Но понятие пространства в этой науке применяется лишь к внешнему чувственно воспринимаемому миру: пространство есть чистая
форма созерцания его, в которой, следовательно, всякое геометрическое познание как основанное на априорном созерцании имеет свою очевидность и в которой предметы даны в созерцании a priori (что касается формы) посредством самого познания.
В искусстве каждая попытка такого рода служила признаком самоуверенного эгоизма тех, кто в действительности никогда не учился тому, чтобы быть работниками, или же была связана с трагическими
формами созерцания смерти; но в общем она всегда бывала до известной степени безумной и никогда не имела успеха.
Однако они упустили из виду, что и те и другие предметы, хотя и нельзя оспаривать их действительность как представлений, тем не менее суть лишь явление, а явление всегда имеет две стороны – одну, когда объект рассматривается сам по себе (независимо от способа, каким он созерцается, и именно потому свойства его всегда остаются проблематичными), и другую, когда принимается во внимание
форма созерцания предмета, которую, хотя она действительно и необходимо присуща явлению предмета, следует искать не в предмете самом по себе, а в субъекте, которому предмет является.
Пифагорейская четверица была природным, естественным фактом, архетипической
формой созерцания.
Достижение собственно самадхи, предельной
формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отдутый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вместе с тем в этих высказываниях сразу обнаруживается проекция на единую линию времени и географические параметры конструируемого объекта, что вновь подтверждает фундаментальную важность априорных
форм созерцания.
Пространство и время суть субъективные
формы созерцания.
Но эта деятельность по своей сущности есть функция категориальная, если категориями захватываются
формы созерцания пространства, времени и целесообразности.
Идеальным
формам созерцания и осмысления не интересно всё законченное, очерченное и окаймлённое.
То есть выложенная последовательность собственной агрегативности, перенесённая на внешние
формы созерцания.
Вероятно, природа осталась бы предметом художественного восприятия и завоевательных авантюр, она никогда не стала бы предметом научного познания, если бы её открытие не создало бы особых
форм созерцания.
Материалами, из которых, при помощи
форм созерцания и мышления, бессознательно формулируются ощущения, созерцания и представления, являются, таким образом, в действительности ощущения же, но не ощущения в верхнем сознании, для которого сооружённые из них образования являются первыми данными, и не ощущения абсолютно бессознательные – ибо это было бы противоречием, – и не фиктивные, несуществующие ощущения, как отсутствующие события, параллельные материальным движениям, но сознательные ощущения, существующие для сознаний низших индивидуальных ступеней (например, мозговых клеток).
Особенно современные большие художники нуждаются в свободном развитии духа, приводящем к тому, что всякое суеверие и вера, ограниченные определёнными
формами созерцания и воплощения, низводятся на степень моментов, над которыми властвует свободный дух.
В этом смысле в нем также в «свернутом» виде заключены первоначальные
формы созерцания – пространство и время, – а кроме того, и понятия числа и величины, все категории логики и математики.
Итак, существуют две
формы созерцания природы.
Однако если согласиться с этим, то впечатления чувств, которые определяют склонность, основоположения разума, которые определяют волю, или чисто рефлективные
формы созерцания, которые определяют способность суждения, совершенно одинаковы по своему действию на чувство удовольствия.
Время и пространство совпадают, остаётся только в некоторой степени недифференцированная
форма созерцания.
Вопрос: какие композиционно-пластические и аналитические средства потребовались, чтобы перейти от исследования длительных
форм созерцания к кратким, шокирующе мгновенным, которым не нужна поддержка со стороны воспитанного эстетического чувства.
Пространство есть чистая
форма созерцания метаразумом его.
У явлений две стороны: одна – в том, что виден сам предмет, другая – в том, что видна
форма созерцания этого предмета, и мы так уверены в достоверности опыта независимо от того, приложимы ли формы к вещам в себе или только к нашему созерцанию об этих вещах.
Субъект и объект связаны друг с другом через общие и необходимые
формы созерцания и познания, пространства, времени и категорий; в области этих форм движется интеллект, развивается мир, Вселенная; другая область нам не только неизвестна, но и совершенно немыслима.
Переживание рассматривается в книге не как отблеск в сознании субъекта тех или иных его состояний, не как особая
форма созерцания, а как особая форма деятельности, направленная на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, словом – на «производство смысла».
Не могу объяснить…Это знание было скорее трансцендентальной апперцепцией, чем результатом опыта и анализом фактов, сформировано под воздействием априорных
форм созерцания пространства и времени и не подтверждалось ни одним прощупываемым, осязаемым, материальным доказательством.
И при всём своём пафосе, она не чурается собственных идеальных
форм созерцания, а даже, наоборот, при всяком удобном случае, обращается к интуиции, для расширения собственных наделов, как и решения неподдающихся вопросов.