Психология мышления

Лариса Александровна Милованова, 2023

Как появляются мысли? Кому они подчиняются? Может ли человек считать, что полностью контролирует свое мышление? Книга отвечает на эти вопросы. В ней также рассматривается процесс формирования мышления от самых истоков. Исследование затрагивает различные внешние манипуляции и внутренние факторы, влияющие на мысли и поступки человека. Читателю предлагается оценить сложность мышления и узнать, что нужно делать, чтобы научиться управлять этим процессом самостоятельно.

Оглавление

Глава 1. Истоки мышления. Эгоцентризм, аутизм и социальные функции мысли

Как зарождается мысль? Как именно человек начинает размышлять о происходящем в мире? Психологи потратили немало сил и средств на изучение этого процесса, однако единого мнения по этому вопросу нет до сих пор. Особенно внимательно и подробно процесс мышления рассматривал Ж. Пиаже, взгляды которого во многом были подтверждены Л. Выготским, исследовавшим связи между мышлением и речью.

С какого возраста ребенок начинает мыслить? Очевидно, что мышление зарождается до произнесения первых слов, поскольку каждый ребенок может понять свои желания еще до того, как скажет о них вслух. Вероятно, первые мысли появляются у человека в весьма раннем возрасте, еще в первые месяцы жизни, когда он стремится приспособиться к внешнему миру.

Этот путь может быть разбит на несколько этапов, сменяющихся достаточно быстро. Важно понимать, что каждый человек переживает эти стадии, вне зависимости от места рождения, культуры воспитания и условий проживания. Очевидно, что маленькие дети начинают мыслить почти в одно и то же время, однако скорость развития мышления может быть различной — она зависит от врожденных способностей, внимания взрослых людей, доступных средств (игрушек, предметов быта).

Аутистическое мышление — зарождение мысли

Первостепенную важность в процессе формирования мышления занимают родители, однако на самых ранних этапах даже их влияние сводится к минимуму. Дело в том, что маленький ребенок, младенец, не склонен трактовать свои мысли или подчинять их окружающему миру — мышление в его разуме подчиняется только его собственным внутренним механизмам. Во многом это связано с тем, что младенец не может и не должен взаимодействовать с внешним миром, чтобы удовлетворить свои потребности. Когда он голоден, нуждается в тепле, чистой одежде, лекарствах или уходе, все связанные с этими потребностями проблемы решают взрослые — родители или те, кто отвечает за ребенка. Сам же ребенок живет в реальности, где доступные блага появляются сами по себе, и в результате он продолжает находиться в своем замкнутом мире, где он сам остается центром мироздания.

Чтобы понять, как работает мышление ребенка, необходимо провести разницу между направленной и аутистической мыслью. Первая принадлежит взрослому человеку, вторая — ребенку. Направленные мысли имеют цель — они стремятся от человека к внешнему миру, они позволяют взаимодействовать с окружением. Любой разговор одного человека с другим — результат действия направленной мысли. Маленький ребенок, который не умеет говорить, еще не осознает всей важности направленной мысли — он может направить мышление только к себе. Именно это и отличает мысль аутистическую от направленной. Дети, имеющие аутистическое мышление, по сути не взаимодействуют с окружением и пребывают в собственном мире.

Чем наполняется мир ребенка, который создается его же собственным мышлением? По мнению психологов, аутистическое мышление тесно связано с подсознательным слоем разума человека — иными словами, в нем формируются неосознанные образы и мысли, которые не должны подчиняться внешним законам. Очень близко к этому понятию находятся сновидения, сохраняющиеся с каждым взрослым человеком на протяжении всей жизни — возникающие во сне образы также проистекают из подсознания и редко имеют логическое объяснение. Иными словами, ребенок не выстраивает логических цепочек и продолжает мыслить абстрактно.

Эгоцентрическое мышление — переходный этап

Переход от аутистического мышления к направленному осуществляется через промежуточную ступень — эгоцентризм, проявляющийся у детей младшего возраста. Когда ребенок учится понимать свои потребности и при этом приходит к осознанию связи между своими нуждами и внешним миром, происходит формирование эгоцетрического мышления. В этот период ребенок сосредоточивается исключительно на своих потребностях. Когда он испытывает голод, все его мысли заняты только удовлетворением потребности в еде. Когда он страдает от холода или другого дискомфорта, мысли направляются к этим нуждам.

Эгоцентризм присутствует в мышлении каждого ребенка даже в момент формирования речи. Это во многом объясняет, почему маленькие дети часто рассуждают сами с собой или произносят бессвязные слова, которые кажутся взрослым непонятными. На этом этапе развития внешняя среда также почти не влияет на ребенка — он продолжает пребывать в своем собственном мире, где имеют значение только его потребности, желания и интересы. Нельзя считать, что каждый ребенок при этом остается обычным эгоистом — эгоцентризм в этом смысле не должен пониматься как нечто негативное. Напротив, сосредоточенность на себе позволяет ребенку сохранять мышление чистым, без влияния посторонних людей и мнений.

Одной из особенностей эгоцентрического мышления считается его связь с умственной работой. Если аутистическая мысль часто направляется на удовлетворение физических потребностей, то эгоцентризм в мышлении переводит процесс на новую ступень. Важно понимать, что умственные усилия не всегда направляются на выстраивание логических связей. Взрослые люди привыкли считать, что человек, выявляющий причинно-следственные связи, поступающий логично и способный следить за развитием событий — это умная личность. Однако умственное развитие далеко не всегда имеет непосредственную связь с логикой. Дети нередко могут быть умными даже до развития логического мышления.

Чтобы понять суть этого явления необходимо провести границу между логикой и умом. Логика необходима, чтобы находить истину — в спорах, исследованиях, поисках ответов на вопросы. Логика ограничена действительностью, поскольку она может существовать только в границах реального мира. Дети свободны от этих границ — они активно создают собственные миры, которые беспрепятственно смешивают с реальным миром. Например, в своих играх дети могут использовать как реальные предметы (игрушки, подручные материалы), так и воображаемые объекты. Наблюдая за играми детей, можно часто увидеть, как они готовят еду «понарошку», пользуясь при этом пластиковой посудой, но «нарезая» воображаемые овощи и фрукты. Дети могут играть в воображаемом доме, двигаясь в пространстве, где стены обозначены границами из низких песочных насыпей, не видя в этом никаких сложностей. При этом ребенок демонстрирует поразительную продуктивность ума — его воображение, абстрактное мышление и творческие способности продолжают активно работать и развиваться, не подчиняясь общепринятой логике.

Мир ребенка выходит за рамки действительности, и этим отличается от взрослого, возможности которого часто очерчиваются простым выражением «так не бывает». Для ребенка, мышление которого эгоцентрично и не зависит от внешнего мира, нет практически ничего невозможного.

У эгоцентрического мышления есть и оборотная сторона — оно невосприимчиво к влиянию опыта. Мышление, находящееся на начальной стадии формирования, позволяет детям произвольно трактовать события и происшествия. Например, упав с качелей, ребенок может обвинить в этом именно качели, не видя при этом связи с тем, что он сам был неосторожен. Жизненный опыт почти не влияет на мировоззрение ребенка, однако это также защищает его от манипуляций извне. Развиваясь, ребенок становится умнее, совершенствует свои творческие навыки, но при этом он также остается отстраненным от внешнего мира.

Направленная мысль — то, что доступно взрослым и детям

Позднее, уже после 7-8 лет, ребенок вынужден перейти к следующей форме мышления — направленной мысли, свойственной многим взрослым. Это происходит под грузом растущей ответственности, а также из-за роли социализации в жизни человека. Дети начинают активнее взаимодействовать с другими людьми — как взрослыми, так и своими сверстниками. Социум входит в жизнь ребенка, позволяя ему увидеть новое направление развития.

В совместных играх с другими детьми личность начинает видеть логические связи — видя пример окружающих, она учится выделять причины и следствия, направлять мысли. Нуждаясь в общении, ребенок должен удовлетворять эту потребность уже не с помощью родителей, но своими собственными силами. Это весьма серьезный и важный шаг, побуждающий каждого ребенка задумываться о своих поступках.

Таким образом, возникают социальные функции мысли. После 8 лет эгоцентризм мышления постепенно отступает — он не исчезает полностью, но сосредоточивается в отдельном направлении, часто связанном с отвлеченными рассуждениями. В остальном же ребенок постепенно формирует свое мышление, ориентируясь на модель взрослого человека. Теперь он сам может и должен удовлетворять базовые потребности — есть, пить, заботиться о своем теле. Это побуждает его расширять практический опыт — интересоваться тем, откуда берется еда, как правильно подготовить ее для себя, что подходит для употребления в пищу, а что нет. Появляются границы, которые присутствуют у взрослого человека — ребенок понимает, что далеко не все фантазии можно приравнять к реальности. Происходит отделение реального мира от воображаемого.

Процесс формирования мысли занимает несколько лет — это время объединяет ключевые этапы, которые должен пережить каждый ребенок. Получая этот сложный опыт, человек учится жить в гармонии с внешним миром, ориентируясь не только на собственные потребности, но также на мнение других людей и существующие порядки. Так появляется осознанное мышление, подчиняющееся законам логики.

Однако именно этот этап может сделать ребенка уязвимым перед лицом реальности. Отказавшись от чистого эгоцентризма, ребенок становится более податливым для различных манипуляций. Некоторые из них могут быть полезными, другие напротив, наносят вред. Чтобы научиться ориентироваться в этой сложной системе, ребенку необходимо научиться видеть причинно-следственные связи и освоить логику.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я