Из этих двух разновидностей речевого действия первичной считается
диалогическая речь.
В
диалогической речи хорошо образованного героя начинает хромать грамматика?
Сократовская живая
диалогическая речь, наверное, и есть оптимальная форма передачи сокровенной сути кураторского опыта, укоренённого в стихии лингвистического производства и языковых игр.
На третьем году жизни у ребёнка постепенно начинает появляться
диалогическая речь и элементы монологической на фоне возрастания словарного запаса и более детального понимания им речи других людей.
На 4–5-м году жизни, как уже говорилось выше, происходит переход от ситуативной
диалогической речи к контекстной.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: чернушник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Затем перепишите диалог с участием своей героини, привнеся в её реплики дух
диалогической речи своей модели.
Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие
диалогической речи, формирование культуры речевого общения.
Для второй группы (разговорного стиля) характерна
диалогическая речь.
Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет
диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Этот стиль реализуется в форме непринуждённой, неподготовленной, преимущественно
диалогической речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки.
Однако и к разговорному стилю она также отнесена быть не может, «поскольку устная деловая
диалогическая речь испытывает влияние готовых письменных деловых тестов <…> и поскольку в условиях официальности общения „не работает“ доминанта разговорного стиля, что выражается в ином принципе текстовой организации».
Формирование
диалогической речи невозможно без овладения родным языком (его звуковой системой, грамматическим строем, лексическим составом); овладения фразовой речью (умением строить разные типы высказываний).
Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать
диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи.
Огромное количество
диалогических речей – их в поэме почти половина всего текста, причём, например, в XVII песне их двадцать шесть, – создаёт впечатление живого, драматического разговора.
За устной
диалогической речью закрепляется особый статус: она не может представлять деловой стиль даже в условиях официальности и при официальных отношениях.
Язык произведений должен быть доступным детям, отличаться понятной лексикой, короткими, чёткими фразами, без сложных грамматических форм, ярким и выразительным, содержать элементы
диалогической речи, что способствует развитию коммуникативной её функции и выразительности.
Достаточное («исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, выступают как основные критерии связностиразвернутой
диалогической речи.
Всё это определяет то обстоятельство, что
диалогическая речь далеко не во всех случаях соответствует всем параметрам-критериям связной речи, являясь таковой только в известном приближении.
Если
диалогическая речь строится из попеременных актов восприятия и самостоятельного высказывания и в ней большую роль играет опора на ситуацию и жест, то в монологической речи роль этих факторов значительно снижается.
К устойчивым фразам исследователь относил пословицы, поговорки, стационарные фразы
диалогической речи экспрессивного и эллиптического характера, междометные и модальные устойчивые фразы, крылатые афоризмы, общенациональные литературные цитаты и фразеологические шаблоны.
Работа с малой аудиторией требует от ритора значительных усилий и хорошей общей подготовки, поскольку
диалогическая речь предполагает импровизацию.
Непосредственный диалог в средних аудиториях затруднён, поэтому для организации
диалогической речи они членятся на группы по несколько человек.
Изучение
диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника.
Он первым ввёл также приёмы динамизации повествования: начал опускать вводные слова и пояснения при передаче
диалогической речи.
Достаточное раскрытие темы (отображение предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, выступают как основные критерии связности развёрнутой
диалогической речи.
Во всех указанных формах структура письменной речи и устной монологической или
диалогической речи резко различаются [Зимняя 2001].
На самых первых этапах становления письменной речи её предметом является не только мысль, подлежащая выражению, но и те разнообразные средства написания букв, а впоследствии и слов, которые ранее никогда не были предметом осознания в устной монологической либо
диалогической речи.
Диалогическая речь предъявляет меньшие требования к правильности речи, в ней не так заметны обмолвки, неточное употребление слов, незаконченность фраз.
Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться на главном, способствует развитию
диалогической речи как предтечи развёрнутого монологического высказывания.
Устная деловая
диалогическая речь не может быть отнесена к официально-деловому стилю, поскольку она иная по своей природе (по признакам непосредственность / опосредованность, подготовленность / спонтанность, персональная адресованность).
Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию
диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы.
Таким образом, и у детей с нормативным речевым развитием, и у дошкольников с речевыми нарушениями необходимо развивать
диалогическую речь и формировать понимание текстов и жанров детской литературы.