В перспективе богопознания в этом понятии раскрывается мысль о знающем незнании; в сфере же опытного, эмпирического познания «
учёное незнание» оказывается незнающим знанием.
Вступительные предложения трактата «Об
учёном незнании» сразу же указывают, что этот срез бытия, который осуществляет здесь мысль, рассматривается в ином духе и с иной точки зрения, чем это делают классические системы схоластики.
Но подлинная точность, как учит нас «
учёное незнание», не может встречаться в вещественной реальности как фактическое обстояние, как нечто наличное и достоверное.
Можно считать, что ранее наука развёртывалась, реализуя через себя логику «
учёного незнания» стихийно.
Содержащийся уже в самом названии трактата «Об
учёном незнании» парадокс, прекрасно отражает стиль мышления философа, сплошь построенного на парадоксах.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: исписывание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В когнитивной проекции это должно было дать диалектику «
учёного незнания», бесконечного «открывания мира».
В распространённом переводе на русский её название звучит как «Об
учёном незнании».
Действительно, может показаться, что понятие «docta ignorantia» («
учёного незнания») и основанное на нём учение о «совпадении противоположностей» являются только обновлёнными версиями тех идей, которые составляют устойчивое достояние средневековой мистики.
Связанный с этим дух преодоления прежних представлений уже должен был вывести рефлексию о логике научного познания к диалектике «
учёного незнания».
Любое знание, с его точки зрения, есть «знание незнания» («
учёное незнание»).
В этих простых и сжатых тезисах, которыми открывается трактат «Об
учёном незнании», обозначен решительный поворот мысли, одним ударом разрубающий тот узел, который до сих пор связывал схоластическую теологию и схоластическую логику.
Об
учёном незнании / пер.
Так всё обусловленное и конечное стремится к безусловному, никогда его не достигая – в этих словах выражается одна из принципиальных идей, лежащих в основании понятия «
учёного незнания».