Сразу же оговоримся, что в понимании
сущности государства в научной литературе имеется несколько подходов.
По нашему мнению, чтобы понять
сущность государства, необходимо определить его признаки.
Проблема в том, что существующие количественные показатели размера правительства не очень близко соотносятся – а иногда и вовсе никак не соотносятся – с глубинной
сущностью государства, т. е. с правом на принуждение.
Именно эти работы обычно привлекались у нас для оценки
сущности государства.
Осмысливая
сущность государства, учёные разработали несколько теорий.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: велоэргометр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Другими словами,
сущность государства многоаспектна.
В этом человеке или собрании лиц состоит
сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты.
Все они опираются на различные методы, подходы и получают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания
сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.
Вместе с тем в работах, рассматривающих
сущность государства, делается акцент на негативных сторонах его функционирования в классовом обществе: подчёркивается его репрессивное назначение в отношении основного класса производителей.
Наряду с указанными выделяются религиозный, национальный, расовыйи иные подходык понятию
сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые и иные интересы должны доминировать в политике конкретного государства.
Всякие изменения, затрагивающие
сущность государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что
сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу.
Но атеистическая
сущность государства не менялась, и идеологическая борьба с религией продолжалась.
Мне представляется международная организация, политическая и культурная, ставящая своею целью преобразование
сущности государства путём последовательного осуществления всеохватывающих реформ.
Проблема природы государства, его функций и его отношения к человеку может иметь методологическое решение только при осмыслении этических и социальных аспектов
сущности государства.
Только разобравшись с
сущностью государства первого порядка, можно идти дальше, вскрывая более глубокие пласты смысла явления.
Усилия учёных были сосредоточены на выявлении и обосновании классовой
сущности государства, его функций.
Справедливости ради следует отметить, что подобный «ортодоксально классовый» подход к определению социальной
сущности государства характерен в большей степени для «практиков коммунистического строительства», которые в своих работах отстаивали необходимость силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения.
Различение уровней
сущности государства позволяет выявить не только эволюцию государства от зарождения в родо-племенном обществе до насильственного или договорного собирания общества в государственную форму, но и многослойный путь от первобытно-общинной самоорганизации – к имперской симфонии властей.
Экономическая
сущность государства заключается в том, что оно выступает субъектом, или полноправным участником рынка.
Решающее значение для определения
сущности государства имеет форма политического режима.
Сущность государства проявляется через осуществляемые им функции.
Именно поэтому метафизическую
сущность государства могут не уловить не только подданные, но иногда и сами правители.
Рассмотрим экономическую
сущность государства.
Теория же даёт обобщение этих процессов, исследует
сущность государства и права, закономерности их функционирования и т. п., т. е. применяет преимущественно логический метод (логический метод – это тот же исторический метод, но освобождённый от всего случайного и несущественного).
Выявление
сущности государства в практическом плане означает определение характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается.
Но это противоречие снимается, т. к. метафизическая
сущность государства скрыта и проявляется лишь в определённые исторические моменты.
По поводу
сущности государства высказаны различные мнения.
Сущность государства наиболее очевидно проявляется в его функциях.
Прежде всего нужно сказать о централизации правового регулирования вопросов, касающихся
сущности государства, его общественного и государственного строя, блока социальных и политических прав и свобод граждан, в том числе избирательного права.
Властная
сущность государства, которое вправе изменить свой собственный правовой статус, а также неурегулированность в науке и законодательстве вопросов, связанных с определением гражданско-правового статуса органов государства, могут вызывать непредсказуемые изменения как для участников гражданско-правовых связей, так и для гражданского оборота в целом.
Развитие юриспруденции в направлении выявления гарантирующей
сущности государства и его теоретическое и прикладное значение.
Подобный подход к определению
сущности государства поддерживается далеко не всеми учёными, хотя и получил распространение как в общественном сознании, так и в теории.
Революционно-классовая точка зрения на государства стала основой революционного марксизма, когда
сущность государства сводилась к воле правящего класса, а само государство рассматривалось лишь как «орудие в руках господствующего класса для того, чтобы держать в подчинении угнетённые классы».
Выход к третьему уровню
сущности государства неизбежен при переходе человечества к эпохе устойчивого развития общества знания, когда наука выдвигается не только в качестве непосредственной производительной силы, но и трансформирует характер власти, делает функционирование знания основой социальной дифференциации и солидарности.
Политическая
сущность государства, разрабатывающего, принимающего и осуществляющего управленческие решения с использованием широкого набора средств применения власти (политических, правовых, экономических, идеологических, этических, административных и др.), проявляется в определении социально-политической стратегии страны – проектировании и достижении политико-экономических, воспитательных и иных целей и вытекающих из них задач, мобилизации на их выполнение профессионального аппарата управления и различных общественных объединений – с применением необходимых стимулов и мотивов – методов убеждения, поощрения, воспитания, контроля, принуждения и т. д.
Это определение выдержано в классическом стиле буржуазной юридической науки и скрывает эксплуататорскую
сущность государства как особой машины в руках господствующего в обществе класса.
Символика является своеобразной формой раскрытия
сущности государства, его отличий или, наоборот, сходств с другими странами.
Социалистические функции государства переплетаются с социалистической
сущностью государства, что выражалось в господстве рабочего класса, социалистической собственности, правящей партии коммунистов и т. д.
Важнейшей задачей является и изучение проблемы происхождения и
сущности государства остающейся дискуссионной в современной науке и философии.
Принципиально же, идейно, в понимании происхождении
сущности государства и человека, ученик и учитель не расходились, и их политические учения принадлежат к одной, выражаясь современным языком, политической идеологии, что убедительно подтверждает текстуальный анализ «Политики».
Поскольку
сущностью государства является «много людей», а уже из этих людей «вырастает» власть, то попытаемся понять, имеет ли сущность – элементы и связи между ними, демократия.
Сознание подавляющего большинства, как общества в целом, так и служащих государства, оставалось частническим (индивидуалистическим), не позволяя понять разность между общественной
сущностью государства и общим (общественным).
Например, анализируя государство как составную часть политической системы наряду с другими её элементами – партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать
сущность государства, его место и роль в политической организации общества.