Если есть преднамеренно построенное высказывание, то из этого следует, что слово
субъекта речи направлено не только на предмет высказывания, но и на само себя.
Тот или иной ответ корреспондента не является поэтому безразличным для самой диалогической позиции
субъекта речи, но является структурно действенным – утверждает или отрицает её.
Наиболее заметной особенностью двуплановой реплики является то, что у неё два
субъекта речи.
То обстоятельство, что идеи предполагают наличие
субъекта речи, легко упускается из виду, когда сами идеи поднимаются и вступают в бой.
Высказывание воплощает то или иное мнение
субъекта речи о мире.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эктопия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Лингвисты считают, что
субъектом речи является говорящий.
При использовании в речи синонимических синтаксических конструкций
субъект речи может выбирать одну из указанных структур, характеризующихся, с одной стороны, семантической близостью, с другой, грамматической разнородностью.
По той причине, на которую уже было указанно выше: нам психологически трудно верить в истинность высказываний
субъекта речи, если мы видим, что он говорит неискренне.
В проблеме разграничения
субъектов речи и субъектов сознания в художественном произведении существует немало путаницы, связанной, в конечном счёте, с непрояснённостью отношений автор – созданное им произведение.
То, что может быть сказано
субъектом речи о происходящих изменениях внутреннего состояния, является, по существу, «творением из ничего» (creatio et nihilo).
Психологи говорят, что в возрасте 3–4 лет дети становятся
субъектом речи.
Проявление
субъекта речи означает, что ребёнок начинает осознавать, что помимо действий он ещё и говорит: в одном случае – «прыг», а в другом – «мишка спит».
Появление
субъекта речи в этом случае означает, что ребёнок приобрёл «точку вовне» собственной речевой деятельности.
Зачастую
субъект речи возникает внутри искусственного языка.
Новым предметом философского познания становится жизненный мир человека как сфера повседневной самопонятности (о понятии жизненного мира см. § 2 главы II «Исторические и современные типы правопонимания»), как дотеоретическая целостность, познаваемая через рациональную реконструкцию интуитивного знания компетентных
субъектов речи и действия.
Без этого ориентира
субъекту речи здесь не о чем говорить.
Очевидно, что
субъект речи заостряет внимание (чаще всего сознательно) на прагматическом значении языковых единиц для оказания на адресата желаемого эффекта.
К реальным относятся объективные действия в реальном мире, а не в воображении
субъекта речи и безотносительно его отношения (мнения, оценки и т.п.) к этим действиям.
При выражении эмоций
субъект речи непосредственно переживает их, выбирает адекватные эмотивные языковые средства с целью сделать достоянием сознания адресата свою эмоциональную реакцию.
Но на основе анализа вербальных и невербальных средств можно сделать вывод об эмоциях, переживаемых
субъектом речи.
Кратко особенность двупланового диалога по сравнению с одноплановым можно сформулировать так: в одноплановом диалоге к собеседнику обращено мнение говорящего субъекта о внеположном диалогу мире, выраженное в слове-реплике; в двуплановом диалоге к собеседнику диалогически обращён самый
субъект речи однопланового диалога или персонаж-посредник.
Субъект речи изображает персонажа-посредника собой, своим словом и жестом, а жест, в том числе и речевой, является, как известно, «первоэлементом» сюжета.
Субъект речи отчуждается от действительности в самом акте её отражения: ведь точка зрения субъекта необходимо должна находиться вне отражаемого субъекта, ибо только при таком условии конструируется ситуация «субъект-объект», в которой акт отражения становится осуществимым.
Воплощая свою точку зрения в членораздельном звуке (слове),
субъект речи совершает известный жизненный поступок, попытку воздействовать на действительный мир словом, речевым жестом.
Слово
субъекта речи первого плана и отражённая в нём с определённой точки зрения действительность становится в контексте реплики второго плана материалом для изображения (исполнения) персонажа-посредника.
Отсутствие её – не органическое свойство
субъекта речи, а результат сознательного усилия, намеренного отказа от разделения потоков жизни, от разгораживания проживаемого ландшафта, который поддерживается в состоянии не совсем, конечно, беспрепятственно проницаемом (пересечённая всё же местность), но в каком-то таком, вечно полураспахнутом, продуваемом большими и малыми сквозняками.
Словарная статья предлагаемого лексикона состоит из заглавного слова, узуально-коммуникативных, эмоционально-оценочных и экспрессивных, помёт, описания значений, не столько, как уже говорилось, языковых значений, сколько значений устойчивых словоупотреблений, обусловленных речевой ситуацией, советскими обстоятельствами, а также вкладываемым в них типовым отношением
субъекта речи.
Типографические же
субъекты речи лишены этой изначальной событийности и движущей силы.
Коннотативная часть лексического значения экспрессива содержит квалификацию означаемого с позиций
субъекта речи.
Следовательно, первого не бывает без второго, при этом следует учесть, что
субъект речи может быть одновременно выражением нескольких субъектов сознания.
Психотическая она не потому, что
субъектом речи является психотик, но по причине собственного устройства.
Поэтому такв качестве т-маркера обычно используется в репликах-ответах и лишь в отдельных случаях – с целью предвосхищающей коррекции ожидаемой реакции собеседника – в прямом слове
субъекта речи.