточиться и припомнить что-нибудь ужасное: как она кричала «Лучше бы тебе не родиться», как между делом сказала: «А ножки-то у тебя кривенькие, зубки плохие и носик картошечкой» и подытожила: «И замуж никто не возьмет». И, разумеется, это омрачило последующие двадцать лет.»[14]. Да, у многих, действительно, есть детские травмы, но далеко не у всех, слава Богу, хотя то, как прошло детство значимо влияет на многое уже во взрослой жизни.

Давайте попробуем поразбираться, во-первых, чем конкретно важна семья для ребенка на каждом этапе его возрастного (а значит и психического, у детей это неразрывно связано) развития, а во-вторых, как влияют дети на своих взрослых и на семью в целом.

Сначала про то, зачем семье нужен ребенок. Вопрос неоднозначный. Но на него есть ответ с точки зрения психологии семьи как системы. Например, семья принимает решение стать приемной (не важно, усыновить ли ребенка, взять ли под опеку родственника, который потерял родителей). Они обязательно идут на специальные курсы — Школу принимающих родителей. Это длинный, состоящий из многих встреч психологический и обучающий тренинг. И буквально второе его занятие посвящено мотивации. Участники исследуют, зачем им приемный ребенок, ведь зачастую, неосознанно, таким способом семья пытается решить какие-то свои внутренние проблемы и трудности. Допустим, свои дети выросли и разъехались, дома пусто, есть много любви, нежности и свободного времени, и все это теперь, как будто некуда девать. Такая мотивация будет отнесена как к конструктивной, так и к деструктивной: с одной стороны, есть ресурс, некий избыток, которым хочется делиться. И это, несомненно, хорошо. А с другой, идея снова стать родителями пришла тогда, когда супруги ощутили пустоту, нехватку чего-то, дефицит. И этот дефицит хотят восполнить.

Безусловно, дети — это счастье. И одни должны рождаться. Но кроме большой радости они приносят в любую семью, даже состоящую из двух человек (мама и, собственно, ребенок), много изменений, которые, в свою очередь, становятся неслабой такой проверкой на прочность для всей семейной системы. Неслучайно, очень большая доля разводов приходится на период первых двух лет родительства. Молодые мама и папа просто не справляются с тем объемом абсолютно новых и, чего греха таить, выматывающих событий, обязанностей и обстоятельств. И здесь им обязательно нужна поддержка, а ее часто или не бывает (да вы что, дети — это счастье, чего это вы не справляетесь?), или она не такая, какая нужна (советы вместо реальных дел, нравоучения вместо сочувствия и так далее). И если в отношениях супругов до рождения малыша были недомолвки и шероховатости, то они обязательно станут больше с его появлением.

Таким образом, единственная на 100 % конструктивная причина, по которой стоит планировать появление ребенка в семье — это избыток. Избыток любви, нежности, радости, материальных благ. Но не всегда так получается в реальной жизни. И тогда надо понимать, что вам потребуется помощь. Один в поле не воин. Или воин, но очень недолго. Обращайтесь к родственникам, идите на консультацию к психологу, обзаводитесь друзьями из таких же, как вы, молодых родителей. И тогда всё получится.

Теперь поговорим, зачем ребенку нужна семья. Здесь у семьи на каждом этапе функция ровно одна: удовлетворять потребности ребенка. Погодите кидать в нас тухлыми помидорами и кричать, что детоцентрированность — зло. Мы говорим не о капризах, не о постоянных «хочу-хочу, купи-купи». Мы говорим, в первую очередь, о жизненно важных потребностях. Про них вы уже читали выше. Да-да, снова пирамида А.Маслоу. Но мы чуть более подробно остановимся на тех психологических потребностях ребенка, которые могут удовлетвориться только в семье.

Итак, вот ребенок в животе у мамы. Он уже не малюсенькая клеточка, не головастик, а вполне себе человечек. И у него есть самое близкое существо — мама. Уже семья. Если при этом есть еще и брат/сестра близнец, то семья побольше. А если еще и папа принимает участие в жизни беременной мамы, то совсем все хорошо. Доказано, что во внутриутробный период с определенного «возраста» ребенок не просто слышит голоса «из вне», но и эмоционально настраивается на маму, на ее настроение, на ее отношение к нему. И эта связь потом значимо влияет на самоотношение уже родившегося малыша вплоть до совсем драматических моментов, когда дети-отказники, оставленные в родильном доме, запускали «режим самоуничтожения», отказываясь от еды без каких-либо физиологических причин. (Более подробно об этом можно прочитать в книге Кэролин Эльячефф «Затаенная боль. Записки психотерапевта»).

Основная потребность ребенка на этом этапе, кроме физической безопасности, конечно, — в позитивном к себе отношении. Согласны, бывает трудно любить того, кто пинает тебя в печень и не дает нормально поесть. Но речь идет не об отсутствии злости на своего нерожденного ребенка, а об общем эмоциональном фоне мамы (пока остальные для малыша не так важны), о том, чтоб вся эта ситуация ей в принципе нравилась. Или хотя бы была просто нормально переносима.

Наконец, ребенок рождается. Он абсолютно беспомощен и если рядом не окажется взрослого, то погибнет. Физически. Основная потребность на этом этапе, опять же кроме физиологических, в тепле, пище, безопасности, — быть со своим взрослым, быть чьим-то. Потребность в привязанности. Идеально, чтоб этим «своим» взрослым была мама, так как до этого уже были 9 месяцев совместности, младенец к ней уже привязан, даже если отношение к самому факту его существования не вызывало у мамы восторга. Людмила Петрановская в книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» пишет: «Каждый младенец, приходящий в мир, на глубоком, инстинктивном уровне знает правила игры. Они просты и суровы….Сам по себе ты не жилец. Если будет взрослый, который будет считать тебя своим, который станет о тебе заботиться, кормить, согревать и защищать тебя — будешь жить, расти и развиваться. Не найдется такого — значит, в этой жизни для тебя места нет, прости, попытка не удалась»[21]. Все это абсолютно не означает, что мама должна безвылазно находиться возле ребенка. Но она должна быть, как это называется в научной литературе по психологии раннего возраста, основным ухаживающим для своего ребенка. Это означает, что на пару-тройку часов в день ребенка передать можно и нужно. Но все же в основном с ним мать. И здесь вот какая штука: в том, что мама с ним должен быть уверен в первую очередь сам ребенок. А как он это проверяет? Правильно, криком призывая маму (папу, бабушку или еще кого-то) к себе. Ему важно, чтоб на его призыв тут же откликались. Тогда он чувствует свою принадлежность, понимает, что не один, и растет, развивается, не опасаясь за свою жизнь. А от этого и спит спокойнее, и есть лучше, и играет увлечённее.

Далее весь первый год жизни малыша он познает окружающий мир, знакомится со своей семьей, уже расширенной, — это не только мама и папа, но и все дедушки, бабушки, тети, дяди, братья и сестры. За это время у ребенка формируется так называемый «круг привязанностей» — это те люди, кому он доверяет. Если, к примеру, с ребенком весь первый год жизни была няня, то она тоже будет в этой компании.

Потом наступает кризис первого года жизни, он обычно приходит раньше, месяцев в 9, когда ребенок уже очень уверенно ползает и научается вставать. Малыш, во-первых, начинает осваивать окружающий мир сам (начинает ходить сначала у опоры, потом автономно), во-вторых, начинает отказываться взаимодействовать с «не своими» взрослыми. Выглядит все это как постоянное настойчивое «лазание, куда не надо» и резкое нежелание идти на контакт с теми, с кем раньше, вроде, все было хорошо — докторами в поликлинике, друзьями семьи, соседями по подъезду.

Потребности на этом этапе у ребенка две: в психологической безопасности (что родные, свои, ни за что его не бросят и не оставят, не отдадут кому-то, особенно актуально в поликлинике или больнице) и в возможности познавать мир (да, даже если это означает позволять ползать по дому с крышкой от кастрюли и стучать ею в пол). Итак, семья рядом, никому не отдаст и дает возможность пробовать этот мир на вкус и прочность.

В возрасте от одного года до трех ребенок продолжает осваивать пространство вокруг и уже вступает в первые социальные контакты. Но пока других людей он воспринимает как просто предметы, еще не понимает и не умеет с ними взаимодействовать. Чужой папа на детской площадке для маленького человека либо страшный монстр, и он его боится, либо интересное существо, которое можно потрогать, повисеть на нем, а если удастся, то и за нос цапнуть. Потребности малыша — те же: в ощущении защищенности (отбегу от своего взрослого, но в любой момент могу вернуться к нему) и в свободе познавания мира.

И вот ребенок приближается к своему третьему дню рождения. Родители, конечно, уже знают про кризис трех лет и морально готовятся. Зря, если честно. К нему невозможно подготовиться. Во-первых, потому, что он начнется не в три, а в два с половиной года как минимум, а во-вторых, потому, что каждый конкретный ребенок будет себя вести по-разному в нем. И, поверьте, ваш малыш, делая все в соответствии с возрастом, найдет, чем вывести из себя конкретно вас. Если вы приверженец чистоты, то ему будет жизненно необходимо, руководствуясь девизом «я-сам», исследовать все грязные лужи в округе. Если вы испытываете трудности с тем, что на вас обращают внимание в общественных местах, то истерики в магазине вам обеспечены. Таким образом малыш будет проверять вас на прочность: «А ты меня такого примешь»? — как бы будет она вас постоянно спрашивать своими действиями. Его потребности в этом возрасте — во-первых, быть максимально самостоятельным и при этом любимым безусловно, во-вторых, в четких границах поведения. Совать пальцы в розетку, переходить дорогу одному, убегать от мамы на прогулке — категорически нельзя, и за такое поведение наступают вполне понятные и заранее объявленные последствия: лишение мультиков, лакомств, прекращение интересной прогулки, даже если только что вышли, уход из развлекательного центра. А в-третьих, трехлетке неимоверно важно научиться в этот период делать собственный выбор, основанный на своих желаниях. Пожалуй, это основная потребность и задача возраста. И если она не решена, то у ребенка формируется психологическая склонность к зависимому поведению. Это означает, что в дальнейшем он будет более внушаем, и будет поступать с оглядкой на значимых людей (а в скором времени этими людьми уже будут не родители, а сверстники). В самом худшем варианте развития событий, употребление запрещенных препаратов, алкоголя и табака. Но удовлетворить эту потребность в собственном выборе ой как непросто. Потому, что выбирать малыш пока умеет, только отказываясь от того, чего не хочет. Он пока не понимает, что именно ему надо, но точно знает, чего не надо. Это может прозвучать бредом, но маленькому мальчику, действительно, важно в этом возрасте, в каких трусах пойти в детский сад. Да. Именно мальчику. И если он вам говорит, что вот эти с корабликом не наденет, то это не блажь. Предложите, пожалуйста, другие. Да, им принципиально, какой дорогой пойти. Да, если вы неправильно выложили им в тарелку кашу — это катастрофа вселенского масштаба. Согласитесь, уже читая все это, хочется рявкнуть и заставить уже прекратить капризы. Вы можете, но помните о последствиях — они не научатся принимать решения сами. Зачем, если важные решения «не в кассу» самым дорогим и любимым? Проще послушаться. И тогда, как в анекдоте: «Мама, я замерз?» «Нет, малыш, ты проголодался.» Как выжить в этот период? Написано много книг, как пережить кризис трех лет. Есть масса уловок, как облегчить себе этот этап родительства. Если уж совсем будет плохо — запишитесь к детскому психологу на консультацию, поговорите, спросите совета. Терпение — вот то, что вам действительно понадобится в этот период.

Итак, подытожим.

Ребенку нужно: самостоятельность, безусловная любовь и принятие, возможность делать самостоятельный выбор.

Задача семьи — это обеспечить. Да, как один из способов справиться и выжить родителям, — устраивайте дежурство.

Следующий «краеугольный» возраст, о котором важно сказать — четыре-пять лет. Здесь нет никакого кризиса, но происходит важный психологический и социальный процесс — осознание себя как мальчика/девочки. В литературе этот период часто называют эдипальным.

Конечно, ребенок начинает понимать про свой пол намного раньше, но именно теперь интерес к этому вопросу резко возрастает. Мальчики влюбляются в мам и собираются на них жениться, напрочь игнорируя папу, девочки хотят замуж за пап, а мама пусть будет свободна. Потребность у них в первичной сексуальной и гендерной идентификации (речь не идет о сексе как о физиологическом процессе, конечно). И вот тут, внимание, запускаются два очень важных процесса, которые ребенку необходимо пережить позитивно и с родителями. Это конкуренция и отвержение. То, как они будут протекать, повлияет на дальнейшее отношение к конкуренции и отвержению в межполовых контактах. Говоря проще, от того, как поведут себя родители сейчас, зависит, как их ребенок будет конкурировать за понравившегося партнера в будущем, а также воспринимать отвержение, если этот партнер выберет не его, а кого-то другого.

Итак, конкуренция. Сына с папой за маму и дочери с мамой за папу. Здесь важно, чтобы однополый родитель эту конкуренцию, во-первых, признал, а во-вторых, участвовал в ней как можно более мягко и осознанно.

Например, если вы папа, то можно сказать сыну, что мама уже замужем, за вами, и вы ее никому не отдадите. Ни в коем случае нельзя обесценивать порывы сына и высмеивать его матримониальные планы и надежды. Фразы «женилка еще не отросла, чтоб свататься» и прочие саркастические высказывания оставьте при себе, если не хотите, чтоб ваш отпрыск в будущем стал тихим, инертным и не очень активным в отношении противоположного пола.

Все это же справедливо и для женской конкуренции. Удержитесь от обесценивания вашей дочери, в противном случае она не сможет потом, когда вырастет, позволить себе претендовать на того мужчину, который ей будет нравиться, а будет довольствоваться теми, кто обратит на нее внимание первым.

Теперь про отвержение. За него отвечает родитель противоположного пола. Задача папы объяснить девочке, что он женат на маме, он сделал свой выбор, что мама — это его жена, а девочка — дочь, и никогда женой стать не сможет. Опять же, важно быть как можно более корректным, мягким, поддерживающим. Именно от вас зависит, как потом дочь будет воспринимать отвержение мужчин, что оно будет для неё значить: что она негодная, плохая женщина, либо что конкретно этот парень не хочет быть с ней сейчас. С мамой и сыном — то же самое. От того, насколько корректно мать сможет выразить невозможность супружества со своим сыном, зависит его отношение к женскому отказу в будущем.

Безусловно, опыт конкуренции и отвержения ребенок приобретает не только дома, но так устроена наша психика, что, если до этого момента с малышом все было хорошо, первое в своей жизни предложение руки и сердца он сделает самым любимым, важным и близким мужчине или женщине — маме и папе. И именно от них будет зависеть его дальнейшее семейное счастье. Но здесь дочка еще остается девочкой, а сын — мальчиком. Второй виток их идентичности, конкуренции и отвержения в отношениях с родителями будет в подростковом возрасте, когда они станут девушками и юношами, молодыми мужчинами и женщинами.

Следующая веха на пути возрастного, а значит и психологического развития, — это кризис семи лет. Или кризис первоклассника, как его иногда называют. Обычно про него не так много пишут, и протекает он чуть менее драматично, чем кризис трех лет или подростковый. Но и здесь есть важный момент, разобраться с которым без семьи нельзя. Это отношения в треугольнике родители-ребенок-первый учитель. В возрасте семи лет дети перестают считать главным авторитетом родителей. И это нормально, так и должно быть. Возраст с семи до двенадцати лет — единственный из всех, когда ведущий вид деятельности (та деятельность, занимаясь которой ребенок развивается психологически, получает необходимые для дальнейшего взросления знания, умения и навыки) у ребенка — учеба. И самый авторитетный человек — учитель. Поэтому важно подбирать первого учителя, пожалуй, не менее тщательно, чем супруга. И да, вот он, тот возраст, начиная с которого вы больше никогда уже не будете самым большим авторитетом для ваших детей. Да, вы навсегда останетесь самыми любимым людьми, но вашему мнению уже не будут безоговорочно доверять, его будут ставить под сомнение.

Потребность ребенка в этот период — чтобы родители признали его взрослость (пусть и самое ее начало), дали самостоятельность (еще больше, чем в три года, хотя способ эту самостоятельность взять может быть очень похож на скандалы трехлетки) и позволили соглашаться с мнением других значимых людей (учителей). Последний пункт не так прост в исполнении. В этот момент родители часто начинают ощущать себя ненужными и неосознанно пытаются вернуть ребенка под свой контроль, закрепить свой авторитет. Последствиями станет торможение в проживании данного кризиса, а значит и замедление психологического и социального развития. И «догонять» ваш ребенок это все будет уже во взрослом возрасте, когда, например, станет совершеннолетним или уедет учиться в другой город, другими словами, вырвется от вас уже насовсем. Но при этом в душе он останется тем семилетним мальчиком или девочкой. А как вы думаете, насколько успешно может учиться в ВУЗе ребенок такого возраста? Ни насколько, да. Поэтому дайте возможность ему взрослеть в свое время, ведь, как говорится, маленькие детки — маленькие бедки. Действительно, цена ошибки с возрастом увеличивается. Если в первом классе стабильно невыученные уроки — это просто замечание и разговор с вами, родителями, то в пятом — двойки, в девятом и одиннадцатом — реальный шанс испортить себе дальнейшую жизнь уже серьезно, не получить необходимое количество баллов на ОГЭ и ЕГЭ. Но вот первый класс пройден, к школе адаптировались все: и ученик, и родители. Ну, что ж, есть пара лет, чтобы немного расслабиться. Потому что потом — ОН.

Кризис подросткового возраста. Не будем писать здесь про все его прелести и трудности, обсудим лишь, зачем уже не ребенку в этот период семья.

Во-первых, подростковый возраст — это возраст, когда наступает время реально ощутить, что такое ответственность, научиться строить причинно-следственные связи «если так, то будет вот это». Не убираешь за собой, не моешь чашки после чая? В какой-то момент чистая посуда кончится. Да-да, уважаемые родители. Здесь важно усидеть на собственных руках и не мыть, не стирать, не убирать, если хотите, чтоб приучался к самообслуживанию. Это звучит как бред, но тем не менее. Поверьте, одно замечание в школе от сверстников, а еще лучше от того, кто нравится, что он как-то не так выглядит, и подросток начнет и умываться, и выбирать одежду, и пользоваться дезодорантами. Или если ему будет некуда налить чай, он помоет себе чашку. Сам. Итак, навыки самообслуживания. Учимся в семье, в быту. И да, разговоры здесь не работают. Совсем. Только выработка привычки многократным повторением (обычно хватает одного-двух раз, но иногда приходится потерпеть чуть дольше).

А во-вторых, подростковый возраст очень коррелирует с тем временем, когда ребенок осознавал свою гендерную идентичность, с пятилетним возрастом. Только сейчас уже подростки не женятся на папах-мамах. Происходит другая вещь. Помните сказку про Морозко? Или про золушку? У них есть общий психологический смысл. Главная героиня достигает такого возраста, когда из девочки превращается в девушку. На Руси было такое понятие «заневестилась». Вот Настенька и Золушка как раз заневестились — стали интересоваться балами, похорошели, к ним скоро начнут свататься. И мачехи у обеих начитают их изводить со страшной силой. Даже в лес на съедение волкам отправить норовят. А родной отец при этом не заступается. Почему? Да потому, что в семье перестает существовать союз женщина (мама) — девочка (дочь) — мужчина (папа), и появляется новая система: женщина (мама) — женщина (девушка-подросток) — мужчина (отец). И здесь снова возникают процессы конкуренции и отвержения. И снова, как и в пять лет, важно конкуренцию проиграть, а отвержение получить во взаимодействии с родителями, снова максимально мягко и позитивно (подробнее о психологической зрелости женщины читайте в книге Риммы Ефимкиной «Пробуждение спящей красавицы»).

Подростковый возраст — время находить свое место к группе сверстников, осваивать ответственность и совершать ошибки. Серьезные, но пока не фатальные. И задача семьи — дать фундамент, базу, на которую можно опереться, где можно получить помощь и поддержку, если что-то не получается, чтобы потом, с новыми силами, идти и жить уже еще чуть более взрослую жизнь.

И напоследок поговорим еще про один кризис. Юношеский. Происходит в 16–18 лет и связан с профессиональным и жизненным самоопределением. Обычно протекает без особых проблем, при условии, что все предыдущие кризисы были прожиты так, как должны. В этот период молодым людям важно научиться принимать самостоятельные важные решения: выбрать учебное заведение, место работы, любимого человека. И решения не всегда самые верные, ошибки — мелкие и крупные — неизбежны. И задача семьи — поддержать. Чтобы было куда спрятаться, было кому позвонить, чтобы выручили, было кому пожаловаться.

Теперь ребенок — уже вовсе не ребенок, он взрослый, юный взрослый человек, у которого есть свои убеждения, ценности, мнение, интересы, желания, стремления, мечты и планы. И здорово, чтобы это все у него было в достаточном количестве, чтобы жить счастливо.

А еще, и об этом иногда очень легко забыть, именно в семье мы учимся такому важному умению как эмпатия, которое ой как важно в жизни. Учимся понимать, что у мамы болит голова, и, значит, кричать и скакать рядом с ней не стоит. Учимся сопереживать папе, у которого сегодня, к примеру, на рыбалке ну вот совсем не клевало, и он расстроен. Учимся как-то обходиться с тем, что младший брат кричит всё ночь и не дает нам спать из-за прорезывания зубов. И злимся на него, но и жалеем одновременно. И согласитесь, все это нам пригодится потом, когда собственный муж придет с работы грустный и уставший, когда собственные дети будут не давать спать ночью, когда у жены будет мигрень и она не сможет чего-то для вас сделать. И если мы будем эмпатичны, научимся понимать, что с другими происходит и сопереживать, сочувствовать им, то находиться в своей собственной семье, да и в других отношениях, станет проще, а значит, больше шансов на то, что они (эти отношения) будут счастливыми.

Ведь именно для этого и нужна каждому ребенку семья — чтобы он был счастлив. Сейчас и потом.

Резюме и упражнения к ГЛАВЕ 1

В данной главе мы рассмотрели семью через призму пирамиды Маслоу, как источник удовлетворения человеческих потребностей, поговорили о функциях семьи и что происходит, если они нарушаются. Важной частью главы является рассмотрение семьи, как необходимой основы для нормального психического развития ребенка.

Очевидно, что семья помимо удовлетворения потребностей, специфических и неспецифических функций, сама является для человека ценностью.

Мы предлагаем по мере прочтения книги исследовать свою семью под углами тем, рассмотренных в главе.

Первое упражнение, с которого мы предлагаем начать исследование, связано с потребностями, удовлетворяемыми в вашей семье.

Упражнение 1 «Ценность семьи»

Не задумываясь ответьте на следующие вопросы:

1. Что лично для Вас значит семья? Зачем она именно Вам? Можете ли Вы прожить без семьи?

2. Является ли решение иметь семью Вашим искренним или Вы подвержены влиянию родительской семьи, окружения, о том, что «Уже пора», «Все уже замужем/женаты, а ты ещё нет», «Когда уже ты выйдешь замуж/женишься, создашь семью? Мы не вечны» и т. п.?

3. Если бы не было внешнего давления, вышли ли Вы замуж/женились ли?

Упражнение 2 «Потребности в отношениях»

(можно выполнять применимо к любым парным отношениям, будь то любовные, супружеские, дружеские и т. п.)

Упражнение выполняется в паре.

1. Каждый участник берет 2 листа бумаги. Один помечает цифрой 1, второй — цифрой 2.

2. На листе 1 рисуем таблицу со следующими столбцами:

1) Что я ХОЧУ (мне НУЖНО) в отношениях;

2) что я ПОЛУЧАЮ в отношениях;

3) оставляем без названия.

3. Теперь на листе 1 заполняем первую колонку: пишем, что нам нужно и важно иметь в отношениях с партнером.

Например, взаимопонимание, поддержка, любовь, страсть, совместный досуг, общие интересы. То есть все, что вы хотите, что у вас было.

1. Далее работаем с листом 2 (лист 1 пока убрали). На листе 2 пишем, что вы ДАЕТЕ своему партнеру в отношениях, которые у вас сейчас есть.

Например, понимание, поддержку, заботу, интерес, восхищение, нежность и т. п.

2. Теперь обменяйтесь листами 2 с партнером и запишите все то, что партнер ДАЕТ в отношениях на свой лист 1 в графу"я ПОЛУЧАЮ"

Сравните, что написано вами в графе"что НУЖНО"и то, что теперь написано в графе"ПОЛУЧАЮ"

3. Посчитайте, сколько у вас совпадений по этим колонкам. За каждое совпадение присвойте себе 1 балл. Посчитайте сумму.

Сравните свой числовой результат с результатом партнера. Если разница больше, чем на 3 пункта, стоит обсудить, что происходит в ваших отношениях.

Обсудите упражнение с партнером.

Дополнительная литература:

1. Вирджиния Сатир «Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту».

2. Дональд Вудз Винникот «Маленькие дети и их матери».

3. Каролин Эльячефф, Натали Эйниш «Дочки-матери, третий лишний».

4. Кэролин Эльячефф «Затаенная боль. Записки психотерапевта».

5. Людмила Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка».

6. Марта Кетро «Справочник по уходу и возвращению».

7. Римма Ефимкина «Пробуждение спящей красавицы».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга о семейных ценностях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я