Хирургия и
соматическая медицина очень рано, ещё в период создания гомеровского эпоса, вступили на путь трезво-практических наблюдений и систематизированного опыта.
Здесь есть существенное отличие от
соматической медицины, где знание нюансов имеет отношение к этиологии и патогенезу болезни.
Так и пребывала у меня эта колода в одиночестве, пока
соматическая медицина и психосоматика в фокусе моих профессиональных интересов постепенно дополнялись индивидуальной и групповой психотерапевтической практикой.
Ведь используют же нейролептики и транквилизаторы в
соматической медицине.
Мог ли такой массовый протест быть игнорирован в
соматической медицине?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разверчивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Такие исследования становятся ведущими в
соматической медицине XX века.
Она имеет свою специфику, не совпадающую с принципами и методами естественнонаучного подхода, широко используемого в
соматической медицине.
Диагностика нормы и патологии, здоровья и болезни в
соматической медицине базируется на соответствии или несоответствии анатомо-физиологического состояния органов и систем определённым «среднестатистическим» стандартам.
Требует также глубокого осмысления и замены заимствованный у
соматической медицины метод объективного клинического исследования.
Считается нравственно допустимым как бы «обстругать» этот процесс, лишить его остроты, внешних атрибутов, вызвать по возможности стойкую «ремиссию» – ещё одно понятие, занесённое из
соматической медицины.
Предмет
соматической медицины – естественная природа человека, физическое здоровье, болезни объективно существующего организма.
Авторы систематически показывают тесную историческую связь психиатрии и философии – более тесную, чем связь философии и общей
соматической медицины, – и на исторических примерах доказывают, что без прочного идейно-философского, гуманистического базиса невозможны ни понимание психиатрии, ни её дальнейшее развитие.
Лишь в XIX в. на фоне успехов
соматической медицины возникли биологические модели психических расстройств, ставшие на долгие годы доминирующими моделями в психиатрии.
В-третьих, создатели книги постоянно подчёркивают и подтверждают историческими примерами как правомерность существования психиатрии как отдельной научной дисциплины, так и её неразрывную связь с неврологией, нейробиологией и общей
соматической медициной.
При этом прогресс в нейропсихологии выражается как в увеличении количества нейропсихологических методик, так и в расширении сферы их применения не только в неврологии и нейрохирургии, но и в психиатрии, геронтологии,
соматической медицине, в сферах нормального и коррекционного обучения и в ряде других областей профессиональной деятельности психологов.
В последующие века с развитием медицины и точных наук произошло разобщение науки врачевания на
соматическую медицину, занимающуюся только вопросами тела, и психологию с психиатрией, к которым относятся вопросы душевной сферы человека.
Соответственно,
соматическая медицина раньше смогла начать научно изучать материальные причины заболеваний, чем это произошло в психиатрии.
Несмотря на различия предмета познания,
соматическая медицина и психиатрия по факту используют одну и ту же естественнонаучную методологию, методологию соматической медицины, ориентированную на нарушение функций организма.
Такой унифицированный подход к пониманию совершенно различных эвристических терапевтических мишеней в психиатрии и
соматической медицине, на наш взгляд, является очередным креном в сторону биологической редукции психических расстройств.
В
соматической медицине подобный критерий отсутствует, поскольку отсутствует необходимость оценки социально значимых сторон деятельности человека.
Наряду с психиатрией клиническая арт-терапия представлена в таких областях медицины, как
соматическая медицина (профилактика и лечение острых и хронических заболеваний внутренних органов), паллиативный уход, профилактическая медицина, гериатрия, педиатрия.
Однако, несмотря на различия предмета познания,
соматическая медицина и психиатрия по факту используют одну и ту же естественнонаучную методологию, методологию соматической медицины, ориентированную на нарушение функций организма.
Эти реальности человека в
соматической медицине и психиатрии реализуются по-разному.
Обезболивающие и устраняющие дискомфорт препараты в
соматической медицине представлены в сложном комплексе терапевтического и хирургического вмешательства, в клинической же психиатрии последних десятилетий они становятся центральной, часто единственной целью лекарственного воздействия.
В
соматической медицине проблема болезнь – патология не стоит столь остро, как в психиатрии, где оценка состояния пациента имеет социально значимое звучание.
Именно картезианская философия, с её искусственным жёстким разделением и даже противопоставлением «тела» и «души», в своё время позволила
соматической медицине освободиться от влияния религии и мистики, от представления о «божьем наказании» за действительные или мнимые «грехи» как о единственной возможной причине соматических заболеваний раньше, чем это же случилось с психиатрией.
Внутренний психический опыт состоит из фрагментов, которые, в отличие от объективного внешнего, перцептивного опыта
соматической медицины, не имеют пространственных границ.
Производной этого кризиса является невозможность чёткого разграничения таких понятий как:
соматическая медицина / психиатрия, тело / душа, болезнь / расстройство, объективное / субъективное, симптом / феномен.
По существу, использование в психиатрии доказательств, возможных и естественных в рамках естественнонаучных оснований
соматической медицины, совершенно бессмысленно в рамках гуманитарно-ориентированных подходов.
Можно ли научные методы
соматической медицины (клинические, параклинические), предназначенные для объективной оценки функционального состояния организма, использовать для понимания субъективных психических явлений, внутреннего мира пациента, его переживаний, психического опыта?
Этот невысказанный вопрос родственников скрыто присутствует на каждом врачебном приёме, потому что временное облегчение состояния больного, снижение амплитуды патологического напряжения не решает проблем его социализации, как это происходит в
соматической медицине.
Однако исторически сложившееся разделение медицины на соматическую и психиатрию предполагает различие у них предмета познания:
соматическая медицина – патология организма (объективной реальности), психиатрия – нарушения психики человека (субъективной реальности).
Однако существующее в медицине разделение на
соматическую медицину и психиатрию предполагает, что предмет исследования и понимание сущности пациента у них разные.
Применительно к патологии это область
соматической медицины – терапия, хирургия и все прочие «телесноориентированные» специальности.
Первыми биологическими моделями были соматические модели: описывающие механизмы психических расстройств по аналогии с
соматической медициной как следствие поражения тех или иных систем организма.
Хронические психические расстройства требуют того же подхода, который выработала
соматическая медицина к хроническим состояниям.
Вся её методология и лечебно-диагностические аспекты непосредственно связаны с представлениями о биологической природе человека и с принципами
соматической медицины.
Психиатрия спокойно восприняла и сделала своей методологической основой идеи медицинского позитивизма, адекватные для возможности объективного исследования в
соматической медицине и неприемлемые для изучения субъективных психопатологических феноменов.