Нельзя делать вид, что не было гигантских рукотворных усилий по формированию
современных наций со стороны интеллектуалов и правительств.
Меня особенно интересуют те типы идентичностей, которые можно интерпретировать как более-менее далёких предшественников модерных идентичностей
современных наций.
Но это не так, и о глобальном контексте нациестроительства, о культурной сложности
современных наций речь пойдёт ниже.
Это было, как он указывает, время пробуждения национального самосознания, понимания необходимости объединения хорватских земель для образования
современной нации, прежде всего территорий, находящихся в составе разных государственных образований с различной политической и общественной системой и иным религиозным и культурным менталитетом44.
Неудивительно, что большинство
современных наций сложилось из разных этнических общностей в процессе совместной жизнедеятельности в рамках единого государства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: опекание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Наличие национальной идентичности у этих народов было общепринятым, неизменным «фактом», наделявшим
современные нации древним наследием, которое перевешивало притязания других политических образований.
Примордиализм (от английского primordial – изначальный, исконный) настаивает на органичности происхождения наций, видя в
современных нациях продолжение многовекового развития древних или средневековых этносов.
В университетских учебниках и массовой литературе по этой тематике до сих пор преобладают концепции, сформированные на рубеже ХIХ-ХХ веков и связанные с «примордиалистскими» попытками найти
современную нацию далеко в прошлом.
Моя книга ставит под сомнение попытки «национализировать» восточнославянскую историю от имени
современных наций и показывает развитие домодерных идентичностей, которое выходит за пределы привычной восточнославянской триады.
Современные нации повторяют историю варварских племён и средневековых городов, когда те и другие перенимали друг от друга политические, религиозные и экономические движения и их «хартии вольностей».
– Пятому периоду соответствует
современная нация: общественный интерес фокусируется на функционировании конституционной системы, на экономических проблемах, на вопросах порядка и общественных свобод.
Это важно понимать, так как позже, именно религиозные организации сыграли одну из главных ролей в возникновении
современных наций.
Таким образом,
современные нации могут мобилизовать глубоко укоренённую коллективную идентичность.
Первая определяет национализм как нечто объективное, возникающее в тот или иной исторический период, связанное с определёнными процессами (модерниза-цией, появлением национальных государств, становлением
современных наций и т.д.) и поэтому неизбежное в современном мире.
Формирование белорусов как
современной нации развернулось в XIX столетии на базе крестьянской культуры и традиции.
Каждая
современная нация начинала свою историю с революции.
По своему охвату они близко подходят к границам цивилизаций
современных наций и рас.
Предпосылкой дивергентной фрагментации
современных наций на этнокультурные составные части стало сужение социальных функций государства, порождённое глобализацией локальных экономик.
Известные теории и подходы к глобализации не в полной мере вскрывают причины, масштабы и последствия характерной для современности этнической фрагментации социума и кризиса
современной нации.
По этой причине у крупных
современных наций, возникших в результате интеграции многих и зачастую этнически далёких народностей, родственные и свойственнические отношения значительно слабее, чем у народов небольших.
Культурное и языковое разнообразие
современных наций.
Специалисты-этнологи прекрасно знают, что многие
современные нации обрели свои нынешние контуры, а часто – и свои нынешние имена – сравнительно недавно: сто, двести, триста лет назад.
Нетрудно заметить, что сама по себе модель этногенеза предполагает наличие в варварской среде таких запросов на идентификацию и таких структур групповой идентичности, которые с учётом всех различий и естественной поправкой на элитность этнического дискурса формируют сообщества, весьма напоминающие
современные нации.
Коллективная идентичность
современных наций по-прежнему определяется главным образом историями – о наших победах и поражениях, героях и недругах, отличительных ценностях и образе жизни, – которые мы с удовольствием рассказываем.
Двадцать столетий у евреев выживали наиподлейшие, и в конце концов сформировалась эта
современная нация злобных и коварных прохиндеев, потому что от подлеца рождается только подлец.
История, написанная от лица
современной нации, является ретроспективной (впрочем как и любая история во время написания) и представляет собой ту версию прошлого, которую нация хотела бы иметь своей историей.
Считалось, что государства должны соответствовать этим «естественным» и «исконным» общностям – в отличие от империй, сложившихся в результате завоеваний,
современные нации должны строиться на естественной преемственности и солидарности людей общего происхождения и традиций.
Элитарные романтические движения делали упор на отличительные черты культуры, обнаруживаемые в простом народе, и полагали, что
современные нации способствуют раскрытию этих культурных качеств.
Возможно, что
современные нации дадут когда-нибудь материал для создания подобного рода истории.
Наши психоаналитические отсылки к конфликту двух типов родительства в двух доминирующих
современных нациях привели нас к столкновению с материнской дилеммой: властная американская «мамочка» против порой исторически деструктивного патерналистского типа «немецкого отца».
Половцы с монголами на разных территориях, смешиваясь с жившими там племенами, образовали много
современных наций, в том числе – казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов.
Как уже было отмечено, при формировании
современных наций в качестве сырья используется культурное, историческое и прочее наследие доиндустриального периода.
Именно самопонимание является важнейшей предпосылкой двух вещей, необходимых для формирования
современной нации, – ответственности и солидарности.
Важную роль в становлении
современных наций (в первую очередь европейских) сыграли духовно-религиозные установки утвердившихся на континенте христианских конфессий.