Большевики хорошо понимали, что основу
старого общества составляют не только сами люди, но и историческая память.
Развитие этих противоречий двигает общество вперёд, приводит к смене
старого общества новым.
Будем же держать в уме оба эти портрета, если мы хотим по справедливости оценить
старое общество.
Но во многих случаях в
старом обществе широкие рабоче-крестьянские массы могли лишь молча терпеть лишения и угнетение, иногда робко выдвигать требования и организовывать небольшие восстания.
В каких-то ещё странах это консервативные и традиционалистские элементы, которые стремятся сохранить
старое общество, защитив его от ценностей социализма и либерализма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обстрагиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Таким образом, я приобрёл о
старом обществе много сведений, которых не было у современников, потому что у меня перед глазами было то, что никогда не открывалось их взорам.
Жизненные условия
старого общества уже уничтожены в жизненных условиях пролетариата.
Только в XX веке некоторые люди проклинали культурную революцию, они были просто остатками старых идей
старого общества.
Не будем обсуждать ту собственно политэкономическую часть этого высказывания, в которой описываются связи между производительными силами, производственными отношениями и общественными формациями, вызревание первых в недрах
старого общества, что, в конце концов, кладёт эволюционный предел развитию последнего и требует революции именно в качестве политического механизма появления более высоких производственных отношений, и т. п.
Немецкую буржуазию он рассматривал как элемент, который «с самого начала был склонен к измене народу» (только союз с крестьянством мог бы дать буржуазии цельное осуществление её задач) «и к компромиссу с коронованными представителями
старого общества».
Снова, как столько раз прежде,
старое общество разрывает оковы традиции и на миг расправляет члены, пока быстро текущая жизнь не опутает его опять.
При
старом обществе говорили: «Выданная замуж дочь – как выплеснутая за дверь водица».
Соответствующим политическимвыражением
старого общества была корона божьей милостью, опекающая всё и вся бюрократия, самостоятельная армия.
Справедливо можно сказать о ней, что она целиком разрушила или теперь разрушает (потому то она ещё продолжается) всё то, что в
старом обществе вытекало из аристократических и феодальных учреждений, что так или иначе связывалось с ними, что в какой бы то ни было степени носило на себе малейший их отпечаток.
Речь идёт не только о возвращении в прошлое, которое является реакционным; даже «современные» культурные цели являются крайне реакционными, поскольку они зависят от идеологических формулировок
старого общества, чья агония длится по сей день.
Наконец, когда весь капитал, всё производство, весь обмен будут сосредоточены в руках нации, тогда частная собственность отпадёт сама собой, деньги станут излишними, и производство увеличится в такой степени, а люди настолько изменятся, что смогут отпасть и последние формы отношений
старого общества.
Наконец, в те периоды, когда классовая борьба приближается к развязке, процесс разложения внутри господствующего класса, внутри всего
старого общества принимает такой бурный, такой резкий характер, что небольшая часть господствующего класса отрекается от него и примыкает к революционному классу, к тому классу, которому принадлежит будущее.
Люмпен-пролетариат, этот пассивный продукт гниения самых низших слоёв
старого общества, местами вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу всего своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней.
Говорят об идеях, революционизирующих всё общество; этим выражают лишь тот факт, что внутри
старого общества образовались элементы нового, что рука об руку с разложением старых условий жизни идёт и разложение старых идей.
За последние восемь лет это был первый законопроект о женском избирательном праве, достигший второго чтения, и потому пришли в движение и исполнились ожиданий не только наши ряды, но и все
старые общества суфражисток.
Социалистическое общество, как первый этап коммунистического общества или первичная стадия, является новорождённым ребёнком от материнского тела капитализма и поэтому неизбежно несёт на себе следы
старого общества в плане экономики, культуры, обычаев и морали.
– Бандитизм – это родимые пятна
старого общества, тяжёлое наследие гражданской войны, – напутственно произнёс секретарь обкома.
Он решительно борется за уничтожение
старого общества и утверждение нового, короче говоря, за достижение социальной справедливости.
Извне последовательного марксова рассуждения появляется идея конечного краха
старого общества и триумфа коммунизма.
Старое общество управляется силой, революционеры управляются силой.
Старое общество строится на порабощении людей, и у революционеров – то же самое.
И было неважно, шла ли речь о представителях элиты
старого общества или о сторонниках большевизма.
Это первое, что надо понять, для такого понимания надо быть простым, не отягощённым грузом
старого общества.
Недаром в своих работах он писал, что «существует лишь одно средство сократить, упростить и концентрировать кровожадную агонию
старого общества и кровавые муки нового общества, только одно средство – революционный терроризм».
Идеологическая работа партии должна сыграть важную роль в очищении сознания людей от пережитков капитализма, от предрассудков и вредных традиций
старого общества.
Дай всем этим учителям полную возможность разрушить
старое общество и построить заново – то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что всё здание рухнет, под проклятиями человечества, прежде чем будет завершено.
Жизнь его, равно как и смерть, лишний раз подтвердила ту истину, что
старое общество всегда было жестоко и несправедливо к людям большого таланта и большой души.
На смену
старому обществу должно прийти новое, построенное на иных основаниях.
Естественно, насилие и подавление явились, и не могли не явиться в руках рабочих и крестьян, приступивших к строительству своего государства, серьёзным средством преодоления сопротивления со стороны всех отживших и разлагающихся сил
старого общества.
Появление подобных экстремистских течений, идеологию которых один автор определил как «революционную святость», – само по себе является выражением кризиса
старого общества.
При этом конечный социальный смысл европейских трансформаций состоял в замене главного действующего лица
старого общества – родовитого и высокопоставленного человека-паразита – главной фигурой нового общества – человека дела, выходца редко – из высших, часто – из средних и низовых слоёв.
Мыслитель интуитивно провидел «битву гигантов» тоталитарной идеократии XX в. и писал, что «понятие политики совершенно растворится в духовной войне, все формы власти
старого общества будут взорваны на воздух – они покоятся все на лжи: будут войны, каких никогда еще не было на земле» [1990, т. 2, с. 408].
Они избрали паролем для своих войск девиз
старого общества: «Собственность, семья, религия, порядок», и ободряли контрреволюционных крестоносцев словами: «Сим победиши!» Начиная с этого момента, как только одна из многочисленных партий, сплотившихся под этим знаменем против июньских повстанцев, пытается в своих собственных классовых интересах удержаться на революционной арене, ей наносят поражение под лозунгом: «Собственность, семья, религия, порядок!» Общество оказывается спасённым каждый раз, когда суживается круг его повелителей, когда более узкие интересы одерживают верх над более общими интересами.
Первая катастрофа означает гибель
старого общества.
Так, стоило мне встретить у наших предков одну из тех людских добродетелей, которые пригодились бы нам больше всего и которых у нас почти не осталось, – подлинный дух свободы, страсть к великим свершениям, верность себе и делу, – я их подчеркивал; равным же образом, обнаружив в законах, представлениях, нравах того времени следы некоторых пороков, которые, совершенно завладев
старым обществом, все еще терзают нас, я постарался привлечь к ним внимание, с тем чтобы, отчетливо видя, какое зло они нам причинили, люди лучше поняли, какой вред они еще могут нам нанести.
Кроме того, управление производственным комплексом должно быть ориентировано на достижение не только производственных результатов, но и политико-идеологических, воспитательных целей, на то, чтобы изжить наследие
старого общества в идеологической, технической и культурной сфере и создать на их месте коммунистические идеологию, технику и культуру.
Оказалась битой ставка буржуазных идеологов, которые рассчитывали, что социализм не преодолеет сил инерции и индивидуалистических нравов
старого общества.
Является примером «творчества переходного периода, распада старой культурной формации и формирование новой» в этом процессе слияния разных слоёв и групп общества исчезают предпосылки для удовлетворения
старого общества.
И вот каждый раз, когда я встречал у наших отцов какую-нибудь из тех черт доблести, которые нам всего необходимее и которых у нас теперь почти вовсе нет, – например истинный дух независимости, любовь ко всему великому, веру в себя и в дело, – я их подчеркивал; и точно так же, встречая в идеях, в законах, в правах того времени следы тех пороков, которые, погубив
старое общество, разъедают нас и теперь, я старался ярче осветить их, для того, чтобы, видя ясно зло, уже причиненное нам, мы лучше могли понять тот вред, который они все еще могут нам принести.
В случае предоставления возможности решить, кто должен диктовать общественный строй,
старое общество неизменно выбирало абсолютных психопатов.
С одной стороны, задача выживания общественного целого требовала концентрации на проблеме индустриализации, это невозможно было сделать без заимствования форм организации труда, созданных
старым обществом; с другой стороны, задача становления нового субъекта исторического развития требовала углубления понимания человеческой природы, формирования условий и способов развития человеческой субъективности.
Это произошло не сразу, остатки
старого общества долгое время вносили разнообразие в эту картину социальной жизни, но потом общество справилось и произвело гомогенный продукт – однотипное население, получающее однотипное образование.
Означает ли это, что после падения
старого общества появится господство нового класса, кульминацией которого станет новая политическая власть?
Пока они ищут науку и просто создают системы, пока они находятся в начале борьбы, они не видят в нищете ничего, кроме нищеты, не замечая в ней революционной, подрывной стороны, которая ниспровергнет
старое общество.