Эти реальности человека в
соматической медицине и психиатрии реализуются по-разному.
Хирургия и
соматическая медицина очень рано, ещё в период создания гомеровского эпоса, вступили на путь трезво-практических наблюдений и систематизированного опыта.
В
соматической медицине проблема болезнь – патология не стоит столь остро, как в психиатрии, где оценка состояния пациента имеет социально значимое звучание.
Вся её методология и лечебно-диагностические аспекты непосредственно связаны с представлениями о биологической природе человека и с принципами
соматической медицины.
Однако существующее в медицине разделение на
соматическую медицину и психиатрию предполагает, что предмет исследования и понимание сущности пациента у них разные.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: атласец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Она имеет свою специфику, не совпадающую с принципами и методами естественнонаучного подхода, широко используемого в
соматической медицине.
Несмотря на успехи современной психотерапии в практической
соматической медицине, в том числе и при различных видах речевой патологии, эта проблема остаётся актуальной до настоящего времени.
В
соматической медицине подобный критерий отсутствует, поскольку отсутствует необходимость оценки социально значимых сторон деятельности человека.
Предмет
соматической медицины – естественная природа человека, физическое здоровье, болезни объективно существующего организма.
Внутренний психический опыт состоит из фрагментов, которые, в отличие от объективного внешнего, перцептивного опыта
соматической медицины, не имеют пространственных границ.
Лишь в XIX в. на фоне успехов
соматической медицины возникли биологические модели психических расстройств, ставшие на долгие годы доминирующими моделями в психиатрии.
Первыми биологическими моделями были соматические модели: описывающие механизмы психических расстройств по аналогии с
соматической медициной как следствие поражения тех или иных систем организма.
Можно ли научные методы
соматической медицины (клинические, параклинические), предназначенные для объективной оценки функционального состояния организма, использовать для понимания субъективных психических явлений, внутреннего мира пациента, его переживаний, психического опыта?
Однако исторически сложившееся разделение медицины на соматическую и психиатрию предполагает различие у них предмета познания:
соматическая медицина – патология организма (объективной реальности), психиатрия – нарушения психики человека (субъективной реальности).
Однако, несмотря на различия предмета познания,
соматическая медицина и психиатрия по факту используют одну и ту же естественнонаучную методологию, методологию соматической медицины, ориентированную на нарушение функций организма.
Применительно к патологии это область
соматической медицины – терапия, хирургия и все прочие «телесноориентированные» специальности.
Диагностика нормы и патологии, здоровья и болезни в
соматической медицине базируется на соответствии или несоответствии анатомо-физиологического состояния органов и систем определённым «среднестатистическим» стандартам.
Несмотря на различия предмета познания,
соматическая медицина и психиатрия по факту используют одну и ту же естественнонаучную методологию, методологию соматической медицины, ориентированную на нарушение функций организма.
Хронические психические расстройства требуют того же подхода, который выработала
соматическая медицина к хроническим состояниям.
Так и пребывала у меня эта колода в одиночестве, пока
соматическая медицина и психосоматика в фокусе моих профессиональных интересов постепенно дополнялись индивидуальными и групповыми психотерапевтическими практиками.
Такие исследования становятся ведущими в
соматической медицине XX века.
Соответственно,
соматическая медицина раньше смогла начать научно изучать материальные причины заболеваний, чем это произошло в психиатрии.
Производной этого кризиса является невозможность чёткого разграничения таких понятий как:
соматическая медицина / психиатрия, тело / душа, болезнь / расстройство, объективное / субъективное, симптом / феномен.
Именно картезианская философия, с её искусственным жёстким разделением и даже противопоставлением «тела» и «души», в своё время позволила
соматической медицине освободиться от влияния религии и мистики, от представления о «божьем наказании» за действительные или мнимые «грехи» как о единственной возможной причине соматических заболеваний раньше, чем это же случилось с психиатрией.
Такой унифицированный подход к пониманию совершенно различных эвристических терапевтических мишеней в психиатрии и
соматической медицине, на наш взгляд, является очередным креном в сторону биологической редукции психических расстройств.
При этом прогресс в нейропсихологии выражается как в увеличении количества нейропсихологических методик, так и в расширении сферы их применения не только в неврологии и нейрохирургии, но и в психиатрии, геронтологии,
соматической медицине, в сферах нормального и коррекционного обучения и в ряде других областей профессиональной деятельности психологов.
В-третьих, создатели книги постоянно подчёркивают и подтверждают историческими примерами как правомерность существования психиатрии как отдельной научной дисциплины, так и её неразрывную связь с неврологией, нейробиологией и общей
соматической медициной.
Требует также глубокого осмысления и замены заимствованный у
соматической медицины метод объективного клинического исследования.
Психиатрия спокойно восприняла и сделала своей методологической основой идеи медицинского позитивизма, адекватные для возможности объективного исследования в
соматической медицине и неприемлемые для изучения субъективных психопатологических феноменов.
В последующие века с развитием медицины и точных наук произошло разобщение науки врачевания на
соматическую медицину, занимающуюся только вопросами тела, и психологию с психиатрией, к которым относятся вопросы душевной сферы человека.
Авторы систематически показывают тесную историческую связь психиатрии и философии – более тесную, чем связь философии и общей
соматической медицины, – и на исторических примерах доказывают, что без прочного идейно-философского, гуманистического базиса невозможны ни понимание психиатрии, ни её дальнейшее развитие.
По существу, использование в психиатрии доказательств, возможных и естественных в рамках естественнонаучных оснований
соматической медицины, совершенно бессмысленно в рамках гуманитарно-ориентированных подходов.
Наряду с психиатрией клиническая арт-терапия представлена в таких областях медицины, как
соматическая медицина (профилактика и лечение острых и хронических заболеваний внутренних органов), паллиативный уход, профилактическая медицина, гериатрия, педиатрия.