Для
современного психоанализа наиболее важным является не создание единой всеобъемлющей теории, а развитие новых направлений.
Отличают его стремление к психоаналитической синтетичности, преодолевающей исторический раскол юнгианства и фрейдизма, близость к
современному психоанализу, в первую очередь, кляйнианскому, опора на теории развития.
Спотниц (2004) сформулировал понятие
современного психоанализа в виде специфической операциональной теории и терапевтического подхода к клиентам, страдающим от тяжёлых доэдипальных расстройств.
Предвосхитив постулаты
современного психоанализа, великий русский учёный отделил путь логического убеждения, воздействующий на личное сознание при посредстве обдумывания и осмысленной переработки, и внушение, проникающее в психическую сферу помимо личного сознания, ведущее «непосредственно во внутренние покои нашей души».
Мы настаиваем на понятии акта ещё и потому, что в современной психологии, равно как и в
современном психоанализе, в качестве оппозиции категориям «деятельность», «орудие» выдвигаются категории «общение», «слово», причём имеется в виду прослеживание собственной жизни некоторой самосущей реальности, не отделимой средствами физического исследования (внешнего наблюдения) от наблюдений сознательной жизни и смысла.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: этикетчица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если в современной философии тело понимается как «решающий момент в генезисе объективного мира» (Мерло-Понти, 1999), а в
современном психоанализе оно представляет собой первичную, «ядерную» форму существования субъекта (Bergeret, 2000), то для психологии его как бы не существует.
Фактически он уже не существует, он умер вместе со своим творцом, а
современный психоанализ движется в сторону несколько иных смыслов и целей.
Впрочем, брейеровская гипотеза о гипноидных состояниях оказалась излишней и даже задерживающей дальнейшее развитие метода, почему и оставлена
современным психоанализом.
Аналогичные символы, так называемые архетипы, встречаются и в сновидениях, и в гадании на кофейной гуще, и в
современном психоанализе.
Как и статьи предыдущих пяти выпусков, они представят российскому читателю многостороннюю и динамичную панораму
современного психоанализа, позволят увидеть, как сегодня он практикуется и осмысляется в различных психоаналитических культурах, традициях и странах.
В
современном психоанализе, например, сепарация – это интрапсихический процесс, входящий в структуру сепарации-индивидуации, благодаря которому индивид приобретает чувство себя как самостоятельной и независимой от объекта целостности.
В данном случае это будет также достаточно хорошо аргументированная позиция
современного психоанализа применительно к теме «бизнес и война».
Современный психоанализ переживает кризис, который при поверхностном взгляде проявляется в определённом уменьшении числа студентов, стремящихся к подготовке в психоаналитических институтах, а также в числе пациентов, обращающихся за помощью к психоаналитикам.
Незаметно истаяло внимание к художественным фильмам, как варианту
современного психоанализа.
Разница лишь в том, что для
современного психоанализа они – проявление коллективного бессознательного, а в старые времена – одно из свойств металлов.
Они также изучали всё то, что сегодня известно как комплексы, фрустрации и т. д., но не с позиций
современного психоанализа, а с позиций психосинтеза – пытаясь синтезировать все психологические элементы, с тем чтобы открыть единство, фундаментальный закон, который управляет человеческой психикой.
Нюансы проблемы воспоминания в
современном психоанализе обсуждаются в настоящем выпуске в разделе «Современные диалоги».
Уделяется внимание и вопросу, который нельзя проигнорировать – возможности «несимволической» реальности, которая, в частности, всерьёз предполагается в некоторых направлениях
современного психоанализа.
Поле новой «парадигмы травмы», которая получила развитие в
современном психоанализе, можно уподобить «взору открытого глаза» эскимосской маски.
Современный психоанализ доказывает, что чем раньше ребёнок вступает в пространство социального взаимодействия как равный субъект общения и речи, тем раньше диада «мать– ребёнок» перевоплощается в триаду «мать – отец – ребёнок», «родители– ребёнок – общество», тем устойчивее структурируется психическое развитие ребёнка, тем гармоничнее психосоматическое единство и равновесие.
Однако этот диалог показывает не только то, насколько различается их понимание классического фрейдовского метода и его теории памяти, но и то, насколько в
современном психоанализе усложнилось и расширилось понимание самой сути этой работы, особенно в связи с расширением спектра и категорий пациентов и усложнением клинических проблем, с которыми сталкивается психоаналитик в своей практике сегодня.
Так, например, существует трансакционный анализ – это одно из направлений
современного психоанализа, который, в свою очередь, тоже является только одной из теорий современной психологии.
Современный психоанализ даёт ответ и на этот вопрос: индивид с раннего детства воспитывался в агрессивно-жесткой авторитарной среде и не имел возможности естественно сублимировать (т. е. проявить, реализовать, переделать) свою накапливаемую агрессию противодействия.