Решающее значение в данном процессе приобретает усвоение
сенсорных эталонов.
Овладение использованием
сенсорных эталонов предполагает освоение соответствующей категории словесных обозначений.
Усвоенные детьми
сенсорные эталоны зачастую оказываются нестойкими, расплывчатыми, фрагментарными.
Поэтому дальнейшее развитие детского восприятия оказывается связанным с овладением новым типом перцептивных действий, оперирующих общественно выработанными средствами – собственно
сенсорными эталонами.
Ведущими средствами реализации перцептивного действия на определённом этапе онтогенеза становятся
сенсорные эталоны.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: титанотерий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако в спонтанных условиях данный процесс осуществляется малорациональными путями и зачастую не достигает оптимальных высот, обусловливая неготовность большинства трёхлетних малышей к освоению в следующем (дошкольном) периоде
сенсорных эталонов и соответствующих им обследовательских действий.
Только научившись устанавливать имеющиеся между предметами отношения по форме, величине и другим свойствам, использовать любой из объектов в качестве образца, ребёнок оказывается способным овладеть применением общепринятых
сенсорных эталонов, при котором свойства разнообразных предметов соотносятся с усвоенной системой соответствующих мер.
Следовательно,
сенсорные эталоны должны осваиваться в системе и только на основе достижения ребёнком соответствующей ступени умственного развития, позволяющей ему осознать абстрактное значение общепринятых эталонов, отделить их от свойств конкретных вещей.
Научившись использовать любой предмет в качестве образца для сопоставления его с другим объектом в той или иной, всё более сложной ситуации, к началу дошкольного возраста ребёнок оказывается готовым к освоению перцептивных действий, оперирующих
сенсорными эталонами, при которых свойства предметов соотносятся с усвоенной системой социально принятых мер.
Совершенствовать характер и содержание обобщённых способов обследования предметов с помощью системы
сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей.
В качестве
сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер и т.д.
Доказано, что непосредственно воспринимаемые свойства вещей познаются детьми с помощью
сенсорных эталонов, количественные отношения – на основе усвоения меры.
Главными средствами восприятия являются
сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Для опознания источника звука на помощь приходят особые маркеры – так называемые
сенсорные эталоны, принятые в той или иной культуре: «ку-ка-ре-ку» (условный крик петуха), «кап-кап» (звуки капели) и т. п.
Идея интеграции затрагивает методику преподавания каждого предмета, решающего своими средствами общепредметные задачи по усвоению младшими школьниками
сенсорных эталонов и формированию интеллектуальных умений (деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, учебных действий, совместной коллективной деятельности).
Коля к шести годам не усвоил
сенсорных эталонов.
Только в результате первой неуверенной и зачастую ошибочной попытки выполнить впервые какое-либо действие рождается
сенсорный эталон.
Младшие дошкольники активно осваивают
сенсорные эталоны (цвет, форму, размер и пр.).
Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств –
сенсорные эталоны формы, величины, цветаи др.
Богатая разнообразием форм, красок, звуков, запахов, вкусов и т. д., естественная среда неизменно создаёт самые благоприятные условия для эффективного развития сенсорных процессов, совершенствования органов чувств, накопления чувственного опыта, освоения
сенсорных эталонов, то есть образования определённого базиса для полноценного психического развития ребёнка.
Вводимый автором термин «предэталон» подчёркивает, с одной стороны, своеобразие средств осуществления перцептивных действий на данной ступени сенсорного развития, а с другой – их функциональную идентичность собственно
сенсорным эталонам.
В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение
сенсорных эталонов.