Учителям о ТРИЗ. Выпуск 10

Валентина Борисовна Крячко, 2016

Сборник содержит методические разработки, фрагменты уроков, материалы по интеграции ТРИЗ с предметами дополнительного образования, детские конкурсные работы. Сборник будет полезен преподавателям ТРИЗ от детского сада до вуза, руководителям детских творческих коллективов, а также всем желающим, начинающим обучаться ТРИЗ.

Оглавление

2. ТРИЗ И ОБУЧЕНИЕ

2.1. Чему и как обучать новое поколение. Уроки истории европейской мысли и контуры новой модели образования. Илья Барский

Введение

Решение проблем образования — ключ к будущему России

Существующая в стране система образования серьезно отстает от требований времени. Однако обоснование путей ее радикального реформирования далеко выходит за рамки целей и задач чиновников образовательного ведомства. Без широкой и открытой общественной дискуссии, без формирования неформальной гражданской коалиции, представляющей интересы общества, производящих социальных институтов, без самих преподавателей, студентов и заинтересованных родителей школьников, то есть без явно выраженного социального заказа, это отставание будет только нарастать.

Мы видим, как реформы образования «сверху» превращаются в проформы, в формализацию оценки качества имеющихся образовательных услуг, в ущерб принципиальному обсуждению — а тому ли мы вообще обучаем, и какие качественно новые образовательные модели и услуги, более отвечающие запросам времени, необходимо проектировать, тестировать и тиражировать.

Особую остроту проблеме отставания российского образования придает растущее экономическое отставание России от развитых стран, которое не может быть преодолено без прорывов в интеллектуальном развитии широких слоев населения. Налицо и нарастающая конфронтация между Россией и Западом, которая не может быть разрешена без выращивания национальной элиты качественно нового уровня. Все это невозможно преодолеть без освоения новых образовательных технологий.

Да и сама независимость страны, ее политический и экономический суверенитет, в значительной части утраченные в 90-е годы, не могут быть восстановлены, если уровень образования, квалификация российских управленцев будут и далее оставаться существенно ниже, чем у их западных «партнеров». А ведь это и является основной причиной перехвата рычагов управления страной из-за рубежа. Нужно прямо сказать, что суверенитет России в 90-е годы верхушка страны сама де-факто отдала Западу, потому что не умела управлять страной в современных условиях. История вновь повторилась, уже как фарс: «приходите и владейте нами, ибо страна наша велика и обильна, а порядка в ней нет». А ведь знания основ управления закладываются с управления микропроектами, которые должны были бы придумывать и реализовать еще школьники!

Пора честно сказать, что сегодня отставание в образовании, низкая квалификация миллионов людей в России грозят уже не просто отставанием в развитии страны, а окончательным превращением России в колонию. А то и опасностью добивания и насильственного раздробления России, как «слишком» крупного игрока на евразийском континенте, самим фактом своего соседства усиливающего Китай и ЕС, в ущерб интересам господствующей сегодня в мире англо-американской финансово-политической элиты.

России, чтобы встать на равных с наиболее развитыми странами, чтобы запустить процессы модернизации и выйти на качественно новые социально-экономические форматы, востребованные обществом, требуется новая культурная и образовательная революция. Их направления и формы закладываются сегодня на низовом уровне, отдельными учителями, преподавателями-новаторами, зачастую на свой страх и риск, вопреки омертвляющим живые ростки нового бюрократии, вводящими в образовательный процесс, в факультативы, семинары и тренинги новые методы, подходы, учебные курсы и инструменты обучения. Но ориентиры должна дать педагогическая наука, оказавшаяся сегодня не в состоянии это сделать.

В попытке выйти на такие ориентиры мы обратились

к истории Европы, показавшей лучшие успехи. Статья основана на результатах исследования истории европейской мысли, проведенного Международным агентством новых технологий «ПАРАМИТА»®. Она направлена на формулирование контуров новой образовательной модели, на обоснование выдвинутых постулатов подлинной реформы образования, на побуждение к дискуссии на эту тему всех, кому не безразлично будущее России.

2. Чему нас может научить история европейской мысли

Урок 1.

Что такое цивилизационные циклы, и почему нужно создавать новые научные и философские школы, новые формы мышления, новые учебные курсы и образовательные центры по их изучению и распространению

Чтобы совершать крупные прорывы в развитии, двигаться к модернизации российской экономики и понять, как в этом может помочь реформа образования, обратимся к опыту развития европейской цивилизации. Мы видим, что развитие Европы проходило через ряд цивилизационных циклов, более известных в России как социально-экономические формации. Наши исследования показали, что цивилизационные циклы вовсе не сводятся к социально-экономическим процессам. В качестве примера приведем следующую схему:

Как видим, механизмом запуска цивилизационного цикла является накопление интеллектуальных инноваций, приводящее к появлению качественно нового Метода создания новых знаний, который мы назвали формой мышления.

Именно ментальная революция, включающая в себя появление новой формы мышления и ее тиражирование в рамках новой образовательной модели, приводили к цепной реакции накопления инноваций, к их последующему внедрению и к прорастанию в рамках старого общества качественно нового социально-экономического уклада. Новый уклад укреплялся в традиционном обществе потому, что его новые технологии были направлены на более эффективное использование ресурсов, зачастую на применение новых видов ресурсов,

и обеспечивали более высокую производительность труда.

Таким образом, вытеснение старых социально-экономических укладов шло эволюционно. И только в обществах, где были полностью перекрыты каналы социальной мобильности для новых социальных сил, они иногда приводили к социальным революциям. В других случаях появление новых правовых отношений, постепенное перераспределение ресурсов в пользу более производительных укладов могло происходить и происходило вовсе без социально-политической революции, а путем реформ. Таким образом, вовсе не насилие социально-политической революции, как это считал Маркс, является ключом к запуску нового цивилизационного цикла, а ментальная революция философов и методологов, появление новых технологий создания новых знаний, подкрепленная появлением новых образовательных моделей их освоения и распространения — тиражирования!

Само по себе появление новой формы мышления в рамках той или иной философской или научной школы оказывалось недостаточным для модернизации общества. Например, хотя Аристотель фактически создал новую форму мышления — формальную логику, и даже новую образовательную модель для ее освоения — лицей, по образцу Академии своего учителя Платона, распространение этой формы мышления и основанного на ней мировоззрения шло медленно. Не существовало методов активного тиражирования новых образовательных моделей, было затруднено распространение преподавания новых курсов на другие города и образовательные институты.

Аристотель не успел вырастить новую элиту, которая могла бы удержать от распада вдохновленную им империю Александра Македонского (Александр, ученик Аристотеля, погиб слишком рано). Аристотель был вынужден бежать из Афин около трехсот лет и двенадцать поколений последователей Аристотеля понадобились, чтобы одинокий очаг знаний, зажженный лицеем, был принят на вооружение растущим Римом. Римская империя выросла на изучении аристократами «греческой науки», и распространила ее по территории будущей Европы, заложив основы европейской цивилизации.

Отметим, что преподавание «аристотелевой», или формальной логики явилось одним из фундаментов развития европейской цивилизации на протяжении 2300 лет. Из российских учебных заведений логика была изгнана после 1917 года… Попытка восстановить преподавание дисциплины, дающей обучающимся основу для связи явлений окружающего мира в причинно-следственные цепочки, создающей фундамент целостного мировоззрения, была предпринята в 1949 году по инициативе Сталина, но свернута сразу после его смерти в 1953 году. Советской бюрократии не были нужны в массовом масштабе люди, умеющие мыслить и формировать собственные мнения!

Сегодня введение логики как обязательного предмета

в начальной! государственной школе не менее значимо для сохранения России как самостоятельной страны, чем производство вооружений нового поколения — танков Армата и баллистических ракет С-500. Нужно начинать этот процесс снизу, со школьных факультативов, предъявить обществу доказательные результаты — тысячи школьников, благодаря обучению логике начавших лучше учиться. Донести эту идею до политического руководства страны, потребовать внести этот пункт в программы политических партий, добиться решения об обязательном преподавании логики у Педагогического ведомства — вот что необходимо сегодня России, вот в чем заключается этот урок Истории.

Урок 2.

Атланты духа и созданные ими формы мышления — основа последовательного прогресса европейской цивилизации и естественная последовательность шагов по развитию мышления у обучающихся

Наши исследования показали, что в истории европейской цивилизации среди тысяч знаменитых людей есть всего десять ключевых фигур, чья деятельность определила направления развития и лицо современной европейской цивилизации. Мы назвали этих людей Атлантами Духа, чтобы подчеркнуть, что именно на плечах этих людей стоит современная европейская цивилизация. Это люди, создавшие и запустившие процесс распространения новых форм мышления. Каждый из них был у основ запуска нового цивилизационного цикла европейской истории, и им мы более других обязаны тому явлению, которое принято называть прогрессом развития человечества. Круг этих людей приведен на следующей схеме:

Эти люди не случайно объединены в шесть модулей, в соответствии с выделенными нами шестью формами мышления, определяющими основные тренды в развитии Европы за последние 2500 лет. Нам удалось показать, что таких форм мышления было именно шесть:

Мы сохранили за выделенными нами формами мышления названия, которые исторически сложились и в значительной степени соответствуют формату явления, хотя достаточно часто эти названия употребляли более широко, и некоторые из них появились значительно раньше того времени, когда сформировалась соответствующая форма мышления. Названные формы мышления мы назвали классическими.

Существует прямая связь между выявленными нами историческими персонажами — Атлантами Духа, и выделенными формами мышления.

Так, формальную логику часто называют аристотелевой. Схоластику, по имени ее наиболее выдающегося систематизатора Фомы Аквинского — томизмом.

Рационализм часто называли картезианством, по имени Декарта, подписывавшегося по латыни Картезиус. Метафизику в узком смысле, как форму мышления, часто называли ньютонианством или вольтерьянством, в зависимости от того, шла ли речь о применении методов метафизики к естественнонаучным или к социально-политическим процессам.

Эволюционизм часто обозначали как гегельянство или дарвинизм, в зависимости от того, применяли ли эти методы философы применительно к миру идей или естествоиспытатели к природным процессам. Учение

«о тектологии» Богданова, которое в Европе популяризировал Берталанфи, а в 40-е годы развил Норберт Винер в своей знаменитой «кибернетике», сегодня принято называть системным подходом, и эта форма мышления является самой популярной научной парадигмой конца ХХ-го и начала ХХI века.

Чем важно выделение классических форм мышления, и какое значение это имеет для педагогов? Каждая форма мышления — это историческая эпоха со своим мировоззрением, алгоритмами мышления, основанными на них изобретениями и открытиями, новыми формами производственных отношений и новым социально-экономическим укладом. Сегодня, когда мы имеем дело с многоукладными обществами, в которых смешались осколки прежних социально-экономических формаций, выделить исторически сложившуюся последовательность означает указать путеводную нить в последовательности преподавания тех или иных знаний.

В естествознании есть эмпирическое обобщение, гласящее, что онтогенез «повторяет» филогенез, то есть в индивидуальном развитии каждый организм проходит тот путь, который прошли его предки. Не случайно в развитии эмбриона выделяют периоды, когда человеческий эмбрион похож сначала на рыбу с жабрами, потом на земноводное, пресмыкающееся, на животное, и только потом начинает приобретать признаки человека. Есть большое подозрение, что «естественная» последовательность освоения учащимися соответствующих форм мышления и мировоззренческих моделей, окажется существенно более эффективным способом передачи обучаемым 2,5-тысячелетнего опыта цивилизации, чем «расчленёнка» предметного подхода.

Социальный онтогенез, то есть последовательность передачи учащимся новых форм мышления, должен повторять социальный филогенез — последовательность открытия и освоения европейской цивилизацией основных форм мышления!

Особенно важным это соображение представляется в условиях, когда содержание образования стремительно меняется в связи с доступностью в интернете любых фактов и знаний. В этом смысле настроить процесс обучения вокруг ключевой идеи — обучения самостоятельному мышлению, является, на наш взгляд, тем радикальным изменением парадигмы системы образования, которое так необходимо именно сейчас.

Стихийным образом и в определенной степени, это происходит и сегодня. К сожалению, больше на уровне деклараций. Однако, схоластика, как таковая, в средней школе не преподается даже в формате риторики, опыты публичных диспутов рассматриваются как редкая прерогатива особо продвинутых старшеклассников элитных школ, а написание сочинений ограничивается заданной тематикой и активно вытесняется из современной школы примитивными формами типа изложения.

Практически отсутствуют сочинения на свободную тему, в то время как выбор значимой темы является одним из ключевых признаков развитости ученика. Сочинения оцениваются с точки зрения русского языка и литературы, в то время как необходима оценка значимости и практической возможности реализации учащимся предложенных в сочинении идей. Ведь сочинять надо проекты, а не абстрактные тексты!

В значительной степени нелюбовь в России к схоластике связана с монополизацией учения Фомы Аквинского католической церковью, давно признавшей обязательность преподавания схоластики во всех духовных учебных заведениях. Об Аквинском помнят только как об авторе «пяти доказательств бытия бога». При этом забываются его вполне светские исследования в сфере формирования жизненной системы ценностей, концепция добродетели, идеи достойной жизненной цели и целенаправленной деятельности, которые являются основой современной этики и менеджмента. Этика и эстетика, риторика, основы целеполагания и управления микро проектами — эти направления, выросшие на основе схоластики, должны быть представлены, видимо, уже в 5-6 классах.

Применение модели освоения шести классических форм мышления может оказаться той путеводной звездой, которая позволит совершить прорыв к новой современной системе образования. Целенаправленная перестройка всей системы образования может быть начата снизу, путем активного введения ряда новых предметов в формате факультативов. Технически возможность этого обеспечивают технологии дистанционного образования через вебинары, групповые скайп-консультации с демонстрацией удаленного экрана монитора через проектор целой группе обучающихся удаленно, применение закрытых групп в соцсетях и чатов в скайпе.

Предметы, позволяющие сочетать освоение соответствующих форм мышления с развитием образного восприятия и творчеством (от рисования и музыки до искусствоведения), также должны быть выстроены под последовательность освоения учащимися шести классических форм мышления. Перефразируя знаменитую формулу образовательной модели средневековых европейских университетов, которая звучала как «семь свободных искусств», мы предлагаем

сегодня новую формулу — «шесть форм мышления»!

Из средней школы должны выходить молодые люди, владеющие всеми классическими методами мышления, начиная от «аристотелевой» логики и до системного подхода, и соответствующими алгоритмами мышления, которые накопила и более чем эффективно использовала на протяжении 2,5 тысяч лет европейская цивилизация.

В качестве примера — в настоящее время основы системного подхода дают только в некоторых ВУЗах, в то время как любая работа в интернете требует владения всем классическим инструментарием мышления. Считаю, что в ВУЗах должны даваться уже неклассические, современные формы мышления, разработанные с 30-х годов ХХ века, начиная от четырехмерной и темпоральной логики и заканчивая квантовой и фрактальной логиками, которые соответствуют степени сложности задач ХХI века.

Завершая этот раздел, отметим, что принципиально меняет предложенный подход? Появляется возможность, давая учащимся алгоритмы новой формы мышления, позволить им самостоятельно ставить и решать практические жизненные задачи. Вместо зазубривания тысяч разрозненных фактов, учащийся получает форму мышления как метод создания новых знаний, и алгоритмы мышления — для выполнения реальных действий.

По мере освоения одних форм мышления, позволяющих решать одни задачи, учащийся постепенно переходит к освоению следующей формы мышления, к освоению новых, более сложных алгоритмов мышления. С их помощью он должен научиться решать уже более сложные задачи, которые старым инструментарием решить было практически невозможно или крайне трудно!

Урок 3.

Рационализм и метафизика, и их значение для современной школы

Урок Декарта для нашей современности может заключаться в правильном понимании его знаменитой максимы: cogotoergosum (мыслю, следовательно — существую).

Современные школьники не обучаются мыслить. То, что мы понимаем под мышлением, принципиально отличается от того, что понимал под мышлением Декарт.

Главная идея Декарта — применять разум по назначению. Если человек мыслит самостоятельно, это расширяет его пространство возможностей, позволяет ему осуществлять новые действия. Не случайно развитие этой формы мышления в итоге привело к появлению современной науки, в основе которой лежит идея реального эксперимента и самостоятельного получения новых знаний путем опыта!

Мыслеориентированный подход, в отличие от принятого нынче предметного подхода, исходит из того, что разум должен решать практические жизненные задачи. Сегодня учащиеся оторваны от реальной практики, их знания годами «складываются в чулане», захламляя мозг. Мы годами формируем у учащихся навыки решать абстрактные, не нужные учащимся учебные задачи. Причем действовать только головой, в отрыве от реальной физической деятельности руками. А полезная физическая деятельность, которая должна давать результат — предметы и товары, улучшающие жизнь и приносящие положительные эмоции их создателю, в школе подменяется бессмысленной физкультурой. В итоге — выращиваем миллионы болтунов, в свободное от бездеятельной говорильни время бессмысленно машущих руками в спортзале.

Реально восстанавливая в правах рационализм как форму мышления, мы впервые даем в руки учащимся инструмент для решения ряда практических, а не только учебных задач. И пусть учащийся самостоятельно изобретает «велосипеды», придумывая то, что уже изобретено! Пройдет время, и он сумеет разработать новое изобретение, до которого никто еще не додумался!

Пусть учащийся самостоятельно находит нужные ему для решения практической задачи знания с помощью интернета — это, наконец, разрушит порочную практику запихивания в учащихся массы ненужных им сегодня знаний, предложения абстрактных учебных задач, оторванных от реальной жизни.

Нужна концепция делания по личной инициативе школьников добрых дел. Для этого должно выделяться учебное время, освобожденное от запихивания в головы учеников готовых и пережеванных за них знаний. Это могут быть качели на школьную спортплощадку или скамейка для бабушек-соседок, будка для щенка одного из учеников, скворечник для школьного сада, цветочная горка во дворе, школьный парник или оранжерея, или изготовленные самими учащимися полки для школьного кабинета.

Все это сопряжено с решением десятков мелких практических задач, возникающих в связи с любой полезной практической деятельностью, но даст учащимся на порядок больше знаний, чем оторванная от жизни зубрежка.

Любая подобная целенаправленная, полезная и прикладная деятельность сопряжена с реальным взаимодействием с самыми разными людьми, с учителями, школьниками других классов, с родителями, возможно, сторонними людьми, вовлеченными в микро проект через созданную группу в социальной сети. Здесь уместно ненавязчиво знакомить учащихся с планированием, лидерством, «командообразованием», распределением обязанностей, основами управления проектом, принятием управленческих решений, понятиями ответственности и солидарности.

Черчение в новой школе может быть реализовано в формате совместного проектирования учащимися модульного садового домика, который в рамках уроков труда может быть построен школьниками в ближайшем садоводстве и будет приносить реальную пользу. Абстрактная «информатика» может быть заменена каким-то простым микропроектом, например, совместным созданием группой учащихся инфопродукта — брошюры, обучающей полезному навыку, выложенной в реальный интернет-магазин.

Нет ничего более порочного и развращающего в современной школе, чем воровство времени жизни молодежи.

Признаки, разрушающие уважение к школе: учебный чертеж, который никогда не будет использован, а выброшен в мусор; реферат, который никогда не будет опубликован, т.к. обсуждает никому не нужный вопрос; учебная задача с расчетами, которые никогда не будут применены на деле.

Отсюда возникает ощущение бессмысленности жизни, ненужности человека для общества, неумение выпускников школы найти практическое применение имеющимся знаниям и полное отсутствие у школьников знаний практически необходимых.

Отметим, что большинство современных молодых людей приобретают себе автомашину. Было бы логичным обучать школьников не только правилам безопасности перехода улицы, но и правилам дорожного движения и основам вождения, дать им возможность изучать автомобиль и знакомиться с методами его технического обслуживания. Где, как не в школе, должен школьник учиться отремонтировать собственный велосипед или мопед? В современной малогабаритной квартире этого сделать невозможно! А много ли мы знаем школ, у которых есть мастерские, приспособленные для этого?

К работе со школьниками целесообразно привлекать малые бизнесы. Что может быть логичней, чем цветочница, которая проведет для учащихся занятие по флористике и составлению букетов. Потеряет или выиграет современный молодой человек, если сумеет сам сформировать и оформить букет для любимой девушки? Потеряет или выиграет школьница, способная собрать красивую икебану и оригинально украсить стол корзиной цветов?

Каждая современная школа должна иметь какую-то специализированную мастерскую, своего рода материально-техническую базу, отличающую ее от соседней школы. На этой основе возможен обмен группами школьников, когда, например, одна школа организует и проводит уроки автовождения, а другая — уроки изготовления пластмассовой посуды на 3D-принтере.

К примеру, домоводство школьниц может быть связано с возможностью продажи выпеченных ими булочек в школьном буфете, причем продавать их должны иметь возможность сами школьницы. Любая школьная система, которая блокирует проявления подобной активности, формализуя процесс обучения, омертвляет его. Учителя должны провоцировать и поощрять подобную активность школьников, и решать возникающие в связи с этим жизненные задачи вместе с обучаемыми, а не писать бумажные отчеты в РОНО.

Тот факт, что подобные идеи, полностью соответствующие идеям возникшей в России макаренковской педагогики, покажутся дикими в современной, до предела бюрократизированной школе, лучше всего говорит о том, как далека нынешняя школа от реальных потребностей современного общества.

Выводы

Новая школа должна быть основана не на предметном, а на мыслеориентированном подходе.

В основе новой образовательной модели должна лежать формула «шесть форм мышления», позволяющая учащимся последовательно осваивать все новые инструменты и методы мышления.

Освоение учащимися новых форм мышления должно сопровождаться развитием их креативности и образного восприятия.

Освоение новых форм мышления должно быть связано с обучением их практическому применению новых инструментов мышления.

Обучение должно перейти на проектно-ориентированные методы обучения. У учащихся должна быть возможность выбрать различные межшкольные мастерские, в которых они могли бы соединить интеллектуальную деятельность по решению практических задач, с реальной физической деятельностью, направленной на получение практического результата.

Основным форматом, который должен многосторонним образом оцениваться тьютером, должен стать микропроект, степень сложности, размер затрат времени на который и число вовлеченных в него участников должны расти по мере перехода учащегося на новый уровень.

Команды участников микро-проектов должны быть разновозрастными, а состав участников в них должен гибко настраиваться в зависимости от навыков участников и потребностей проекта.

Освоение учащимся каждой новой формы мышления должно быть подкреплено практическими результатами, позволяющими переводить учащегося на следующую из 6 ступеней.

В норме на освоение каждой из шести форм мышления должно приходиться два года обучения, то есть средняя школа должна стать 12-летней. однако должны существовать частные системы подготовки, позволяющие учащимся осваивать ту или иную форму мышления за один год, поэтому продолжительность обучения для разных учащихся может варьировать от минимум шести до максимум 12 лет.

Деятельность учащихся должна заканчиваться получением значимого и полезного для выполняющего результата. Таким результатом не могут быть только оценки — необходима возможность для учащихся продать свои изделия, а также получать эмоциональную отдачу от своих усилий путем публичного награждения, поощрения и других форм психоэмоционального стимулирования.

Комментарий

Возможно, моё понимание (и неприятие) схоластики развилось в моей комсомольской юности под воздействием «очерков бурсы» Н. Г. Помяловского, где царила сплошная зубрёжка и никакого анализа. Удобно вызубрить и запомнить на всю жизнь таблицу умножения, не обсчитают в булочной. Полезно знать наизусть много образцов поэзии и прозы, развивается вкус к красоте родного языка. Но ведь наши первоклассники и второклассники, ознакомленные с ТРИЗ, УЖЕ рассуждают диалектически: «Плохо, что я болею, но хорошо, что мама со мной дома, а не пошла на работу». Вернуть их с понимания «хорошо-плохо» (элемента ТРИЗ) в схоластику — это же шаг назад от ТРИЗ. Да ещё потратить 2 года на это. А к диалектике доползут к 7 классу, когда уже схоластически опробуют наркотики, и новые интересы уже им будет не привить, не развить.

В.Б. Крячко

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учителям о ТРИЗ. Выпуск 10 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я