Национальное самосознание играет важную, компенсаторную, роль в период, когда действия рынка ломают прежние, более простые формы
социальной солидарности.
Традиционные механизмы
социальной солидарности разрушены, а новые ещё не созданы.
Конечно, и искусство может способствовать
социальной солидарности, но только если оно создаст свой образ социального, а не просто тронет душу множества людей.
Но для более эффективной централизации необходима была также новая идентичность и новая система
социальной солидарности.
Стягивая людей из различных регионов и провинций страны, они, таким образом, символически замещали взаимодействие лицом к лицу, которое лежало в основе
социальной солидарности в физических сообществах, на новый тип социальных уз и взаимодействия, подпитывая тем самым идею виртуального воображённого сообщества.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: матрицирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Среди них: придание морали первостепенного значения среди различных сфер социальной жизни; необходимость и возможность её научного изучения; неокантианский подход, соединяющий естественно-научный детерминизм с присущей морали идеей свободы; стремление объединить идею священности человеческой личности и идею
социальной солидарности и т. д.
Если в архаических обществах
социальная солидарность основывается на практически полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», то есть, практически, на поглощении личности обществом, то в более современных общественных системах она основывается на автономии индивидов, разделении функций, функциональной зависимости и взаимообмене.
Наконец, на пятом этапе, начало которого автор относит к XX в., индивидуалистские ассоциации заменяются коллективистскими, которые исповедуют
социальную солидарность в форме бюрократического социализма, синдикализма или коммунизма.
Это суффийский ислам, где сильна
социальная солидарность.
Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из них является ведущей той, которая обеспечивает
социальную солидарность, т. е. осуществляет интегративную функцию.
Он помогает возродить дух
социальной солидарности, который сплачивал китайское общество в годы первой пятилетки, но потускнел в условиях рыночных отношений.
И радость расслабления в компании, и появляющаяся в результате этого
социальная солидарность исчезают за неимением мест, где они могли бы существовать.
Интернет-сообщества упрощают коммуникацию и создают новые основания для развития
социальной солидарности.
Такие действия способствуют укреплению
социальной солидарности и улучшению качества жизни в местности.
Здесь и антипатия к чрезмерному сосредоточению власти – будь то в руках государства или любой другой организации; поддержка демократической формы правления, но с ограниченными полномочиями, отчасти для того, чтобы не допустить появления слишком могущественных лидеров, но отчасти и из уважения к достоинству личности; и мощное чувство
социальной солидарности, основанное на осознании того факта, что для функционирования общественной системы необходимо, чтобы каждый вносил свою лепту в поддержание климата взаимного уважения и учёта интересов других, принимая на себя моральные обязательства, вытекающие из иудеохристианской традиции.
Ещё один важнейший аспект такого диагностического исследования – это анализ динамики изменения всей композиции оснований
социальной солидарности людей, причин, по которым возникают их устойчивые коллективные объединения – социальные, этнические, религиозные, политические, культурно-досуговые, по увлечениям и т. п.
Под влиянием неолиберализма разрушаются институты
социальной солидарности, стандарты в области рабочего и социального законодательства, открываются возможности неконтролируемой эксплуатации.
Лишь в последнее время начали предприниматься попытки вернуться к более комплексному рассмотрению феномена
социальной солидарности.
Ислам опирается на принцип
социальной солидарности и приоритет общественных интересов, сбалансированных с личными интересами членов общины.
Тем самым рациональность в данном случае приобретает значение социальной нормы, отражающей социокультурные особенности обществ и обеспечивающей
социальную солидарность.
Другое бурно развивающееся направление в социологии – исследование
социальных солидарностей.
Лишь начиная с 1960-х годов в процессе становления советской профессиональной социологии начали предприниматься попытки рассмотрения
социальной солидарности без жёсткой привязки к доминировавшим идеологическим установкам.
Чтобы говорить о признании в качестве нации, явно необходимы
социальная солидарность – определённая степень сплочённости между членами предполагаемой нации и коллективной идентичности, признание целого его членами и осознание индивидом себя в качестве части этого целого.
Какие ещё черты должны в идеале присутствовать для того, чтобы называть население, обладающее
социальной солидарностью и коллективной идентичностью, нацией?
Этот способ осмысления
социальной солидарности, коллективной идентичности и связанных с ними вопросов (например, политической легитимности) играет решающую роль и в производстве националистического самопонимания, и в признании националистических притязаний другими.
Если общество приходит в упадок, находится в кризисном состоянии, то и личность предпринимает попытки выйти за пределы
социальной солидарности, совершать противоправные деяния.
Разумеется, в данном случае имеются в виду не политическая идеология, а те или иные способы инициирования и стимулирования добровольного социально адекватного поведения населения, в основе которого лежит желание людей действовать в соответствии со своим базовыми и текущими актуальными ценностными установками (нравственными, патриотическими, религиозными, политико-идеологическими, теми или иными соображениями
социальной солидарности и пр.).
Изучение актуального состояния
социальной солидарности и её динамики является важнейшей составляющей всей работы по экспертизе и диагностике социокультурного состояния общества.
Исследование динамики
социальной солидарности показывает основную векторную направленность путей развития ситуации, наблюдающейся в настоящее время.
Это качественно повысит солидарность, в том числе
социальную солидарность нашего общества, не на словах, а на деле обеспечит единство российского народа.
Следование им в соответствии с принятыми ожиданиями – необходимая предпосылка
социальной солидарности и взаимопонимания между людьми.
Если в архаических обществах
социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причём «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределённым и действует в более ограниченной сфере.
Таким образом выражался не только протест против официальной идеологии юбилея, представлявшей победу в войне как результат единения самодержавной власти, народа и церкви, в духе теории официальной народности, но создавался героический и славный образ интеллигенции (в чём она особо нуждалась в контексте споров после первой русской революции о роли интеллигенции в обществе и её сущности, публикации знаменитого сборника «Вехи»), звучал призыв к
социальной солидарности интеллигенции как группы через обращение к историческому опыту прошлого и традициям интеллигенции.
Обращение нашего исследовательского коллектива к теме
социальной солидарности было далеко не случайным.
Однако в целом в социологии второй половины XX – начала XXI в.
социальная солидарность рассматривалась преимущественно в специализированных аспектах, и основное внимание исследователей было сфокусировано на отношениях солидарности внутри отдельных групп.
Такая установка, или иначе – уникальная институциональная схема, – основанная на личном авторитете учителя, определяемая отношениями между учителем и учеником, скреплённая понятием «иджаза» и регулируемая особой «связующей нитью» интеллектуальной элиты (сохраняющей
социальную солидарность), включающая «персональный» и «неформальный» характер передачи знаний, была детищем классического ислама.
Вместо личной свободы и автономии индивида доминирующая этика того времени делала акцент на ценностях
социальной солидарности, долга перед семьёй, общиной, государством и справедливости.
Суть теории солидаризма в том, что правила
социальной солидарности – это объективное право.
Отказать кому-либо в признании травмы – значит, как максимум, уйти от ответственности, как минимум – помешать расширению границ
социальной солидарности.
Он полагает, что сегодня возникает явление «активного доверия» как начало новой эпохи
социальной солидарности, которую он называет «организационной» (organizational solidarity).
–
Социальная солидарность идёт на убыль, процветает накопительство, усиливается имущественное расслоение и поляризация общества.
Не всякое высшее целое «мистично»; не ко всякому можно приобщиться путём внутреннего углубления, отбросив путь
социальной солидарности.
Одним из последствий этого стало разрушение самого сильного из типов
социальной солидарности – персональной солидарности с собственными родителями, семьёй и т. д.
Важнейшим результатом событий стала проявленная широкая
социальная солидарность, опирающаяся на высокое «классовое сознание» соответствующих слоёв.
Именно это событие и считается моментом рождения в европейской культуре идеи сакрального –некоего имманентного и универсального содержания, что составляет фундамент любой религии, служит залогом
социальной солидарности, и при этом зачастую выражается в фигуре жертвы, опосредующей одно с другим.
Она предлагает фальшивую
социальную солидарность и равенство, которые уже давно разрушают общество, ослабляют семью, рабочий стимул, гасят желание экономить и вводить новшества, вызывают отвращение у способных лиц что-либо доказывать или создавать, позволяют ленивым и хитрым жить относительно хорошо.
Нечто большее, чем простая
социальная солидарность, продиктованная всеобщей неудовлетворённостью миром, стало маячить передо мной.
Нации становятся новым субъектом исторического процесса и новыми базами лояльности и постепенно вытесняют и замещают устаревшие формы
социальной солидарности.
При этом культура, главное содержание которой образуют ценности, задаёт смысловые ориентации социальных действий, выступая как главный организующий механизм
социальной солидарности и взаимодействия, опирающихся на одинаковую интерпретацию ценностей.