Решая эти задачи, автор пытался исходить из тех принципиальных позиций, на основе которых строится современная
советская психология.
И в этом плане
советская психология – едва ли не полностью закрытая для западных читателей тема.
Главные же истоки такого отторжения наук о природных факторах индивидуальных различий – долговременный идеологический прессинг на
советскую психологию.
Но пока не написана такая живая история
советской психологии, честная книга о драме её идей и людей.
Однако со временем статус
советской психологии в мировой психологии резко изменился.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: хум — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Советская психология окрепла, появились квалифицированные кадры, возросло количество и качество теоретических и практических исследований.
Зависимость смыслообразования от характера мотивации отражена в разработанном в
советской психологии понятия личностного смысла.
Подметить это – было немалым достижением
советской психологии, которое она старается не утерять до сих пор.
Чтобы понять эту традицию, давайте сделаем ещё одно короткое отступление в историю
советской психологии.
Начало 1950-х годов было для
советской психологии временем новых идей и методов, периодом активного образования новых научных направлений.
Теоретические обобщения опирались на те серьёзные методологические идеи, которые были разработаны в
советской психологии в предвоенные годы.
Причина якобы невнимания отечественных психологов к проблеме социальной компетентности юношества связана не только с упомянутым выше противопоставлением, заявленным одним из основоположников
советской психологии.
В
советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности.
Да и сами классики
советской психологии весьма возмутились бы таким вольным пониманием своего психологического марксизма и материализма.
Очевидно, из них и вырастает
советская психология способностей.
Старая
советская психология меняется не на русскую, а на рыночную.
Одним из путей, по которому пошла
советская психология труда, явился путь личного трудового приобщения психолога к профессии, подлежащей изучению.
Такой подход традиционен для
советской психологии и вообще свойственен марксистской психологической науке.
Впервые проблема психологической подготовки спортсменов была выдвинута в
советской психологии спорта в 1956 году на 1-ом Всесоюзном совещании по психологии спорта.
Зинченко и других психологов теория деятельности стала основной методологической базой
советской психологии.
Но
советская психология не знала личности как самостоятельного явления сознания в смысле некой вещи.
Советская психология базировалась на марксистской теории отражения.
Можно сказать, что в этом сочинении были высказаны программные положения
советской психологии той поры.
Категория деятельности, являясь одной из центральных категорий диалектического материализма и
советской психологии, во многом продолжает оставаться таковой и на сегодняшний день.
Гипотеза эта была выдвинута в
советской психологии более тридцати лет тому назад.
Исследования проблемы чувствительности человека в
советской психологии начинаются в 60-70-е гг.
Именно эта способность личности – меняться в соответствии с требованиями окружающей общественной среды – и была целью всей
советской психологии, которая очень сильно связывала себя с задачами педагогики.
Советская психология довольно много занималась всяческими производственными задачами.
Возможно, этому препятствовало то, что вся
советская психология строилась на основе исторического материализма, тем самым как бы изначально учитывая культурно-историческую среду.
Последовал ряд капитальных работ, выполненных у нас, в
советской психологии.
При этом отмечалось, что тенденции идеологизации в трактовке личности противостояло наличие в
советской психологии авторитетных научных психологических школ, разнообразных концепций личности, активный дискурс между их сторонниками в рамках единой методологической парадигмы.
Так, теории, которыми по праву гордилась
советская психология, были разработаны на марксистских основаниях, в целом разделяя представление об обществе, характерное для марксизма, что во многом и обрекло её на роль «надстроечной» науки.
Все эти факты истории свидетельствуют о том, что найденные в начале 20-х годов решения позволили быстро и эффективно продвинуться в понимании природы психического и тем самым привели к изменению статуса
советской психологии в мировой психологии.
Аналогичные тенденции имеют место и в
советской психологии.
Несмотря на все различия во взглядах этих трёх замечательных советских психологов и психологических направлений, которым они положили начало (в частности, в их взглядах на речь), их объединяет общее для
советской психологии понимание речи как органического звена в системе деятельности человека.
Этот период в истории
советской психологии характеризуется активным влючением психологии в решение практических задач, расширением исследовательского проблемного поля и ростом прикладной ориентированности проводимых исследований, формированием новых научных направлений и усилением связи с другими науками, развитием комплексного подхода в познании психической реальности и разработкой системной методологии психологических исследований, укреплением организационной и материально-технической базы психологии, постановкой новых теоретических проблем и разработкой категориально-понятийного аппарата психологии.
Статья “Деятельность и общение” была написана по заказу редакции журнала “Вопросы философии” как первое из выступлений в задуманной редакцией дискуссии (которую позже кто-то из психологов назвал “последней дискуссией в
советской психологии”).
Не миновала сия чаша и
советскую психологию.
Далее от лица
советской психологии шло обещание «определить свои методологические позиции», правда, методологической основой объявлялись диалектический и исторический материализм.
Внутреннее единство и общность базовых оснований, сложившихся в
советской психологии, позволяют нам рассматривать её как целостную научную психологическую школу, контуры которой уже были в основном очерчены к концу 30-х гг., когда завершается обоснование основных принципов и категорий психологии, путей и стратегий исследования психической реальности.
Самое малое, она должна состоять из трёх частей:
советская психология способностей, новая русская психология и зарубежная психология.
При применении в практике специальной психологии методов и приёмов иных психолого-педагогических направлений (бихевиорального, когнитивного и др.) осуществляется их «подгонка», структурирование, перевод на язык
советской психологии.
Основополагающее свойство субъекта – его активность – связывается современными сторонниками субъектного подхода с идеями о порождающей, творческой функции психики, которые выдвигаются как противовес доминировавшей в
советской психологии отражательной модели психики.
И если первые «Основы психологии» все годы прошедшие с момента их издания, служили единственным учебным пособием в университетском преподавании психологии, то новая книга «Основы общей психологии» становится средоточием научной жизни всей
советской психологии – учебной, организационной, исследовательской.
Поэтому выражения типа «
советская психология» звучали для них очень условно.
Не бесспорная в теоретическом смысле и имеющая позитивистский оттенок эта идея, тем не менее, открывала некоторый люфт для развития поисковых исследований и обоснования взаимодействия
советской психологии с зарубежными научными психологическими школами и направлениями.
Это привело на определённом этапе развития
советской психологии к недооценке природных основ психики, игнорированию проблемы задатков и способностей, одарённости, индивидуально-психологических различий и проблемы индивидуальности в психологии в целом, роли бессознательного, а также умалению значения принципа индивидуального подхода к человеку и утверждению примата коллективного над индивидуальным.
Сформулированные им принципы единства сознания и деятельности и детерминизма были приняты на вооружение всей
советской психологией и задали общую направленность развития психолого-теоретической мысли при всём многообразии авторских концепций и научных школ.
В-пятых, отечественные психологи имели дополнительные причины недолюбливать общие концепции: теории, которыми по праву гордилась
советская психология, были созданы в условиях особого идеологического контекста, и при желании нетрудно уловить их связь с советской идеологией, выражение в них соответствующих идеологем.
Накапливаемые же в конкретных исследованиях данные, раскрывающие обусловленность профессиональных особенностей психики характером целей и задач трудовых действий, их содержанием, спецификой обстановки труда, подготавливали почву для возникновения деятельностного подхода в
советской психологии.