Семья, брак и родительство в современной России

Коллектив авторов, 2014

В сборник статей вошли работы российских специалистов в области психологии семьи. Ряд статей был представлен в виде докладов на всероссийской конференции «Семья, брак и родительство в современной России», которая состоялась 24–25 октября на факультете педагогики и психологии Московского Государственного Педагогического Университета. Данная книга будет интересна психологам, преподавателям психологии, молодым ученным и всем, кто интересуется проблемами современной российской семьи. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семья, брак и родительство в современной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Семейное воспитание как фактор социализации личности дошкольника

С. Н. Верейкина (Москва)

Воспитание детей является одной из главных функций семьи. Именно семья должна обеспечить нормальную организацию жизни ребенка. Эта роль семьи — ключевое звено комплексного подхода к воспитательной работе.

Свой первый жизненный опыт, умения и навыки общественной жизни, первоначальные знания об окружающем мире ребенок получает от родителей. Семья ребенка — это первая общественная ячейка общества. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства детей. Детские впечатления и переживания оставляют след на всю жизнь человека, влияют на мировоззрение, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

Решающее влияние на формирование моральных качеств ребенка оказывают уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения. Одна из причин влияния семьи на детей — в устойчивости первых впечатлений ребенка от окружающего мира. Их ребенок получает в семье, на их основе формируется характер. Семейное влияние осуществляется постоянно в процессе ситуативно-личностного общения. Сложившиеся в семье привычки настолько сильны, что человек не может от них избавиться, даже осознавая порой их отрицательное влияние.

Сила влияния родителей — в вере в них ребенка, в его убеждении, что близкие, любимые им люди всегда правы, а решения и поступки их справедливы. Ребенок бессознательно подражает своим родителям и желает быть похожим на них. Это желание делает пример родителей сильнейшей движущей силой семейного воспитания. Основа авторитета у детей — это образ жизни их родителей. Требования к детям должны быть одинаковые у всех членов семьи и не должны расходиться с собственным поведением. Нужно учитывать, что действия родителей находятся под постоянным, контролем детей. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их анализировать и контролировать свое поведение при детях.

С середины дошкольного возраста основные изменения в личности ребенка происходят в сфере социальных отношений. Основной причиной этого является изменение его социального статуса — ребенок попадает в коллектив. За счет этого происходит расширение социальных связей ребенка с миром: появляется опыт общения с другими взрослыми и с ровесниками. Начинается процесс целенаправленного познания ребенком своей социальной сферы. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения этой сферы, ориентация в ней и вызывает к жизни такого рода деятельность, в которой ребенок может реализовать свою общественную сущность — это реальное ролевое поведение.

Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми обретает внеситуативную личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания себя ребенком в новом социальном качестве. Т. В. Ермолова и С. Ю. Мещерякова считают, что смена формы общения с окружением является тем самым механизмом, который приводит в движение изменение отношения ребенка к себе и собственным поступкам [1]. Оценки и мнения окружающих людей, касающиеся не его деятельности, а его самого как личности, ориентируют дошкольника на восприятие и оценку окружающих в том же качестве. Периферические области его образа себя «заполняются» новыми представлениями о себе, проецируемыми ему извне партнерами по общению. Ближе к 7 годам они смещаются в ядро образа себя, начинают переживаться ребенком как субъективно значимые, ложатся в основу его самоотношения и обеспечивают его саморегуляцию в социальных контактах.

Изменение содержания ядерных и периферических областей образа себя можно считать собственно моментом перелома, кризиса в ходе личностного развития ребенка. Это изменение не может осуществиться как акт интроспекции, самоанализа, а протекает с опорой на некую деятельность, в которой ребенок проецирует свое Я и в котором это Я не может выступать объектом оценки других людей. Будучи интериоризованым ребенком, эти оценки начинают выступать критериями его собственной самооценки. Такого рода деятельностью в конце дошкольного возраста становится социальное поведение детей в его ролевой форме.

Познание себя в социальном качестве в ходе осуществления ролевого поведения является наиболее адекватным. Именно в роли объективируется социальная цель, а принятие на себя роли означает заявку ребенка на определенную позицию в социуме [1].

В формировании личности среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которой является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений. Помимо развития способности принимать на себя и играть роли, ребенок учится ставить себя на место другого человека, отождествлять его чувства, переживания, мысли и поступки со своими чувствами и поступками. Возникающая в этом возрасте потребность отождествления себя с родителем одного пола является стремлением ребенка к половой идентификации, что позволяет приобретать необходимый опыт общения, соответствующий его полу. По сути это является определенной стадией формирования личности — одним из проявлений процесса социализации [2].

Семейное воспитание эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Это является его главной особенностью. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье норм, правил, манеры поведения, взглядов и устремлений.

Известно, что если ребенок в детские годы не получает достаточного внимания и тепла со стороны близких, если воспитывается в атмосфере жестокого давления, то в последующем это, как правило, находит прямое выражение в агрессивных формах поведения детей во взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Так показано, что на присвоение норм поведения и нравственных ценностей в целом существенно влияет та забота, которую ребенок испытал со стороны взрослых в детстве. Характер, глубина и прочность установившейся между ребенком и взрослым в первые годы жизни эмоциональной связи предопределяет возможность формирования у ребенка потребности в эмоциональных контактах с окружающими людьми, развитие способности к сопереживанию, стремления ребенка к интенсивным контактам, склонность к подражанию заботливому поведению [3].

В результате того, что сохранение тесных и теплых эмоциональных взаимосвязей с родителями имеют такое большое значение для развития ребенка, ситуации, когда происходит нарушение эмоционального контакта с родителями, представляют собой очень сильный психотравмирующий фактор.

Жизненно важными стимулами для ребенка являются любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых, дающими ощущение защищенности, обеспечивающими эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, формирование высокой самооценки ребенка. С другой стороны, недостаток, ограниченность эмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводит к появлению у ребенка невротизма, тревожности. М. И. Лисина пишет о том, что атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом определяет особенности социабельности и контактности ребенка. В целом общение со взрослыми и сверстниками служит в дошкольном детстве той практикой взаимоотношений с другими людьми, тем социальным бытием, которое определяет их сознание, формирует их личность и самосознание [3].

С. А. Беличева обращает внимание на влияние такого фактора, как низкий прожиточный уровень семьи в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей. То есть в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значительно больше шансов воспитать нормального миролюбивого ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат [4].

А. И. Захаров отмечает, что чувство привязанности у ребенка достигает своего выраженного развития к 2 годам. В то же время активно развивается формирование собственного «Я». Не случайно, что развитие привязанности к матери и чувства «Я» идет параллельно. Мать в это время нужна ребенку как опора, как образ уже сложившегося «Я». Спокойное, уверенное, последовательное и в то же время заботливое, любящее отношение матери вместе с нарастающей потребностью в подражании родителю одного пола способствует стабилизации чувства «Я», к росту авторитета родителей и постепенному уменьшению чрезмерной зависимости от них [2]. Наличие полноценных контактов ребенка с родителями, выражающиеся в проявлении родителями активной и тактичной заботы о ребенке, в формировании у него чувства безопасности, способствует, с одной стороны, развитию так называемого «базового доверия к миру». С другой стороны — повышению активности ребенка в освоении окружающего мира и, в первую очередь, человеческих отношений, создает предпосылки для развития у ребенка способности к положительному контактированию с другими детьми.

Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания, часто приводящих к развитию агрессивного поведения у ребенка, выделяют, прежде всего, такие, как отсутствие в семье одного из родителей, аморальный образ жизни родителей, асоциальные, антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально конфликтные отношения в семье, а так же авторитарный или попустительский родительские стили взаимоотношения с детьми [3].

Таким образом, система межличностных отношений в семье, семейные традиции, весь эмоциональный микроклимат отражают все основные проблемы современного общества, что накладывает отпечаток на процесс семейного воспитания, который является подготовкой детей к жизни в обществе, где действует определенная мораль данного социума.

На основании вышесказанного, представляется правомерным утверждение, что существуют некоторые характерные черты семейного воспитания, которые создают питательную среду для возникновения и развития деструктивных проявлений в поведении ребенка, способных со временем перерасти в относительно устойчивые черты его личности, которые будут отражать негативное отношение ребенка к окружающему миру и приводить к формированию отклонений в развитии личности и к ее социальной дезадаптации [4].

Литература

1. Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. № 1. 1999. С. 50–60.

2. Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. 129 с.

3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 209 с.

4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. 236 с.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семья, брак и родительство в современной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я