В культуре же в последнее десятилетие росла популярность нового материализма и
спекулятивного реализма.
Особенно распространился так называемый
спекулятивный реализм.
Философия
спекулятивного реализма видит в этой отмене «привилегированного доступа» человека к познанию прорыв к реальности.
Отталкиваясь от вопросов, поднятых
спекулятивным реализмом, но сохраняя по отношению к нему критическую дистанцию, я попытаюсь дать оценку сегодняшней ситуации в русско-израильской литературе.
Это не метафизическая позиция в традиционном смысле и, в частности, не
спекулятивный реализм.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: топкость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пояснение или дополнение, вносимое
спекулятивным реализмом в эту картину мира, весьма существенно: отношение к объекту, чтобы быть реальным, не может быть ни этически свободным, ни этически же неизбежным; оно может быть только контингентным.
При всех различиях между реализмом 4.0 и
спекулятивным реализмом идеи последнего могут служить основанием для переосмысления нашего понимания реализма как такового.
В основании
спекулятивного реализма лежат идеи ряда философов.
Можно спорить о том, насколько новаторскими и убедительными являются работы философов, условно объединяемых под концептуальной вывеской
спекулятивного реализма, однако не вызывает сомнений, что для литературоведения они могут представлять большой интерес, поскольку касаются одного из главных вопросов литературы – определения, отражения и формирования реальности.
И вообще, дихотомия выраженности и сокрытости не входит больше в реалистическую онтологию, поскольку является функцией отношения с привилегированным субъектом, каковое противоречит структуре реального, постулируемой реализмом сегодня, в частности тем его направлением, которое именуется
спекулятивным реализмом.
Реальность не может «поставляться», потому что она живая и состоит из объектов, ведущих себя как живые личности, и в этом
спекулятивный реализм начала нашего века удивительным образом смыкается с персоналистической феноменологией начала прошлого века.
Значение
спекулятивного реализма как раз и состоит в том, что он обнаруживает несостоятельность этого противопоставления и пытается нащупать ту точку сборки, в которой о реальном (в литературе) разрешается говорить (писать), в кантовских терминах, в модальности существования, а не только в модальностях необходимости и возможности.
В то время как первые два пути давно стали важными элементами моих исследовательских методов,
спекулятивный реализм в последние годы ярко высвечивает суть того, что является глубинным объектом научного интереса, а именно реальное.
Преимущество понятийного аппарата
спекулятивного реализма в том, что он не метафизичен.