Гипотеза, согласно которой бурное развитие
социального интеллекта связано с нашими предками-гомининами, теперь получает широкое признание.
Необходимо отметить, что основной проблемой при исследовании
социального интеллекта является его соотношение с общим интеллектом.
Такие позиции присущи людям с низким уровнем
социального интеллекта, мало приспособленным к жизни в обществе.
Этот стиль свойственен людям со слабой самооценкой и недостаточно развитым
социальным интеллектом.
Изучение
социального интеллекта может прояснить, откуда у людей берутся определённые ожидания насчёт жизни в обществе и нравственных норм и как эти ожидания связаны с представлениями о сверхъестественном.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: валлийский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Наблюдения за поведением молодых самок шимпанзе позволили исследователям предположить, что гипотеза
социального интеллекта имеет реальные основания.
Отсюда вытекает, что
социальный интеллект представляет собой в большей степени компетентность в сфере социального познания, а не специальную способность.
Эти умения называют
социальным интеллектом, практически-психологическим умом, коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью.
Социальный интеллект позволяет оценить ситуацию и её участников и на основе полученной оценки наиболее рационально выстроить стратегию поведения.
Это было совершенно новое понимание
социального интеллекта и принципов, которые необходимы для успешных отношений с людьми.
Предполагается, что развитие компонентов
социального интеллекта происходит неравномерно, что обусловлено совокупностью объективных и субъективных факторов.
Наличие корреляционной связи между показателями снижения
социального интеллекта, коммуникативной недостаточностью и ангедонией не вскрывает причинной зависимости между ними.
Эти функции
социального интеллекта детерминируются совокупностью определённой иерархии личностных и индивидуальных характеристик, объединённых в структурные компоненты, а также обстоятельствами взаимодействия.
Авторская позиция связана с выделением в структуре
социального интеллекта подструктуры личностных качеств, включающих нравственные характеристики.
Специалисты по эволюционной биологии также искали великого магистра социальной эволюции – комбинацию внешних сил и условий окружающей среды, награждавших обладателей высокого
социального интеллекта долгой жизнью и успешным воспроизводством.
Есть основания предположить, что введение этого понятия в американскую психологию стало реакцией на шокирующие человечество поступки людей (расстрел одноклассников, студентов) и отсутствие во многих тестах
социального интеллекта измерения моральных аспектов межличностного взаимодействия.
Принцип единства сознания и деятельностив применении к пониманию социально-психологической природы
социального интеллекта тесно связан с процессами взаимодействия и активностью «деятельностной» личности.
Для реализации этих функций
социальный интеллект обеспечивает создание (конструирование) «картины» социально-психологического взаимодействия (и отражения себя личностью как части этой «картины») и воздействие личности на собственное поведение (саморегуляция), на процесс и людей, включённых в это взаимодействие.
Тогда
социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности – обобщённой и опосредованной.
Более того, оно является в большой мере системообразующим фактором, из которого выводятся другие особенности
социального интеллекта.
Другими словами, в определение
социального интеллекта вводится не просто познавательный, когнитивный аспект, как в случае любого другого вида интеллекта, но и аспект поведенческий, влияние на среду.
Другими словами, получается, что понятие
социального интеллекта излишне, а успешность понимания социальной ситуации и умение адекватно себя вести зависят просто от вербального интеллекта.
Проблема
социального интеллекта привлекает в последнее время всё большее внимание исследователей.
Было показано, что
социальный интеллект достаточно успешно предсказывает некоторые жизненные достижения.
Способность передавать свои эмоции другим тоже проявление
социального интеллекта.
Люди с развитым
социальным интеллектом могут демонстрировать взгляды и поведение, выходящие за рамки социально приемлемого.
Одним из следствий континуального характера процессов
социального интеллекта является своеобразие их отношения к речи и вербализации.
Дипломатичность – это часть
социального интеллекта человека. Её отсутствие очень дорого обходится как в бизнесе, так и в жизни.
Именно
социальному интеллекту, роль которого мы проиллюстрировали литературной ссылкой, посвящена эта книга.
Конечно же, для плодотворного развития проблематики
социального интеллекта необходимы экспериментальные исследования широкого круга связанных с ним вопросов.
Такой подход – естественная реакция на относительно низкие корреляции
социального интеллекта с другими видами интеллекта и относительно высокие – с личностными свойствами.
Развитый
социальный интеллект предполагает, что человек способен сначала выслушать замечания, а уже потом отреагировать.
Если тесты интеллекта можно считать образцом психометрической надёжности, то измерение
социального интеллекта довольно проблематично.
Может показаться, что эмоциональный интеллект – частный случай
социального интеллекта.
В сфере
социального интеллекта вырабатывается подход, понимающий человека не просто как вычислительный механизм, а как когнитивно-эмоциональное существо.
Однако существующие данные о связи
социального интеллекта с личностью, если их проанализировать чуть конкретнее, по-видимому, свидетельствуют о другом.
Мозг всех людей в эти периоды уменьшался, череп становился меньше, эволюция шла в сторону формирования
социального интеллекта в большей степени, чем предметного.
Социальный интеллект антропоморфного робота это способность правильно понимать поведение людей.
Установлено, напр., что показатели труда выше у работников, к-рые имеют более высокий показатель
социального интеллекта и EQ; что низкий уровень этого показателя у управляющего персонала высшего и среднего звена является сигналом возможной неудачной карьеры; что лучших результатов добиваются управляющие и лидеры с выраженной эмоциональной компетентностью и т. п.
У детей возникает дистанцированность от взрослых, родителей; появляются проблемы социализации и адаптации к окружающей среде; нарастает дефицит
социального интеллекта.
Олпорт в 1937 г. определил
социальный интеллект как способность высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека.
В то же время этот подход не позволяет объяснить специфические черты
социального интеллекта, которые отмечались выше: невысокую нагрузка по фактору общего интеллекта, корреляцию с личностными чертами.
Повысить ваш
социальный интеллект помогут приведённые ниже упражнения.
II подход рассматривает
социальный интеллект как самостоятельный вид интеллекта, обеспечивающий адаптацию человека в социуме и направленный на решение жизненных задач.
Анализ композитной оценки
социального интеллекта студентов-медиков в разные периоды обучения на первом курсе выявил следующие результаты.
При этом в обоих случаях композитная оценка
социального интеллекта студентов-медиков не выходит за рамки средневыборочной нормы.
Проведённые нами в 2002 г. исследования
социального интеллекта показали особенности его развития в юношеском возрасте (Белоусова, Вышквыркина, 2005).
Изучение
социального интеллекта антропологами, биологами-эволюционистами и психологами открывает нам новые перспективы в изучении связи между религией и социальной жизнью.
На основании статистического анализа полученных данных и сопоставления их с данными группы нормы авторы делают справедливый вывод о выраженном снижении у исследованных больных
социального интеллекта.
Социальный интеллект нельзя оценить с помощью традиционных нейрокогнитивных методов.