Оно обусловлено различием целей произведений
словесного искусства, различием мировоззрений их породивших, а потому – и качественно разным отношением к материалу и к предмету изображения.
Героический эпос в художественном развитии каждого народа представляет собой древнейшую форму
словесного искусства, непосредственно развившуюся из мифов.
Очень немногие владеют афористикой как видом
словесного искусства, отражающим жизненный опыт в кратких по форме и обобщающих по смыслу высказываниях– суждениях.
Принцип со-противопоставления элементов является универсальным структурообразующим принципом в поэзии и
словесном искусстве вообще.
Этих-то способов убеждения, повторяем, исключительно касаются нынешние теоретики
словесного искусства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: провидеться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Слово как материал
словесного искусства всегда и неизбежно накладывает некие ограничения, воспроизводимая речь всегда остаётся и будет оставаться изображением.
И это делает
словесные искусства, бесспорно, наиболее богатыми по своим художественным возможностям.
Он был от природы более красноречив, обладал большим запасом слов, и иногда, как мне казалось, я бывал побеждён не столько силой его аргументации, сколько
словесным искусством.
Процесс высвобождения человека из плена аскетических идеалов церковного мировоззрения сказался и на развитии
словесного искусства: началось изучение латинской и греческой литератур.
Ритуальное имитирование акта творения замещается в формогенном
словесном искусстве работой по образцам, постепенно – в процессе захвата власти парциальным настоящим над человеческим временем – дающей всё больше места для персонального почина, не свободного, впрочем, от интертекстуальной вовлечённости автора в сотрудничество с предшественниками.
На страницах его произведений мы нередко встречаем сожаление автора, что то или иное событие эпохи, та или другая историческая фигура, тот или иной общественный тип не нашли себе художественного обобщения, остаются не воплощёнными
словесным искусством.
Поэтому в ней широко и разнообразно представлены риторические приёмы, использованы жанры «плачей» – фольклорных и литературных, этикетные формулы, выработанные древнерусским
словесным искусством для изображения битв и народных бедствий.
Народная литература – это фундамент
словесного искусства.
Да,
словесным искусством правят алгоритмы.
Если на других уровнях исследования литературовед решает задачи, общие с теми, которые привлекают историка культуры, политических учений, философии, быта и т. п., то здесь он вполне самобытен, изучая органические проблемы
словесного искусства.
На заре
словесного искусства возникало категорическое требование: язык литературы должен отличаться от обыденного, воспроизведение действительности средствами языка с художественной целью – от информационной.
На самом деле, соотношение иное: стихотворная речь (равно как и распев, пение) была первоначально единственно возможной речью
словесного искусства.
Таким образом, анализ художественных структур
словесного искусства естественно начинать с поэзии как наиболее элементарной системы, как системы, чьи элементы в значительной мере получают выражение в тексте, а не реализуются в качестве «минус-приемов».
Прибавим сюда недавнюю тенденцию к «экскавации глубинных символических планов значения в чеховском
словесном искусстве» [Finke 2005: 141], благодаря которой поэтическое часто обнаруживает себя как мифопоэтическое.
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что литературные роды – не реальность
словесного искусства, а некие принципы, архетипы, достаточно абстрактные теоретические модели.
Мне, во всяком случае, для полноценного удовольствия от
словесного искусства важно понимать, о чём идёт речь.
Этот вывод подкрепляется в отношении
словесного искусства платоновским истолкованием языка.
Русская литературоведческая проза как явление
словесного искусства, насколько мне известно, никогда не исследовалась.
Поэтому в школьном изучении литературы обращение к пластическим искусствам является насущной необходимостью, так как дополняет изучение
словесного искусства наглядными образами и совершенствует чувственный мир подрастающего человека.
Органическим свойством
словесного искусства, – является неизменная ориентация на читателя, слушателя, на их восприятие художественных ценностей.
Обе эти тенденции отражаются в ставшем достаточно частотным в визуальном и
словесном искусствах рубежа веков образе глаза, «оторванного» от субъекта, органа зрения, наделённого сверх-видением.
На высоте, на которую он возносит русское
словесное искусство, все линии развития обрываются.
Эти социокультурные функции периодики были особенно эффективны в социально-политическом ключе по сравнению с художественно-эстетическими и коммуникативными функциями искусства (в том числе
словесного искусства – поэзии, драматургии и художественной прозы).
При несомненном множестве исторических проявлений
словесного искусства всё более дискуссионным становится вопрос о том, есть ли у этой множественности специфический центри можно ли множество дискурсных единств осмыслять как единствомногообразия художественной литературы.
Во всяком случае, даже и те немногие сохранившиеся памятники литературы, которые мы относим к древнейшим, свидетельствуют о такой самобытности и такой развитости
словесного искусства, которые не могут возникнуть вдруг, из ничего или путём заимствования традиций иной культуры.
Она включает, с одной стороны, рассмотрение
словесного искусства, а с другой, – языка произведений искусства.
В более узком (и более подлинном) смысле, «поэзия» – особый род
словесного искусства, противопоставляемый «художественной прозе».
Говорили очевидцы, что он необычайно был силён в риторике, и ему древнегреческими тиранами было запрещено обучать учеников
словесному искусству.
Человек удержал из своего звериного прошлого и неизобразительную музыку, и попытки изобразительного использования звуков, развил эти последние до размеров
словесного искусства, именно из речи сделал главное средство для установления взаимного понимания.
По мере развития новых культурно-общественных отношений, новых видов искусств, по мере изменения границ и пределов различных культурно-исторических контекстов
словесного искусства как такового, объём понятия «экфразис» и его закрепленность за определённым типом дискурса менялись весьма существенно.
Рассказ не помогает, конечно, разрешать трудностей жизни, но хорошо рассказанное горе делается произведением изящного
словесного искусства, возносится, так сказать, на пьедестал, и там теряет всю земную желчь и горечь, стоит, как модель – выражение идеи, не факта – и делается притягательно-красивым, заманчивым.
– Знавал я много художников в мире
словесного искусства.
Ибо этот читатель не идёт за автором, как лошадь в поводу, он идёт за ним, точно охотник за добычей, и внезапно открывшаяся взгляду изнанка мнимой свободы писателя, его зависимость и подневольность, пожалуй, вызовут у такого читателя большее восхищение, чем любые изощрения прекрасного мастерства и выпестованного
словесного искусства.
Такое откровенно антиплатоновское понимание риторики давно отождествлялось с «софистами», учителями
словесных искусств, которые в сократических диалогах в основном играют роль фона.
Шлейермахер находит в искусстве два основных принципа – музыкальное выражение и миметическое изображение; в соответствии с ними он делит
словесное искусство на музыкальное (или субъективное) и пластическое (или объективное): «Лирическое, в качестве музыкальной поэзии, полностью заполняет собой одну сторону этой двойственности; эпическое и драматическое, в качестве изображающих искусств, образуют другую сторону».
Принципиально изменились и отношения двух
словесных искусств – стиха и прозы, до той поры казавшихся абсолютно разными.
Впрочем,
словесное искусство понималось там практически.
Язык (в том числе язык
словесного искусства) разъединяет; соединяет молчание, тишина.
Ведь суть
словесного искусства есть обольщение, очаровывание, так или иначе изыскивание аплодисментов.
Вот почему
словесное искусство отвергнуто.
Следовательно, и читатель не должен искать в его стихах
словесного искусства.
Когда это отражается в творчестве, в полноценном
словесном искусстве – честь им и хвала.