Проблема в том, что существующие количественные показатели размера правительства не очень близко соотносятся – а иногда и вовсе никак не соотносятся – с глубинной
сущностью государства, т. е. с правом на принуждение.
Именно эти работы обычно привлекались у нас для оценки
сущности государства.
Осмысливая
сущность государства, учёные разработали несколько теорий.
Итак, поскольку «государство» и «налог» так тесно друг с другом связаны, возникает естественный вопрос: а нельзя ли с этой стороны попытаться приблизиться к пониманию
сущности государства?
Справедливости ради следует отметить, что подобный «ортодоксально классовый» подход к определению социальной
сущности государства характерен в большей степени для «практиков коммунистического строительства», которые в своих работах отстаивали необходимость силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: протраленный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В этом человеке или собрании лиц состоит
сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты.
Сущность государства проявляется через осуществляемые им функции.
Вместе с тем в работах, рассматривающих
сущность государства, делается акцент на негативных сторонах его функционирования в классовом обществе: подчёркивается его репрессивное назначение в отношении основного класса производителей.
Общесоциальная
сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, искать пути достижения согласия и сотрудничества государства и общества.
Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что
сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу.
Мне представляется международная организация, политическая и культурная, ставящая своею целью преобразование
сущности государства путём последовательного осуществления всеохватывающих реформ.
Проблема природы государства, его функций и его отношения к человеку может иметь методологическое решение только при осмыслении этических и социальных аспектов
сущности государства.
Только разобравшись с
сущностью государства первого порядка, можно идти дальше, вскрывая более глубокие пласты смысла явления.
Усилия учёных были сосредоточены на выявлении и обосновании классовой
сущности государства, его функций.
Различение уровней
сущности государства позволяет выявить не только эволюцию государства от зарождения в родо-племенном обществе до насильственного или договорного собирания общества в государственную форму, но и многослойный путь от первобытно-общинной самоорганизации – к имперской симфонии властей.
Экономическая
сущность государства заключается в том, что оно выступает субъектом, или полноправным участником рынка.
Чтобы понять
сущность государства, необходимо выявить, в какую понятийную систему входит понятие государство, какое понятие по отношению к нему более общее, какие понятия однопорядковые.
Функции государства определяются как стороны в содержании его деятельности, как предметно-политическая характеристика той или иной стороны
сущности государства в каждый данный период его развития, как «социальное значение государства внутри и вне страны».
Именно поэтому метафизическую
сущность государства могут не уловить не только подданные, но иногда и сами правители.
Рассмотрим экономическую
сущность государства.
Теория же даёт обобщение этих процессов, исследует
сущность государства и права, закономерности их функционирования и т. п., т. е. применяет преимущественно логический метод (логический метод – это тот же исторический метод, но освобождённый от всего случайного и несущественного).
Решающее значение для определения
сущности государства имеет форма политического режима.
Выявление
сущности государства в практическом плане означает определение характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается.
Все они опираются на различные методы, подходы и получают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания
сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.
Но это противоречие снимается, т. к. метафизическая
сущность государства скрыта и проявляется лишь в определённые исторические моменты.
По поводу
сущности государства высказаны различные мнения.
Сущность государства наиболее очевидно проявляется в его функциях.
Прежде всего нужно сказать о централизации правового регулирования вопросов, касающихся
сущности государства, его общественного и государственного строя, блока социальных и политических прав и свобод граждан, в том числе избирательного права.
Властная
сущность государства, которое вправе изменить свой собственный правовой статус, а также неурегулированность в науке и законодательстве вопросов, связанных с определением гражданско-правового статуса органов государства, могут вызывать непредсказуемые изменения как для участников гражданско-правовых связей, так и для гражданского оборота в целом.
Развитие юриспруденции в направлении выявления гарантирующей
сущности государства и его теоретическое и прикладное значение.
Наряду с указанными выделяются религиозный, национальный, расовыйи иные подходык понятию
сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые и иные интересы должны доминировать в политике конкретного государства.
Другими словами,
сущность государства многоаспектна.
Всякие изменения, затрагивающие
сущность государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Подобный подход к определению
сущности государства поддерживается далеко не всеми учёными, хотя и получил распространение как в общественном сознании, так и в теории.
Революционно-классовая точка зрения на государства стала основой революционного марксизма, когда
сущность государства сводилась к воле правящего класса, а само государство рассматривалось лишь как «орудие в руках господствующего класса для того, чтобы держать в подчинении угнетённые классы».
Выход к третьему уровню
сущности государства неизбежен при переходе человечества к эпохе устойчивого развития общества знания, когда наука выдвигается не только в качестве непосредственной производительной силы, но и трансформирует характер власти, делает функционирование знания основой социальной дифференциации и солидарности.
Политическая
сущность государства, разрабатывающего, принимающего и осуществляющего управленческие решения с использованием широкого набора средств применения власти (политических, правовых, экономических, идеологических, этических, административных и др.), проявляется в определении социально-политической стратегии страны – проектировании и достижении политико-экономических, воспитательных и иных целей и вытекающих из них задач, мобилизации на их выполнение профессионального аппарата управления и различных общественных объединений – с применением необходимых стимулов и мотивов – методов убеждения, поощрения, воспитания, контроля, принуждения и т. д.
Это определение выдержано в классическом стиле буржуазной юридической науки и скрывает эксплуататорскую
сущность государства как особой машины в руках господствующего в обществе класса.
Символика является своеобразной формой раскрытия
сущности государства, его отличий или, наоборот, сходств с другими странами.
Социалистические функции государства переплетаются с социалистической
сущностью государства, что выражалось в господстве рабочего класса, социалистической собственности, правящей партии коммунистов и т. д.
Важнейшей задачей является и изучение проблемы происхождения и
сущности государства остающейся дискуссионной в современной науке и философии.
Принципиально же, идейно, в понимании происхождении
сущности государства и человека, ученик и учитель не расходились, и их политические учения принадлежат к одной, выражаясь современным языком, политической идеологии, что убедительно подтверждает текстуальный анализ «Политики».
Поскольку
сущностью государства является «много людей», а уже из этих людей «вырастает» власть, то попытаемся понять, имеет ли сущность – элементы и связи между ними, демократия.
Сознание подавляющего большинства, как общества в целом, так и служащих государства, оставалось частническим (индивидуалистическим), не позволяя понять разность между общественной
сущностью государства и общим (общественным).
Например, анализируя государство как составную часть политической системы наряду с другими её элементами – партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать
сущность государства, его место и роль в политической организации общества.
Но атеистическая
сущность государства не менялась, и идеологическая борьба с религией продолжалась.
Всё это было наглядным проявлением человекостроительной
сущности государства, понимание чего пришло ко мне ещё в детстве и юношеские годы: это было частью самосознания советских людей.
Вместе с тем данная теория давала новое объяснение
сущности государства.
Исходя из перечисленных признаков представляется возможным дать следующее определение: функции государства – это направления государственной деятельности, в которых наиболее отчётливо проявляется социальная
сущность государства.