Взгляд на субъективные факторы как на играющие решающую роль в историческом процессе и в организации человеческих объединений был доминирующим в истории
социальной мысли и остаётся таковым в современном западном мире.
Точно так же обстоит дело с западной сферой
социальной мысли, в которой на самом деле доля научного подхода не превышает таковую в марксизме.
Мыслитель предпочитал работать с научными концепциями в их целостности и, совершенствуя свою методологию, находить для них место в движении
социальной мысли и в актуальной для современности проблематике.
Но в 1930-х годах политические убеждения мыслителя заставили его в ещё более радикальной форме пересмотреть свои социологические воззрения в пользу отказа от заимствований и аналогий с немецкой
социальной мыслью.
И не только слово, но и сама идея социологии, а вместе с ней и идея социальности, общества как реального морального авторитета, так или иначе присутствовали и разрабатывались во французской
социальной мысли.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нормотворческий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Развитие
социальной мысли на рубеже XIX и XX вв. привело к появлению взглядов, когда прежние оппозиции перестали быть основополагающими, когда стала возможной критика абсолютизации роли разума.
Но современный телеологический мейнстрим отбросил эти достижения
социальной мысли.
Таким образом, в истории
социальной мысли формируется определённая устойчивая альтернатива по отношению к базовым основаниям общественного устройства: «порядок, контроль и равенство распределения» и «свобода и равенство прав».
Даже самый сюжет ужасен: у нас как-то принято, что бурлаки всего более способны изображать известную
социальную мысль о неоплатном долге высших классов народу.
Тем не менее утопии тесно связаны с главным направлением
социальной мысли своего времени, хотя на его вопросы они отвечают иначе, чем теоретики политики и государства.
Мы довольно сильно акцентировали религиозный характер средневековой
социальной мысли.
Соглашусь с выводом, что история
социальной мысли включает в себя всё многообразие и богатство знаний об обществе…
Внесистемная
социальная мысль продолжает решать ребус сирийской войны.
Однако стоицизм оказал серьёзное влияние на развитие социологического воображения, внеся свой вклад в формирование ресурса понятий, без которых будущая
социальная мысль была бы невозможной.
Этот заход на определённом этапе развития
социальной мысли становится исключительно эффективным средством социологической экспансии.
Излагая историю зарубежной и отечественной социологии экономической жизни, автор стремится донести до читателя достижения мировой
социальной мысли, показать логику её развития, раскрыть классический этап становления экономической социологии как этап её теоретической подготовки, формирования исходной методологии – принципов анализа реальных процессов под углом зрения взаимосвязи экономики и общества, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения этих взаимосвязей.
Таким образом, как замечает и сам автор, полилогия есть попытка переработки «самих фундаментальных оснований в научной картине современного социума, а в итоге выступить метатеорий или, попретенциозней, новой дисциплиной
социальной мысли и слова в революционной переорганизации социального познания в субординации всех его основных потоков».
Равно как и в традиции
социальной мысли.
Анализируя зачастую диаметрально противоположные точки зрения крупнейших представителей
социальной мысли, автору удаётся «высветить» многогранность и глубину общественной проблематики и обосновать право на существование различных концептуальных решений.
Несомненной заслугой античной
социальной мысли является идея разделения частных и публичных правоотношений.
Внутри внешне плавной динамики исторического развития
социальной мысли обнаруживаются резкие контрасты и поляризации, глубокие расхождения позиций, превращающих весь исторический процесс в многоактную интеллектуальную драму погони человеческого разума за ускользающей истиной.
Второй – это процесс секуляризации как постепенное освобождение
социальной мысли, общественного и индивидуального сознания от власти церковных догматов и традиционных стереотипов религиозного миросозерцания.
Поэтому не случайно в современную гуманитарную и
социальную мысль вошла неразрывно связанная с категорией «риска» такая новая категория, как «безопасность».
После, до 1960 г., когда в обществе царили марксистские взгляды,
социальная мысль уже не придавала этому аспекту культуры никакого значения.
От врагов славяне уходили, и эта концепция «ухода» – от врага, от государства, от барина, легенда о стране «Беловодье», где все люди живут мирно и в братстве надолго станет одним из основных рефренов
социальной мысли русского крестьянства.
Она служила плацдармом, на котором оттачивалась
социальная мысль, играла роль своеобразного духовного тренинга.
Наконец, значимой с точки зрения влияния на
социальную мысль чертой прагматизма был его программный антидуализм, отменяющий традиционную оппозицию между душой и телом, сознанием и бытием, мышлением и действием, организмом и средой, индивидом и обществом.
И стремление это, даже не из за борьбы за рынки и ресурсы, а более того, от понимания возможности победы русской миролюбивой
социальной мысли братства и равенства над эксплуататорской капиталистической мыслью европейской элиты, паразитирующей на собственных народах и желающей экспроприировать весь мир.
Ведь именно человечество само со временем определиться, какие традиции останутся частью общества, а какие выродятся в процессе эволюции
социальной мысли и социальной морали.
Если бы потребовалось указать один признак, наиболее полно и содержательно вбирающий в себя всю своеобразность политикоправовой и
социальной мысли западной культуры, квинтэссенцию духа её творческого поиска, то мы, без сомнения, отдали бы предпочтение началу индивидуализма.
Наш ответ заключается в том, что такой индивид представляет собой динамическую комбинацию мотиваций, знаний и чувств, которые взаимодействуют друг с другом, порождая широкий спектр
социальных мыслей и социальных действий.
Даже занимая определённую позицию по отношению к социализму или коммунизму, социологи XIX века часто имели в виду иные, чем марксизм, направления
социальной мысли.
В средневековой
социальной мысли такая оппозиция явно ослабевает или вообще исчезает.
Могло бы показаться, что эти философии не имеют особого значения в истории
социальной мысли.
Апелляцию к толпе демократы превозносят как высшее достижение
социальной мысли.
Именно в рамках этого направления
социальной мысли в XIX в. сложились теоретические основы социализма (как интернационального социализма – коммунизма, так и националистического социализма – национал-социализма).
Таким образом, как замечает автор, полилогия есть попытка переработки «самих фундаментальных оснований в научной картине современного социума, а в итоге выступить метатеорий или, попретенциозней, новой дисциплиной
социальной мысли и слова в революционной переорганизации социального познания в субординации всех его основных потоков».
Тем не менее речь всё же идёт о важном эпизоде истории
социальной мысли, который, как мы увидим, будет иметь весьма серьёзные последствия в виде возникновения так называемого «западного марксизма».