Риски интернет-коммуникации детей и молодежи

Коллектив авторов, 2019

Учебное пособие разработано по результатам деятельности специалистов МПГУ в рамках реализации государственного задания Минобрнауки России от 15 мая 2018 г. № р-370 «Координация подготовки вожатских кадров и их сопровождения, создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления на федеральном уровне». Учебное пособие может быть использовано в процессе реализации курса «Основы вожатской деятельности», рекомендованного Минобрнауки России (письмо № ТС – 566/09 от 08.08.2017) для включения в основные профессиональные образовательные программы высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки. Материалы пособия адресованы преподавателям курса «Основы вожатской деятельности», студентам, учителям, вожатым, специалистам в области воспитания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риски интернет-коммуникации детей и молодежи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Педагоги и вожатые как медианавигаторы

В соответствии с законодательством РФ под информационной безопасностью ребенка понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой посредством сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. В общем случае под риском или угрозой понимают возможность наступления некоего события, влекущего за собой негативные последствия [12, с. 43]. Сохранение социального здоровья детей сегодня представляется важнейшей задачей всех, кто занимается образованием и воспитанием молодого поколения в цифровую эпоху.

По данным Общественной палаты Российской Федерации, 84% российских детей являются пользователями Интернета; 10 лет — средний возраст, с которого ребенок делает это вполне самостоятельно, без помощи родителей; при этом только в российском сегменте соцсети «ВКонтакте» в «группах смерти», по состоянию на март 2017 г., состояло более 70 тысяч подростков [15]. Те риски, с которыми сталкивается ребенок в Интернете, часто приводят к тяжелым психологическим травмам, справиться с которыми ребенку самостоятельно не под силу. У детей возникает дистанцированность от взрослых, родителей; появляются проблемы социализации и адаптации к окружающей среде; нарастает дефицит социального интеллекта.

Речь идет об угрозах нового типа, к которым зачастую не готовы ни семья, ни школа, ни, конечно, сами дети. Это и суицидальные «игры», деструктивные группы в социальных сетях, это сайты, распространяющие информацию о наркотиках, порнографию, разжигающие национальную рознь. Это экстремисты и террористы, которые занимаются вербовкой молодежи через социальные сети и мессенджеры, используя манипулятивные технологии: вызвать доверие, чем-то заинтересовать, поддержать непонятого родителями, сверстниками, учителями подростка, чем-то помочь, что-то купить, просто встретиться погулять. Цель виртуального «знакомого-друга» — проникнуть в мысли собеседника, стать частью его существования и постепенно менять картину реальности. Примеров тому множество. «Жертва» может долго не понимать, в какой «сети» она оказалась [12, с. 45].

Для обеспечения информационной безопасности детей перед нами стоит общая задача правильно и оперативно оценить степень угрозы информации, которую они получают или передают [12, с. 45].

Формирование основных навыков общения, отбора и обмена информацией возможно в различных формах: в процессе учебной деятельности, во внеурочных формах работы, в форме личного общения «взрослый — ребенок»; через консультирование и информирование [12, с. 45].

В условиях, когда более 50% детей и молодежи в Российской Федерации живут круглые сутки в Сети и путешествуют там без контроля, осознанности и надежной медийной навигации, возникает необходимость в особом виде образования, с помощью которого можно предотвратить риски интернет-коммуникации и избежать тяжелых последствий бездумного поведения в виртуальной среде. Речь идет о медиаобразовании как профилактике информационного здоровья детей и подростков.

Очевидно, что только глубокие познания и компетенции, а также продолжающееся научное изучение интернет-пространства способны помочь распознать и вовремя пресечь деструктивные технологии влияния на подрастающее поколение. Педагоги и вожатые здесь оказываются теми медианавигаторами, от которых во многом зависит медиабезопасность наших детей.

Т.Н. Владимирова, доктор педагогических наук, проректор МПГУ

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риски интернет-коммуникации детей и молодежи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я