Теперь я понимаю, насколько важной оказалась эта встреча с определённым
типом культуры при нашем складе ума.
Возникновению философии как особого
типа культуры предшествовал период длительного развития протофилософии – философских идей-учений, вплетённых в ткань практического мышления, мифологических и религиозных представлений.
В основном они затрагивали проблемы религиозности, духовных основ различных
типов культуры, философии искусства, особенностей русской культуры, её сходства с европейскими культурами и отличия от них.
А возможно, что подобного рода
тип культуры вообще нам непонятен.
Одновременно этот
тип культуры поставил мир на грань экологической катастрофы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: двуполье — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Преобразование базисных смыслов универсалий культуры и соответственно изменение
типа культуры всегда связано с переломными этапами человеческой истории.
Культурологически этот
тип культуры можно отнести к эпохе распада общинного строя и выделению классов.
Кстати, вы можете легко это оценить по доминированию одного из двух
типов культуры, которые, скажем так, на «дворовом» языке формулируются определениями: «Пацан сказал – пацан сделал» и «Пацан не сделал – пацаны поймут».
Однако для разных стратегий подходят разные
типы культур.
Современному российскому читателю, воспитанному, как правило, в традициях западного
типа культуры (при всём нашем своеобразии), трудно понять даже самые элементарные поведенческие стереотипы образа жизни кочевника-степняка.
Поэтому неудивительно, что в эту непростую, переходную эпоху и возник новый
тип культуры, поставившей в центр своих интересов человека и окружающий его мир.
На основе своих наблюдений она сформулировала теорию о трёх
типах культур.
Для средневекового
типа культуры естественно наследование фамильного дела.
При ясном исходном типологическом критерии кажутся оправданными гибкость и терпимость в определении границ диахронического описания, не совпадающих с границами ренессансного
типа культуры.
Если же в вашей команде смешались представители обоих
типов культур, делайте ставку на низкоконтекстное общение – не усложняйте коммуникацию.
Однако всякое описание
типа культуры наталкивается на трудности, которые неодолимы, если оставаться в рамках диахронического подхода.
Только такой ценой, благодаря изменению и растворению исходного импульса, мог до конца развиться из гуманизма в узком смысле слова гуманистический
тип культуры.
Если власть может быть понята как культурная универсалия, то одной из важнейших типологических характеристик при определении качественного своеобразия исторического
типа культуры является способ легитимации власти, т. е. наиболее общие представления о природе власти, по отношению к которым в обществе царит согласие.
Третьи считают, что радикальная смена
типа культуры невозможна, но и упования на «альтернативную» европейскость бесперспективны.
Вместе с особенностями литературной ситуации своеобразным материальным преломлением ирано-арабского двуязычия и соответственно отражением сложившегося
типа культуры являются предметы художественного ремесла (керамика, металл).
Цивилизационный подход предполагает характеристику индивида и его эволюции с точки зрения двух основных
типов культур – древневосточной и древнеевропейской (античной).
И по этим пунктам опишем четыре
типа культуры: первобытное общество, древний мир, средневековье и индустриальный этап.
К
типам культуры относятся регионально-этнические образования (например, русская, французская или китайская культуры), а также исторические и хозяйственные образования.
Задачи курса основ культурологии заключаются в том, чтобы раскрыть понятие культуры и её сущность; определить
типы культуры и её функции; показать значение культуры и её влияние на сферы общественной жизни государственного управления.
Доминирующий
тип культуры определялся мной как преобладающий на высшем и среднем уровнях системы управления и, с учётом сделанных мною поправок, описанная смена этапов носит цикличный характер и предполагает следующую последовательность: «Произвольная» организационная культура сменяет «Закрытую», затем сменяется «Открытой», «Открытая» сменяется «Синхронной», «Синхронная» – «Закрытой» и так далее.
Локальным
типам культуры общества соответствуют типы аристократий, основные из которых – западная (европейская) и восточная.
Разные временные и локальные
типы культур время от времени вступают друг с другом в конфликт, причём этот тип конфликта приносит человечеству наибольшие неприятности, расковывая наихудшие страсти.
Данные
типы культур имеют разные ценности.
Исследователи, изучающие процессы модернизации как перехода от традиционного
типа культуры к современному, решающую роль отводят формированию рациональности – стратегий аналитического мышления, в широком смысле жизненных, мировоззренческих стратегий.
По своей природе данные фазы есть не что иное, как модернизированные в соответствии с историческим
типом культуры организации стадии процесса познания исследуемого социально-правового явления.
С отрицанием современных
типов культуры выступает так называемая контркультура.
Какой вклад в изучение этого
типа культуры может внести культурология, не ведущая самостоятельных полевых исследований?
Именно
тип культуры выступает в качестве своеобразной идеальной, теоретической модели, в которой фиксируются общие признаки, свойства и принципы существования в ней явлений, предметов и объектов.
Например, Е. Яркова предположила, что при формировании в республике культуры либерализма, связующим звеном между традиционализмом и либерализмом может выступить утилитаризм, как специфический
тип культуры.
Эта регулируемая норма имеет социокультурную природу и в межкультурном общении предопределяется
типом культуры, особенностями социальных отношений, являющихся, по мнению исследователей, важнейшими параметрами культуры [Hofstede 1984, 1991], культурными ценностями, которыми руководствуются носители данной культуры в повседневной деятельности, в том числе и коммуникативной.
Именно
тип культуры, который характерен для языковой общности, определяет, какой из стилей коммуникации является в данной общности доминирующим, то есть каждая культура в зависимости от господствующих в ней ценностей привязана к определённому стилю (стилям) общения.
Таким образом, дистанция и власть культурно вариативны и являются важнейшими основаниями для определения
типа культуры.
В таком
типе культур существуют большие различия в поведении мужчин и женщин: мужчины лидируют, женщины должны быть покорны, дети общаются преимущественно с представителями своего пола.
При втором
типе культуры, на спаде устаревающей концепции человека, доминирующим становится принцип равенства, так же как и количества.
Для понимания характера культуры, на наш взгляд, важным является исследование
типа культуры, характера продуцируемого культурой типа личности, аспектов самоидентификации человека в культуре и систем самосознания культуры.
Особенно ярко модернистский
тип культуры проявил себя в литературе.
Этничность в таком понимании – это процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанный на вере в то, что они связаны естественными и даже природными связями, единым
типом культуры и идеей об общности происхождения и общей истории.
Они также ранжируют приоритеты ценностей соответствующих
типов культуры, воспроизводят их, передают от поколения к поколению или прерывают их дальнейшую трансляцию.
В аспекте глобального разнообразия и глобального взаимодействия культур понятие «цивилизация» означает особенный
тип культуры (культур), свойственный отдельным историческим общностям или тому или иному конкретно-историческому множеству таких общностей.
Цель исследованиязаключается в изучении процесса семиозиса власти на материале семантического
типа культуры.
Каждый
тип культуры выражается через конечный набор характеристик и чёрт.
Другая важная особенность российского колониализма, оказавшей существенное влияние на национально-культурное развитие кавказских народов, в том числе азербайджанцев, заключалась в том, что царские власти стремились распространить и закрепить на завоёванных территориях в качестве доминанты российский
тип культуры.
Такой
тип культуры чаще всего встречается в крупных корпорациях, государственных учреждениях и организациях с высокой степенью бюрократии.
Представители названных
типов культур характеризуются разным восприятием «образа себя»: в индивидуалистичекой культуре – это «я-образ», в коллективистской – «мы-образ».
Следует сказать, что среди разнообразия
типов культур управленческой деятельности, как правило, авторы выделяют американскую, западноевропейскую, японскую и российскую типы управленческой культуры.