Если
рыночная концентрация является просто естественным следствием более высоких экономических результатов, то роль антимонопольного регулирования становится довольно двусмысленной.
Особенно сильной
рыночной концентрации подверглась отрасль предприятий коммунального обслуживания.
Таким образом, в основе любой экономической оценки уровня
рыночной концентрации всегда лежат два показателя: субъектный показатель, отражающий количественное соотношение конкурентов на рынке, и реализационный показатель, выражающий степень рыночной активности конкурентов, проявляющейся в уровне реализованных ими товаров (продукции) в границах релевантного рынка.
Вне всякого сомнения, сговор на рынке фактически может приводить к эффекту увеличения
рыночной концентрации, который создаётся за счёт возникновения возможности снижения предельных издержек или увеличения цены у ограниченного количества конкурентов (например, участников картеля или согласованных действий), что приводит к увеличению уровня их коллективной рыночной власти.
Комплексный анализ всей совокупности использующихся экономических коэффициентов
рыночной концентрации (табл. 1) позволяет сделать следующие выводы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: интровертный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Экономически значимые признаки
рыночной концентрации экономической власти представлены в виде количественных и качественных признаков.
Относительным количественным показателем
рыночной концентрации является «уровень концентрации»,который характеризует рыночную власть отдельных субъектов, является показателем уровня межфирменной конкуренции и рассчитывается, исходя из количества предприятий-конкурентов, действующих на соответствующем релевантном рынке с учётом относительного неравенства занимаемых ими рыночных долей.
При этом
рыночная концентрация предполагает определённую аккумуляцию не только материальной (т. е. основанной на доле рыночного участия), но и представительской власти, которая может выражаться не только в деятельности на рынке самой компании (фирмы, предприятия), но и в деятельности его представителей (агентов, франчайзеров, дистрибьюторов и т. и.).
Лебедеву
рыночная концентрация заключается в объединении рыночной доли ведущих фирм при определении степени их олигополии, а также различного уровня и качества взаимоотношений между олигополистами и симметричности или несимметричности (т. е. неравенства взаимных прав) членов группы.
Количественные характеристики
рыночной концентрации измеряются в абсолютных и в относительных единицах.
Для абсолютных индексов концентрации характерна точная пропорциональная зависимость величины коэффициента величине
рыночной концентрации.
Таким образом, как можно увидеть из приведённых примеров, любой из объективных показателей, описывающих
рыночную концентрацию и уровни рыночной власти для каждой отдельной фирмы, может быть подвержен существенной динамике путём осуществления фирмой соответствующего целенаправленного поведения.
Эта зависимость вне внешнего трансформирующего воздействия всегда имеет объективно прямой характер: с увеличением рыночной власти при постоянном уровне эластичности спроса
рыночная концентрация возрастает за счёт возможности объективного увеличения продаж в связи со снижением предельных издержек.
Однако прямой характер зависимости
рыночной концентрации от уровня рыночной власти может быть легко изменён на обратный путём оказания внешнего воздействия, например, посредством совершения антиконкурентного действия.
Между тем внешнее трансформирующее воздействие в виде определённых действий по конкурентному взаимодействию (как с позитивной, так и с негативной результативностью в отношении конкурентов) может приводить как к прямому, так и к обратному эффекту взаимовлияния
рыночной концентрации и рыночной власти.
Действия предприятий по конкуренции могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на связь
рыночной концентрации (структуры) и рыночной власти (эффективности).
Но эти критерии выступают специфическими ограничителями (пределами) применения положений о возможности осуществления государственного контроля в отношении таких сделок, а не определяют экономическое содержание
рыночной концентрации как составляющего элемента структуры рынка.
Можно согласиться с тем, что предложенная структура государственного контроля экономической концентрации входит в определённое противоречие с экономическим содержанием и природой
рыночной концентрации как элемента структуры рынка, характеристики которого описываются экономическими величинами числа предприятий, представленных на релевантном рынке и структурой относительного перераспределения их долей на этом рынке.
Степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле, существенно снижающей
рыночную концентрацию, допустимо оценивать долей ввезённой продукции в общем объёме реализации на конкретном товарном рынке.
Коэффициент
рыночной концентрации рассчитывается для трёх крупнейших хозяйствующих субъектов (CR3).
Для относительных коэффициентов концентрации характерен значительно более широкий разброс значений итоговых показателей индексов по отношению к реальному уровню
рыночной концентрации, обусловленный относительным характером используемых в данных коэффициентах показателей.
Но что же в данном случае в действительности явилось причиной увеличения
рыночной концентрации?
Из данной формулы легко определяется зависимость абсолютного суммарного коэффициента
рыночной концентрации – наиболее желательного для оценки уровня экономической концентрации по причине того, что он не только отражает распределение рыночных долей, но и учитывает ранг фирмы, т. е. размер её активов, что имеет существенное значение для применения правовых режимов контроля над экономической концентрацией.