Эти комплексы идей, а также соприкасающиеся с ними концепты, предвосхитили и обусловили переход сначала к неклассическому, а затем и к постнеклассическому
типам рациональности.
Становление неклассического
типа рациональности в психологии связано с её развитием как гуманитарной науки, с признанием уникальности человека и его сознания как предмета исследования.
Иными словами, в постнеклассическом
типе рациональности, наряду с глобализацией науки и повышением роли коллективного творчества, неминуемо возрастает и персональная значимость фигуры исследователя.
Необходимо подчеркнуть, что в философском плане внимание психологов к проблемам регуляции и саморегуляции связано со становлением идеалов неклассического
типа рациональности в науке, в частности в психологии.
Под
типом рациональности понимают совокупность познавательных и ценностных критериев, идеалов, стандартов обоснования знаний, характерных для научного сообщества в целом и для определённого периода развития науки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ганоидный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Появление каждого нового
типа рациональности не отбрасывало предшествующий, а только ограничивало сферу его действия, ориентируя его применимость только на определённые типы проблем и задач.
Но, конечно, речь идёт о чём-то гораздо более широком, о повсеместном превращении мира в источник потребления и – ещё шире – об определённом
типе рациональности, который закрывает горизонт.
При этом возникновение нового
типа рациональности и образа науки не следует понимать упрощённо в том смысле, что каждый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего; напротив, между ними существует преемственность.
Подобно
типам рациональности, меж-, мульти- и трансдисциплинарность образуют «эпистемологическую матрёшку», где междисциплинарные связи усиливают креативность на стыках и в пограничье наук; мультидисциплинарные отношения творят новое целостное знание в трениях разных видений и в поисках консенсуса; наконец, всё это погружено в контекст изменяющегося, постоянно модернизирующегося мира, где трансдисциплинарные стратегии, преодолевая эффект энтропии, строят надёжные (достоверные) концепции из неустойчивого материала.
Иногда это называют изменением
типа рациональности.
Повседневность – это процесс «оповседневнивания», протекающий в многообразных формах упорядочивания, «рутинизации» пространства и времени, которые маркируют собой различные
типы рациональности, стили и нормы жизни – выходящие, однако, за границы конкретной культуры.
Знакомство с современными философско-методологическими проблемами естествознания, техники и социально-гуманитарного познания приблизит молодых учёных к практике реального научного исследования, раскрытию его системных характеристик, предметных и междисциплинарных связей, динамики
типов рациональности и критериев научности, обеспечив фундаментальную подготовку к написанию кандидатской диссертации.
Пересмотр критериев научности (различные
типы рациональности) в последние десятилетия с необходимостью подводит к мысли о ключевой роли понятия, форм, типов и других производных термина «сознание» в предупреждении или даже преодолении элементов паранауки, распространяемой в научном «обличье».
Научная революция и смены
типов рациональности.
Более того, если ранняя неклассика строга, позитивистски ориентирована и стремится к образцу классической науки, то поздняя неклассика отличается либерализмом и толерантностью к разнообразию, что в дальнейшем станет существенной характеристикой уже постнеклассического
типа рациональности.
Переход от классической картины мира к неклассической и постклассической (постнеклассической) и соответствующим
типам рациональности связан прежде всего с изменениями, происходящими в мире, неотделимыми от социальных представлений о мире.
Данная идея работает и в отношении анализа
типов рациональности, где их ведущие особенности выявляет оптика исследовательской задачи.
Исследователи отмечают взлёт социогуманитарного знания, получающий поддержку именно в постнеклассическом
типе рациональности.
Несмотря на своё многообразие, классические концепции естественного права имеют сходство в основных моментах, отражающих характерные особенности классического
типа рациональности.
Так или иначе происходящие в науке трансформации, смена
типа рациональности, прагматизация знания вообще и научного знания, в частности, требуют от философии выработки новых способов самопозиционирования.
Неклассическому
типу рациональности присущи представления о том, что возможно существование нескольких альтернативных описаний реальности.
Постнеклассический
тип рациональности, который формируется в последней трети XX в., учитывает соотнесённость знаний об объекте с их ценностно-целевыми структурами.
Одним из таких средств познания выступает человеческий язык, который в неклассическом
типе рациональности становится самостоятельным объектом научного познания.
Подчеркнём, что в обстоятельствах информационного взрыва, оживившего потребность предлагать свои концептуальные системы, во многом исходящие из разных философских систем и
типов рациональности, в языке науки и языке образования не могли не произойти изменения, требующие анализа.
Подчеркнём, что идеальную модель смены
типов рациональности не следует отождествлять с исторической реальностью, где отдельные признаки «неклассики» исследователи обнаруживают как в конце XIX в., так и в 1960-е гг.
Поскольку современность ограничена достигнутым уровнем развития разума и
типом рациональности, вопрос о происхождении человека теряет смысл.
Другими словами, психиатрии нужно определить своё место в системе знаний и свою принадлежность к определённой методологии и
типу рациональности: классическому, неклассическому, постнеклассическому.
Исключительно важным в этом контексте представляется в наше время тщательный философско-методологический, историко-научный и историко-культурный анализ самого понятия науки в единстве и многообразии её форм, в выявлении и рассмотрении различных исторических
типов рациональности.
Ядром этого
типа рациональности является вопрошание о смысле.
Под «женским дискурсом» мы понимаем ту гипотетически возможную форму объективации содержания сознания, которая регулируется недоминирующим в существующей социокультурной традиции
типом рациональности, тем типом, который, латентно присутствуя в культуре, может быть пока лишь реконструирован.
Так, по нашему мнению, исследователи, настаивающие на антагонизме по вопросу соотношения политической философии и политической науки, являются как раз мировоззренчески ангажированными и детерминированными «просвещенческой» системой координат с присущим ей универсализмом и непримиримостью, утверждающим единственно возможный
тип рациональности вопреки общенаучным трендам в сторону многообразия как типов рациональности, так и исследовательской свободы с учётом внерациональных оснований политики.
Именно в плоскости такой саморегуляции сегодня следует рассматривать постановку вопроса об оптимальной организации научно-технического творчества, постнеклассических
типах рациональности, законодательных и нравственных границах научных открытий и их технологических воплощений.
Выделены и конкретизированы наиболее распространённые классификационные признаки экономического поведения: фаза воспроизводственного цикла;
тип рациональности; состав субъекта поведения; уровень образования и жизненных устремлений субъектов поведения; степень девиантности, обусловленная психологическими факторами; конкретная сфера приложения усилий; характер проявления; возможность контроля.
Появление новых
типов рациональности соответствует «оси развития знания».
Классическому
типу рациональности присущи представления о том, что должна существовать единственная теория, истинно описывающая реальность, а потому необходимо устранение из науки всякого субъективного вклада.
Изучение духовно-художественного наследия традиционных культур, с точки зрения содержащегося в нём универсального
типа рациональности и специфики его художественного оформления, вполне продуктивно и обеспечивает объективность выводов в том случае, когда культура сохраняет традицию и в современном обществе.
Следует отметить, что методологическая оптика – не всегда осознаваемый посредник между исследователем и изучаемой реальностью, однако, будучи отрефлексированным в качестве познавательного инструмента в постнеклассическом
типе рациональности, этот конструкт приобретает произвольность и пластичность.
Методологическая оптика
типов рациональности в анализе эволюции психологического знания подчёркивает взаимоотношения субъекта и объекта науки, а также характеристики возрастания сложности объектов исследования.
Появление каждого нового
типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определённым типам проблем и задач.
Предлагаемый читателю новый
тип рациональности разворачивает эти саморазличающиеся, сосуществующие и взаимодействующие между собой элементы действительности в иерархический ряд, отражаемый в конкретно-философских (общенаучных) понятиях.
Человек должен был получить вызов негатива «культурной» и «закрытой» социокультурной архитектуры от непосредственно социальной и культурной реальности, и только потом он универсализировал эти ответы в представлениях о
типах рациональности.
Методологическая оптика – один из ведущих познавательных инструментов в постнеклассическом
типе рациональности, справляющийся с проблемами сложности, разнообразия и изменчивости в сфере теоретического и эмпирического знания.
Если современность понимать содержательно (культурологически, социологически, экономически, политически), то в ней всегда соседствуют два
типа рациональности.
Одна из важных методологических проблем постнеклассического
типа рациональности – интеграция знания как на конкретном общенаучном, так и на мультидисциплинарном уровнях.
Бошляр утверждал, в частности, что история науки есть смена
типов рациональностей, которые обозначаются как «эпистемологические профили» − базовые системы понятий и методов, и соответствующих им «научных реалий».
Однако в том виде, в каком этот способ находится по сей день, он вряд ли способен заметно влиять как на развитие конкретно-научных исследований, так и на построение теории самой диалектики, призванной открывать новые способы движения теоретической мысли, новые
типы рациональности, соответствующие всё более глубокому проникновению в сущность вещей.
Наконец, уже в конце XIX в. под влиянием идей формирующегося неклассического
типа рациональности значительное распространение получает интерпретация естественного права как некоего правового идеала,на который необходимо равняться позитивному (государственно установленному) праву.
Какие
типы рациональности и логики могут быть использованы для создания логотипа, который передаёт наше умение анализировать и принимать решения?
Каждому
типу рациональности присуще множество атрибутов.
Классический
тип рациональности (классическая психиатрия) постулирует и абсолютизирует существование двух миров: внутреннего, психического и внешнего, непсихического, что нашло выражение в появлении неразрешимых логических дихотомий: «душа-тело», «материальное-идеальное», «объективное-субъективное».