Подводя итог обзору некоторых направлений и концепций в зарубежных исследованиях массовой коммуникации, следует отметить, что в процессе анализа сферы деятельности массовой коммуникации различными зарубежными учёными было акцентировании внимание практически на всех сторонах и проблемных моментах данного социального процесса, чему, вероятно, способствовала более разработанная (по сравнению с исследованиями отечественных учёных) собственно социологическая теория, дающая возможность наиболее эффективного развития
социологии массовой коммуникации.
Прикладное исследование, служащее решению конкретной практической проблемы, в рамках
социологии массовой коммуникации проводится как исследование отдельного фрагмента массово-коммуникативной деятельности, отдельного канала или передачи, реакции аудитории на ту или иную конкретную информацию, исследование целевой аудитории с перспективой распространения рекламы и т. д.
К ним относится
социология массовой коммуникации, теория журналистики, теория коммуникации, а также различные направления теоретического изучения информации.
Начало формирования исследования массовой коммуникации как социального процесса происходило в русле
социологии массовой коммуникации и также приходится на первую четверть двадцатого столетия.
Общесоциологическая теория, изучающая общество и раскрывающая основные закономерности его развития, базируется на научной картине мира, заданной социальной философией и всем спектром других существующих в обществе наук, объясняет крупный фрагмент реальности, изучающийся
социологией массовой коммуникации.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: читальщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Выступая как частная социологическая теория,
социология массовой коммуникации разрабатывает соответствующий категориальный аппарат, при помощи которого исследует весь спектр деятельности массовой коммуникации.
Дальнейший этап (этаж) – собственно
социология массовой коммуникации как частная теория (или специальная теория, или теория среднего уровня) – оперирует понятиями «аудитория вообще», «аудитория как таковая».
Итак, определив место
социологии массовой коммуникации в многоуровневой структуре социологического знания, представляется необходимым определение её объекта и предмета.
Во-первых,
социология массовой коммуникации описывает объект исследования, то есть массовую коммуникацию как социальный процесс, во всей полноте его функционирования.
Это начальный этап развития и применения
социологии массовой коммуникации, на этом этапе она отвечает на вопрос: «Чтоесть исследуемый объект, каким он нам видится?».
Во-вторых, обобщая данные описательного этапа,
социология массовой коммуникации вскрывает сущностные характеристики самого объекта исследования, иными словами, объясняет собственно феномен массовой коммуникации и отвечает на вопрос: «Почемуисследуемый объект является именно таким, какими закономерностями общественного развития определена его качественная специфика?».
В-третьих, на основе знания сущностных характеристик объекта, особенностей его содержания, форм и проявлений
социология массовой коммуникации вырабатывает рекомендации по оптимизации функционирования объекта исследования.
Следует отметить, что такое возможно только при условии развитой научной теории, в качестве которой в нашем случае выступает
социология массовой коммуникации.
В-пятых, развитая научная
социология массовой коммуникации предоставляет возможность социальной философии для осуществления социально-философского анализа объекта исследования, анализа, необходимого для наиболее полного и самого глубокого понимания всех массово-коммуникативных процессов, разворачивающихся в социально-историческом пространстве.
Развитие
социологии массовой коммуникации в отечественных исследованиях.