В отношении работающих правил всегда, по крайней мере до некоторой степени, осуществляются надзор и принуждение к выполнению – теми, кто является непосредственным
участником ситуации.
Сотрудничество– когда
участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Можно говорить о важной роли понимания мыслей и чувств других
участников ситуации дилеммы, возможности сопереживания им при принятии решения.
Понимание целостности психологического воздействия предполагает, в частности, изучение: активности объекта воздействия (человек остаётся активным
участником ситуации воздействия); полимотивированности объекта воздействия; эмоционального компонента воздействия; амбивалентности аттитюдов (об этих принципах мы поговорим в главах 1 и 8) (Латынов, 2012б, 2013).
Если времени мало и нет подходящих условий, можно просто на словах описать
участникам ситуацию, в которой они оказались, выдать фломастеры и бумагу для рисования карты, плана или схемы того места, которое обживается, а всё проживание осуществлять мысленно, сидя в кругу и обсуждая предполагаемые действия и свои чувства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: комаришка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
А теперь опишите эту же ситуацию от имени человека, участвующего в ней. То есть, главного
участника ситуации, после вас.
Казалось бы, все
участники ситуации нормально сосуществуют в созависимых отношениях.
Свободу добиваться результатов в самых разных и сложных ситуациях, никого не задевая, не унижая и не разрушая внутреннюю целостность
участников ситуации и отношения между ними.
Создаётся ощущение, что один из
участников ситуации берёт что-то, не спрашивая разрешения.
Но
участнику ситуации распознать эмоциональное насилие в разы сложнее.
Я сам лично стал
участником ситуации в магазине у дома.
Логика их возникновения очевидна – все они либо способны повлиять на выделенные факторы, либо носят взаимовлияющий характер с одним из основных
участников ситуации.
Выход
участника ситуации учения-обучения в управляющую позицию и связан, собственно, с превращением учащегося в субъекта учебной деятельности.
Она сама была составляющей шанса, рядовым
участником ситуации под условным названием шанс – без права решающего голоса.
Конфликт – форма «проявления противоречия, неразрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, возникающего в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или неосознаваемыми
участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие данного противоречия» [181, с. 13].
Позиция первого
участника ситуации – «открыть окно».
Методика включает в себя набор стандартных «деталей» (возможности
участников ситуации), из которых каждый сможет собрать модель и сценарий развития конфликтов, а также спрогнозировать действия оппонентов.
– Вот, оказывается, сколько
участников ситуации!
Среди трёх
участников ситуации мама – это мудрое существо, ребёнок и собака – не мудрые существа.
Смысловое наполнение и цель каждым
участником ситуации удерживаются по-разному.
Таким образом, синтаксически в русском языке для обозначения активного
участника ситуации чаще всего используется либо именительный, либо творительный падеж (как в последнем примере).
Он и видим и невидим, узнаваем и неузнаваем, он входит в ситуацию, принимая на себя роль с точки зрения
участников ситуации, и одновременно его роль (если смотреть из-за границ ситуации) совершенно иная.
Если энергии нет, то и желание не исполнится, событие не произойдёт, потому что мысль не появится в головах людей – будущих
участников ситуации.
Ведь в таких условиях быть равным
участником ситуации уже не получается.
Также можно использовать в качестве нового ракурса разбора ситуации, когда для всех
участников ситуации подбираются эмоциональные детские образы, вся серьёзность ситуации снижается до уровня разборок в песочнице, и, наблюдая за конфликтом с позиции взрослого, можно увидеть самые продуктивные решения и спокойно реализовать их в реальности.
Суждение «она не значила для него много, если он не посвятил ей стихи», во-первых, грешит против слов
участников ситуации.
Они не хотят причинить боль
участникам ситуации, сделать первый шаг в свою защиту, или, что ещё хуже, показаться глупым, странным, жестоким, непорядочным, или всё это вместе взятое.
Многозначительная замена исполнителями «по-своему, конечно, не дурак» во второй строке на «в конечном счёте, тоже не дурак» через переадресацию к соответствующему публицистическому дискурсу автоматически превращала «придумщика» в агента западных спецслужб, а
участника ситуации рассказывания анекдота, не поспешившего занять правильную моральную позицию и сорвать идеологическую диверсию, – в пособника вражеским замыслам.
Абсолютно гармоничный выбор – это развитие и польза всех
участников ситуации выбора.
На основании проведённого анализа можно сформулировать следующее положение: объективно существующие противоречия не однозначно определяют конфликтное взаимодействие
участников ситуации, и наоборот, подчас они сами «конструируют» конфликт, приписывая ситуации соответствующее значение.
Во многих фрагментах я дополнял эти описания собственными интерпретациями, поскольку мне хорошо известно, как идеология, рационализнация личных интересов, повседневная социальная тактика или даже вежливость могут влиять на то, что именно говорит
участник ситуации.
Основой исследовательской стратегии является установление таких аспектов физических, культурных и институциональных условий, которые, скорее всего, воздействуют на факторы, определяющие, кто должен быть активным
участником ситуации, какие действия могут предпринимать эти лица и каковы при этом будут затраты, какие результаты могут быть получены, как эти действия связаны с результатами, какая информация должна быть при этом доступна, какова степень контроля над всем этим, которую могут иметь индивиды, какие платежи соответствуют тем или иным комбинациям действий и результатов.
Вы станете
участником ситуации, в которую вы бы никогда не попали до этого события.
В таких случаях вы можете желать только вместе с главным
участником ситуации и просить исполнить желание, потому что этот человек сам того хочет.
Тот же смысл будет иметь предложение «Ребёнок собирает пазл», но теперь активный
участник ситуации, производящий действие, выражен именительным падежом.
Информацию юрист получает из различных источников – документов, непосредственных
участников ситуации, в том числе имеющих собственный интерес, иногда скрытый.
Удачно организовывая усыновление, он радуется тому, что спасает кого-то, похожего на себя в прошлом, а также от того факта, что на этот раз он сам является активным
участником ситуации, у которого есть контроль и власть.