Следующие факторы способны усилить
рыночную власть поставщика и тем самым повысить уровень конкуренции.
Рыночная власть потребителя значительно возросла с появлением Web 2.0.
Рыночная власть является ключевой концепцией экономической теории.
Есть отрасли, где сама их структура вынуждает конкурентов вести особо ожесточённую борьбу или наделяет покупателей значительной
рыночной властью.
Если присваиватели ресурсных единиц получают большую
рыночную власть, например путём формирования картеля для оказания воздействия на цены, то их стратегии затрагивают как их самих, так и других.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: звонарский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
У покупателей также есть определённая
рыночная власть – благодаря этой власти наибольшие выгоды от создания стоимости могут перейти к покупателю, а компания-производитель получит лишь весьма скромную прибыль.
Чем выше значения данного показателя, тем сильнее
рыночная власть крупнейших фирм, тем больше степень концентрации на рынке, тем сильнее монополизация рынка и тем слабее конкуренция.
В такой ситуации у оптовика огромная
рыночная власть, поскольку вариантов у вас мало.
Если на рынок выходят новые оптовики, конкуренция среди них увеличивается и ваша
рыночная власть растёт.
Однако в реальной жизни мир живёт в условиях несовершенной конкуренции и фирмы обладают значимой
рыночной властью, что создаёт препятствия на пути к достижению общественного благосостояния.
Однако прямой характер зависимости рыночной концентрации от уровня
рыночной власти может быть легко изменён на обратный путём оказания внешнего воздействия, например, посредством совершения антиконкурентного действия.
Другими словами, увеличение
рыночной власти фирмы является следствием её поведения, а не наоборот.
Изменение цены на товар — объективный показатель эластичности спроса, который в совокупности с фактором
рыночной власти может оказать существенное воздействие на уровень экономической концентрации.
Политика в отношении товаров-заменителей реализуется в виде осуществления конкурентами определённого поведения в виде маркетинговых исследований, разработки и выпуска данных товаров с целью завоевания большего сегмента рынка путём повышения качества и привлекательности товаров; изменения их внешнего вида; снижения их себестоимости, что позволяет снизить и предельные издержки, тем самым увеличив уровень
рыночной власти фирмы.
Рыночная власть покупателей,характерная сегодня для крупных ритейлеров, может преодолеваться также в случаях интеграции фирм-конкурентов в торговые сети путём выстраивания как договорных отношений, так и посредством вхождения в корпоративные структуры торговых сетей (например, в составе группы лиц), т. е. путём совершения сделок.
Квазиинтегрированные сети (quasi-integration networks) – преимущественно горизонтальные, основанные для усиления
рыночной власти за счёт объединения комплементарных ресурсов ограниченного числа организаций-участников.
Один из лучших примеров изменения
рыночной власти потребителей в цифровую эпоху – популярность социальных медиа и онлайн-обзоров, позволяющих открыто давать оценки и обсуждать продукты, цены и обслуживание клиентов в разных компаниях.
Данные примеры показывают, что и возрастание
рыночной власти фирмы, и увеличение экономической концентрации за счёт возрастания рыночной доли фирмы может являться результатом (функциями) её поведения.
Вместе с тем, констатируя наличие столь значительной степени
рыночной власти в части возможности оказывать влияние на общие условия обращения товара, закон уравновешивает его бременем, налагая на субъекта, занимающего доминирующее положение, определённые ограничения и запреты.
Экстремальным случаем интенсивности конкуренции является созданная учеными-экономистами идеальная модель совершенной конкуренции, в которой отсутствуют барьеры вхождения, действующие компании не обладают
рыночной властью по отношению к поставщикам и потребителям и ничто не сдерживает соперничество в условиях равенства многочисленных участников и продуктов.
Покупатель, обладающий
рыночной властью (доминирующим положением), может понудить поставщиков товара продавать товар с отрицательной рентабельностью, т. е. по ценам, которые будут ниже суммы расходов и прибыли, необходимых поставщикам для производства и (или) реализации товара.
Существует несколько показателей
рыночной власти.
При ассиметричной структуре рынка усложняется не только анализ уровня его концентрации, но и процесс измерения
рыночной власти, поскольку даже при условии того, что различные игроки на рынке устанавливают одинаковые цены (например, в случае выпуска ими однородной продукции), это совершенно не означает, что все они несут одинаковые издержки.
Гипотеза эффективности, напротив, исходит из того, что увеличение
рыночной власти ассоциируется главным образом с ростом эффективности производства, в результате чего осуществляется перераспределение рыночных долей между относительно неэффективными и более эффективным фирмами, т. е. изменяется структура рынка.
Именно на этом принципе построена гипотеза сговора, которая сводится к тому, что концентрация рынка порождает
рыночную власть вследствие увеличения сговоров между фирмами.
Впоследствии критерии
рыночной власти в определении доминирующего положения уточнялись и совершенствовались.
Количественный критерий доминирующего положения содержит указание на долю рынка, которую хозяйствующий субъект должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на рынок (т. е. иметь
рыночную власть).
Эту главу мы начнём с обсуждения концепции
рыночной власти.
Относительным количественным показателем рыночной концентрации является «уровень концентрации»,который характеризует
рыночную власть отдельных субъектов, является показателем уровня межфирменной конкуренции и рассчитывается, исходя из количества предприятий-конкурентов, действующих на соответствующем релевантном рынке с учётом относительного неравенства занимаемых ими рыночных долей.
Другими словами, для того чтобы реализовать фактическую
рыночную власть, фирма должна осуществить определённое целенаправленное поведение, содержание которого может иметь как конкурентный (увеличение объёма реализации товара), так и неконкурентный (установление демпинговой цены) характер.
Слияние, приводящее к значительному росту концентрации рынка, не допускается на том основании, что оно увеличивает
рыночную власть в ущерб потребителям.
Исходная модель торга может быть представлена в виде континуумас противоположно направленными интересами, а точка, в которой достигается соглашение сторон, определяется их относительной договорной способностью как непосредственным выражением
рыночной власти, или способностью создать для себя лучшие условия обмена, заставив партнёра пойти на уступки, не отказываясь от обмена.
В мире экономически грамотных людей, в котором сам бизнес является брендом, любая компания, желающая получить рыночные преимущества за счёт брендинга, должна быть готова ко всем социокультурным последствиям – к ответственности, налагаемой
рыночной властью.
Другими словами, неравномерность структуры рынка (в частности, распределения рыночных долей), низкий показатель её энтропии неизбежно приводят к возникновению условий не только для рыночной концентрации (как показателя структуры рынка), но и для концентрации
рыночной власти в руках наиболее сильных игроков, предельные издержки которых при производстве и реализации товара ниже, чем у конкурентов.
Однако как только цена начинает превышать предельные издержки отдельной фирмы, на рынке формируются условия для возникновения
рыночной власти.
Привело ли такое увеличение
рыночной власти автоматически к увеличению экономической концентрации?
Величина изменения спроса — объективный показатель эластичности спроса, отражающий действие
рыночной власти потребителей.
Возможность изменения цены на товар определяется, с одной стороны, индексом
рыночной власти, которой фирма обладает на рынке, с другой стороны – эластичностью спроса на данный вид товара, с третьей – направленностью поведения фирмы (в отношении конкурентов или в отношении контрагентов).
Позиции независимых компаний в сегментах люкс и премиум заметно пошатнулись, и
рыночная власть пяти названных лидеров стала ещё более выраженной.
Наиболее важными из них являются количественные параметры сделки (сумма, объём, сроки поставок, длительность контракта), соотношение
рыночной власти продавцов и покупателей, а также традиции и обычаи, действующие на рынке.
Максимально высокая
рыночная власть позволяет ему контролировать объёмы продаж и тем самым воздействовать на рыночные цены.
Понимание динамического характера конкуренции позволяет признать многообразие соотношений конкуренции и монополий как соотношений, проявляющихся в различных вариантах
рыночной власти – конкуренции между производителями дифференцированного продукта и ценовой дискриминации.
Хороша
рыночная власть – почти новые вещи выбрасывают на помойку!
Во-вторых, система должна быть свободной от любых помех в виде
рыночной власти того или иного агента (монополии или монопсонии), т.е. обеспечивать абсолютную свободу конкуренции всех участников, что, очевидно, невозможно в силу их естественных различий, тех самых, которые эта система призвана преодолевать.