Свой бизнес: создание собственной фирмы

Денис Шевчук

Книга написана на основе практического опыта работы юридической консалтинговой фирмы INTERFINANCE в области создания (регистрации), перерегистрации, лицензирования и ликвидации компаний. Все организации создаются с какой-то целью и для выполнения определенных функций в условиях конкретного окружения, конкретной среды, к тому же постоянно меняющейся. Деятельность, функционирование организации является ее содержанием, а организационно-правовая форма юридического лицаформой этой деятельности. Несоответствие содержания форме, противоречие содержания и формы в организации – причина огромного количества пороков, недостатков в работе органов и государственного аппарата, и общественных организаций, и коммерческих структур. Представляемое пособие вводит в круг описанных проблем, дает необходимую базу знаний для самостоятельного их решения, содержит практические рекомендации. Книга может быть полезна всем, кто решил создать свой бизнес, поможет прояснить многочисленные юридические вопросы, руководителям предприятий, юристам и экономистам, а также преподавателям, студентам и аспирантам юридических и экономических специальностей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свой бизнес: создание собственной фирмы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Государственное регулирование процесса создания юридических лиц

В этой первой главе вы узнаете сущность государства, как аппарата управления обществом, методы и способы управления обществом со стороны государства, а также ознакомитесь с нормативной базой (совокупностью законов), регулирующих процесс создания юридических лиц.

Необходимость и значение государственного регулирования

Чтобы понять сущность государства, необходимо выявить, в какую понятийную систему входит понятие государство, какое понятие по отношению к нему более общее, какие понятия однопорядковые.

Более общим понятием, в рассматриваемом нами аспекте, является «страна».

Страна = общество + территория + государство

Общество — совокупность людей, в определенной степени взаимодействующих, имеющих различные интересы, потребности, ресурсы, т. е. совокупность разнодействующих сил.

Функционирование и развитие общества требует упорядочивания разнодействующих сил. Для упорядочивания отношений внутри общества (т. е. общественных отношений) требуется воздействие на эти силы, которое осуществляется в первую очередь государством.

Но воздействие с целью перевода в иное состояние есть управление.

Методы упорядочивания, т. е. управления:

Властные (принуждение);

Идеологические (убеждение).

Средства принуждения: технология принуждения — законы; аппарат принуждения — суд, полиция, армия, фискалы.

Средства убеждения: формы убеждения — образование, религия (атеизм), этика, государственная идеология, правовая идеология; аппарат убеждения — СМИ, партии, общественные организации, церковь…

Следовательно, в большой человеческой общности, т. е. в обществе, необходимы аппараты управления: принуждения и убеждения.

Возможность воздействия (управления) есть ВЛАСТЬ (или авторитет), в том числе власть государственная.

Власть — возможность подчинять других своей (индивидуальной или коллективной) воле. /Воля — реализуемое решение или желание (различие в степени рациональности)/.

Одним из главнейших инструментов государства является право, как совокупность правил поведения, обязательных для исполнения всеми на территории страны.

Поскольку процесс создания юридических лиц, главных субъектов гражданского права, является крайне важным и значимым для всей жизни страны, постольку государство обязано отрегулировать отношения, возникающие при создании юридических лиц.

Методы правового регулирования процесса создания юридических лиц

Как правило, в теории права выделяют два метода:

• Координации — государственное позволение субъектам выбирать способ взаимодействия в определенных законом рамках.

• Субординации — волеизъявление одной стороны — государства.

Государство при регулировании процесса создания юридических лиц применяет оба эти метода.

• Метод децентрализованного регулирования: в частном праве даются рекомендации, альтернативные, диспозитивные нормы.

• Метод централизованного регулирования: в публичном и частном праве — императивные, обязательные нормы.

Но, как мы увидим в дальнейшем, при регулировании создания различных юридических лиц соотношение количества диспозитивных и императивных норм, в законодательстве различно в зависимости от того:

— насколько близки эти юридические лица к самому государству (органы госвласти, госучреждения, госпредприятия по сравнению с коммерческими или общественными организациями);

— насколько широкий круг населения затрагивает деятельность этих юридических лиц (ОАО по сравнению с ООО).

Аналогично использование и способов правового регулирования.

Нормативная база государственного регулирования создания юридических лиц

В настоящее время нормативная база весьма обильна.

Если в 1990 году она ограничивалась в основном Законом СССР «О государственных предприятиях», Законом СССР «О кооперации», ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР от 8 августа 1990 г. N 790 «О МЕРАХ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ», то сейчас в качестве основных нормативных актов можно перечислить следующие:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» N 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года (в ред. Федерального закона от 13.06.96 N 65-ФЗ)

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» N 211-ФЗ от 17 декабря 1999 года

4. Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» N 72-ФЗ от 15 июня 1996 года

5. Закон СССР «О кооперации» N 8998-XI от 26 мая 1988 года (В ред. Законов СССР от от 07.03.91 N 2015-1 с изм., внесенными Постановлением ВС РФ от 19.06.1992 N 3086-1; Федеральными законами от 08.12.1995 N 193-ФЗ, от 08.05.1996 N 41-ФЗ, от 15.04.1998 N 66-ФЗ)

6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» N 7-ФЗ от 12 января 1996 года

7. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» N 445-1 от 25 декабря 1990 года (в ред. Законов РФ от 24.06.92 N 3119-1, от 01.07.93 N 5304-1, от 20.07.93 N 5462-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)

8. Федеративный закон «О производственных кооперативах» N 41-ФЗ от 8 мая 1996 года

9. Федеральный закон «ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» N 63-ФЗ от 31.05.2002 (ред. от 20.12.2004) (принят ГД ФС РФ 26.04.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005)

10. Федеральный закон «О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 22.08.2004) (принят ГД ФС РФ 07.07.1995)

11. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 78 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫПУСКЕ И ОБРАЩЕНИИ ЦЕННЫХ БУМАГ И ФОНДОВЫХ БИРЖАХ В РСФСР»

12. ПИСЬМО Сбербанка РФ от 29.08.1994 N 01-2-2623 «О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ ВРЕМЕННОГО РАСЧЕТНОГО СЧЕТА ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ»

13. ПРИКАЗ ГКАП РФ от 18.01.1994 N 5 (ред. от 29.12.1994) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕМ ПАЕВ, ДОЛЕЙ УЧАСТИЯ ТОВАРИЩЕСТВ И ПРОСТЫХ ИМЕННЫХ АКЦИЙ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ И ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦ, КОНТРОЛИРУЮЩИХ ИМУЩЕСТВО ДРУГ ДРУГА» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1994 N 524)

14. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ» (принят ГД ФС РФ 11.10.2002)

15. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О ЖИЛИЩНЫХ НАКОПИТЕЛЬНЫХ КООПЕРАТИВАХ» (принят ГД ФС РФ 22.12.2004)

16. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997)

17. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДАХ» (принят ГД ФС РФ 11.10.2001)

18. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 117-ФЗ «О КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ ГРАЖДАН» (принят ГД ФС РФ 11.07.2001)

19. РАСПОРЯЖЕНИЕ Госкомимущества РФ от 05.04.1994 N 723-р «О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ»

20. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 13.01.1987 N 48 (ред. от 26.09.1990) «О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СССР И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СССР И ДРУГИХ СТРАН — ЧЛЕНОВ СЭВ»

21. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 02.12.2004) «О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ» (принят ГД ФС РФ 08.04.1998)

22. ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 02.11.2004) «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

23. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.11.2004) «ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995)

24. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998)

25. ЗАКОН РФ от 07.07.1993 N 5340-1 (ред. от 08.12.2003) «О ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

26. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2004) «О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001)

27. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 25.12.1990 N 601 (ред. от 15.04.1992, с изм. от 24.11.1993) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»

28. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 13.01.1987 N 49 (ред. от 03.09.1990) «О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СССР И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ СОВЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИРМ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН»

29. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕДУР ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ» (вместе с «ПРАВИЛАМИ ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ», «ПРАВИЛАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИСТРИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В СЛУЧАЕ ИХ РЕОРГАНИЗАЦИИ»)

30. ЗАКОН РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 21.03.2002) «О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

31. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 27.02.2003) «О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

32. ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 07.02.1996 N 2 «О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ»

33. «ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ПРЕДПРИЯТИЙ» (утв. Госналогслужбой РФ 12.04.1993 N ЮУ-4-12/65Н) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.1993 N 250)

34. ПРИКАЗ Минюста РФ от 06.10.1997 N 19-01-122-97 <О ПРАВИЛАХ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ> (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.10.1997 N 1392)

35. ПРИКАЗ Минюста РФ от 25.03.2003 N 68 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.04.2003 N 4350)

36. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 (ред. от 20.04.1998) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИМЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ»

37. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 19.06.1990 N 590 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ И ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕННЫХ БУМАГАХ»

38. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 18.06.2003 N 03–30/пс (ред. от 17.12.2003) «О СТАНДАРТАХ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ И РЕГИСТРАЦИИ ПРОСПЕКТОВ ЦЕННЫХ БУМАГ»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.08.2003 N 5032)

39. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 мая 2002 г. N 319 «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ, ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2003 N 243, от 16.09.2003 N 577, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 578)

Следует отметить, что нормативные акты регулируют следующие основные элементы процесса создания юридических лиц:

1. Основные положения о юридических лицах.

2. Классификация юридических лиц и их организационно-правовые формы.

3. Характеристики отдельных видов юридических лиц и их типов (правовой статус, взаимоотношения учредителей, степень ответственности…).

4. Порядок учреждения юридического лица.

5. Порядок государственной регистрации юридических лиц.

6. Порядок регистрация юридических лиц как плательщиков налогов и сборов.

7. Порядок государственной регистрации атрибутов юридических лиц (печатей, штампов, товарных знаков, ценных бумаг, лицензирование).

Эти правовые акты в подавляющем большинстве своем относятся к гражданской отрасли права. Но государственная регистрация, как самих юридических лиц, так и их атрибутов носит характер административных отношений. Поэтому помимо отношений, возникающих между равноправными субъектами, необходимо понять и то, как государство диктует правила поведения этих субъектов при регистрации юридических лиц.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свой бизнес: создание собственной фирмы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я