Марксистская школа социологии опиралась на лучшие достижения классической французской
социологической мысли, английскую политэкономию и утопический социализм.
Вместе с тем логика эволюции взглядов мыслителя вела его к изучению разработок современной
социологической мысли.
Французская философская и
социологическая мысль становится с 1930-х годов главным объектом исследований учёного, который считает свои теории продолжением именно французского социально-правового дискурса.
Важнейшее место в
социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению.
В западной
социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: золотисто-жёлтый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Положив в основу
социологической мысли доктрину гармонии интересов, индивидуалистическая социальная философия создала современную науку об обществе, доказывая при этом, что конфликта интересов, вокруг которого было столько стычек, в действительности нет.
Отметим, что идеи данного социолога составляют существенную часть
социологической мысли, особенно в понимании расы и социального неравенства.
Здесь затронута болевая точка, так как многолетний спор и противоположность между тремя великими главными направлениями исторической и
социологической мысли, которые можно обозначить как расовый нативизм, политизм и экономизм, – противоположность, касающаяся в первую очередь реальной социологии, – должны найти своё выражение также в истории и социологии духовной культуры.
Попутно заметим, что в рамках другого варианта традиционной
социологической мысли – символического интеракционизма (который автор этой книги не приемлет) – социальная реальность связывается с нормативно-ценностными структурами, и, следовательно, в контексте отношений «общество – индивид» подчёркивается не идея предоставляемых ниш (социальных ролей), а идея смыслов-значений, которые станут составляющими конструирования и интерпретации собственного жизненного положения и личной биографии.
Отдельную фазу развития европейской
социологической мысли являли собой раннехристианские идеи.
Я не утверждаю, что таким способом мне удалось восполнить все пробелы и что я не пропустил ничего заслуживающего внимания в новейшей
социологической мысли.
И это не удивительно, поскольку все они в период развития
социологической мысли были неотъемлемой частью повседневной жизни человечества.
Так или иначе, нельзя не уделить ей внимание, если речь идёт о судьбах
социологической мысли в XX веке, а особенно о дискуссиях на тему характера и задач социальных наук.
Но хотя я не принимал активного участия в политике, моя
социологическая мысль опиралась отнюдь не только на книги.
В то же время в работах тех или иных конкретных авторов указанные черты модифицируются в зависимости от сложившихся уже в XX веке двух основных течений
социологической мысли.
Историю развития
социологической мысли разделяют на два больших периода: донаучный и научный. Каждый из периодов можно разделить на этапы.
Фундаментальной теоретической базой моего исследования моды стали труды классиков
социологической мысли, представителей современной социологической теории обществ и социального изменения, теории социальных институтов, социологии глобализации, социологии культуры; труды представителей социологии моды как специализированной социологической дисциплины.
Прежде всего, их необходимо было описать как таковые (ведь предыдущие издания заканчивались на «функционализме и его критиках»), а также хотя бы кратко остановиться на том, что действительно важного было сделано в
социологической мысли за последнее время и как изменилось само прочтение социологической традиции.
Как мы уже отмечали, история
социологической мысли насчитывает в своём развитом виде менее двух веков.
Отдельную группу источников составляют авторы, работы которых непосредственно связаны с проблематикой осмысления революционных технологий в рамках классической и современной философской, исторической,
социологической мысли, а также в рамках собственно современной культурологии.
Он предписывал
социологической мысли избегать каких-либо философских допущениий метафизического характера.
Основное отличие марксизма от других направлений
социологической мысли XIX в. было связано с решением вопроса об исторических судьбах западноевропейского общества.
Темой этой книги я выбрал развитие
социологической мысли, поскольку, как мне кажется, так можно наиболее полно представить исторический фон современной социологии и проследить последовательные революции, через которые прошло мышление о жизни общества.
Последнее требует обращения к зарубежному опыту, к истории мировой
социологической мысли, активное усвоение которых становится возможным лишь тогда, когда они реально обогащают культурный опыт собственной страны.
Социологическая мысль XIX века сохраняет связь с идеей прогресса (хотя и не некритичную приверженность данной идее), но цивилизационная тематика транслируется в теории социальной эволюции, а явные отсылки к понятию цивилизации остаются маргинальными по отношению к основной линии аргументации.
В связи с этим выделение их
социологической мысли возможно лишь ценой игнорирования оригинального контекста высказываний, в котором не существовало отчётливых границ ни между отдельными научными дисциплинами, ни между ними и философией или политикой.
Нынешнее издание «Истории
социологической мысли» я назвал «новым», а не «третьим», поскольку оно довольно существенно отличается от первого и второго изданий (1981 и 1983), которые различались лишь незначительными техническими деталями.
Эти тексты могут расширить поле профессиональных интересов как социологов, так и тех, кто интересуется развитием современной западной
социологической мысли, и послужить им хорошей основой для усвоения современного социологического знания.
Проведена определённая работа в области теории, методологии и истории социологии, методического, математического и информационного обеспечения социологических исследований, изучения социальных показателей, анализа современной буржуазной
социологической мысли и её критической оценки.
Все эти проявления
социологической мысли имеют место в современной социологии.
Однако, понимая под журналистикой достаточно узкий «круг вопросов практического характера» (некую «прикладную деятельность» и не более того),
социологическая мысль фактически тратит свою мощь впустую, ограничиваясь практическим и эмпирическим уровнями медиаисследований.
Работа над новым изданием «Истории
социологической мысли» продолжила этот список, к которому теперь следует добавить прежде всего венский Institut für Wissenschaften vom Menschen (Институт наук о человеке), где, будучи свободным от варшавских забот, я дописывал то, чего не хватало раньше, и перерабатывал то, что меня не удовлетворяло.
Причём этот путь вбирает в себя плюрализм развития
социологической мысли.
Несколько слов об истории изучения проблемы политических партий представителями политологической и
социологической мысли.
Стоит отметить, что мы имеем здесь дело с одним из первых случаев использования метафоры общества как организма, которая сыграла огромную роль в истории
социологической мысли и стала префигурацией всех системных трактовок общества.
Метасоциологические идеи и принципы выполняют методологическую функцию, ориентируют, направляют
социологическую мысль, создают исходные теоретические предпосылки для успешного исследования конкретных проблемных сфер социальной реальности.