Психология этого вопроса может быть темой отдельного исследования
психологии творчества.
Характер исследований в области
психологии творчества до недавнего времени носил в основном констатирующий характер.
Всё же они были подхвачены в первые десятилетия XX века литературоведами, занимавшимися вопросами
психологии творчества.
Таким образом,
психология творчества стала областью научного и прикладного знания, разрабатываемой преимущественно общей, дифференциальной психологией и психологией личности.
Вот такой интересный взгляд на мышление предлагает нам отечественная
психология творчества, причём, как мы убедимся позднее, этот взгляд подкрепляется и нейрофизиологическими исследованиями креативности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: блики — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому разговоры о том, что есть какая-то
психология творчества, что-то ещё…
В отличие от
психологии творчества здесь не изучается, как человек мыслит.
Типичная ошибка
психологии творчества – сведение проблемы таланта к индивидуальным способностям.
Значение его работ выходит за рамки
психологии творчества, в которой он непосредственно проводил свои теоретические и эмпирические исследования.
Однако
психология творчества вносит существенный вклад в изучение комплекса этих факторов, раскрывая психологический механизм такого формирования.
Понимание природы и причин исследуемых историей психологии явлений определяет необходимость её выхода в культурное пространство бытия психологической мысли, апелляции к проблемам
психологии творчества, учёта субъектной составляющей познавательного процесса, т.е. реализации в историко‐психологическом познании комплексной методологии.
Кто интересуется
психологией творчества, пытается постичь логику творческого процесса (что редко удаётся), те знают, что самих художников, по их собственным признаниям, посещают «сны наяву».
На сегодня
психология творчества представлена в различных направлениях современной психологии (теории деятельности, психоанализе, гештальт-психологии, когнитивной психологии), что определяет разность теоретических принципов и методов исследования феномена творчества.
Психология творчества имеет большое значение для других наук: философии, социологии, политологии, менеджмента, рекламы, маркетинга, информатики и искусственного интеллекта, инжиниринга и теории проектирования, педагогики, искусствоведения и теории публицистики.
Исследования по
психологии творчества перешли в психометрическую парадигму [5].
Психология творчества показывает, что столкновение точек зрения продуктивно.
Проблемы
психологии творчества рассматриваются во второй части книги.
Психология музыкального творчестваявляется одновременно отраслью
психологии творчества, изучающей закономерности продуктивного художественно-образного мышления, воображения, фантазии.
Психология творчества начиналась с феноменологических описаний личностивыдающихся людей.
И хотя литературная одарённость никак не сопрягается со знанием или незнанием
психологии творчества, всё же понимание её природы для людей пишущих может оказаться небесполезным.
Всё это порождает состояние глубокого, хронического и, по многим признакам, безысходного кризиса современной
психологии творчества.
Однако с точки зрения
психологии творчества мы пошли на одно усложнение: сейчас популярны короткие названия, а мы решили придумать длинное, как заголовок в газете или афиша.
В силу чего эти знания и вся академическая
психология творчества в целом оказываются бесконечно далёкими от реальных практик творчества.
Психология творчества изучает созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве.
Полемические выпады сменяются характеристиками времени, а целый ряд глав по
психологии творчества представляет исключительный интерес по своей оригинальности, где пойманы, наблюдены, оценены тончайшие оттенки работы над стихом.
Эти «психотехнические действия», посредством которых достигается направленное преобразование психического аппарата и деятельности человека, позволяющее ему овладевать своей психической деятельностью, и должны рассматриваться – в противовес естественнонаучной точке зрения – в качестве первой реальности и минимальной единицы анализа в сфере
психологии творчества.
На первый взгляд представляется естественным в такой ситуации обращение к собственно научной
психологии творчества, благо она уже в течение многих десятилетий интенсивно разрабатывается многими выдающимися исследователями.
Апелляция к неискушённому в вопросах
психологии творчества сознанию – механизм (в основе которого – трюк), превращающий литературный факт в общественно весомый, «содержательный» миф.
Он предпочитает переводить его как «душа», и в этом смысле
психология творчества для него является, прежде всего, раскрытием и проявлением души человека-творца.
Соответствующие состояния психологам известны, и при изучении
психологии творчества они обычно обозначаются как вдохновение, озарение и т. п.
За многие годы, занимаясь серьёзно
психологией творчества, а именно литературного творчества, мне не часто доводилось встречать такие стихотворения, мало кто затрагивает в стихах эти глубины, о которых так часто говорит поэт Травнiкъ.
Проблематика
психологии творчества, таким образом, могла, наряду с традиционным, «общепсихологическим», раскрыть также и свой особый, «общеперсонологический» потенциал, если понимать под «общей персонологией» единство академической и практической психологии личности.
Поэтому, как в физике имеются фундаментальные законы и принципы, без которых невозможно понять устройство материи, так и в искусстве должны быть основополагающие понятия, без которых невозможно, хотя бы на феноменальном уровне, понять и познать
психологию творчества художника и психологию восприятия произведения созерцателем.
Психология творчества исследует психологический процесс, механизм протекания акта творчества.
Отсюда:
психология творчества неразрывно связана с другой психологической проблемой – способностями, одарённостью творческих деятелей.
Но своеобразие
психологии творчества заключается и в том, что для полноценного художественного отчаянья творцу требуются известная бытовая устроенность и определённая личная безопасность.
Однако, помимо столкновения мировоззрений, огромную роль здесь играет психология взаимоотношений двух творческих личностей,
психология творчества вообще, и именно этим можно объяснить тот факт, что в лучшем своём романе писатель сознательно выбирает и запечатлевает только одну, тёмную сторону розановского лика.
Исследования в области
психологии творчества и восприятия искусства, ведущиеся преимущественно искусствоведами, эстетиками, педагогами и психологами и приносящие немало важных открытий, ограничены узкой методологической базой, почти не апеллирующей к культурно-антропологическим парадигмам познания (результат «ведомственной неприязни» искусствоведов к антропологии), чрезмерно привязаны к метафизическим категориям (типа «духовности» – популярной, но абсолютно не операциональной с точки зрения научного познания категории), что существенно понижает их научную эвристичность.
И если говорить о том, кем он был, кроме великого режиссёра, то, на мой взгляд, он был ещё и великим учёным, занимавшимся исследованием
психологии творчества, стремившимся открыть законы создания и восприятия искусства.
Эти идеи, значимые (я так думаю) для разработки проблем
психологии творчества, были слишком «академичны» для практикующего психолога, озабоченного не столько проблемы творчества, сколько проблемы створчеством.
Это не самая распространённая в мире профессия, возможно, для кого-то вообще «непонятная», тем не менее, я занимаюсь именно исследованием
психологии творчества, искусства, прежде всего, его визуальных видов и форм.
Итак: чтобы преодолеть «фельдшеризм», характерный для современных практик организации («стимуляции») творчества, необходимо так выращивать «организмы» этих практик, чтобы они с самого начала включали – в качестве своего «органа» – специально развёртываемое их исследование, а, с другой стороны, чтобы преодолеть «академизм» современной
психологии творчества, нужно перейти от экспериментальной парадигмы, имеющей дело с искусственными и далёкими от жизни «препаратами» от творчества, к исследованию реальных и полноценных форм и опытов творчества, – творчества, которое, в свою очередь, дабы отвечать своей собственной «природе» – с одной стороны, и задаче необходимой для анализа объективации – с другой, само должно осуществляться в виде и посредством психотехнических действий, обеспечивающих проектирование, реализацию и направленное развитие той самой практики, исследованием которой оно является.
Абстрактно-концептуальный подход носит сложнейший характер с точки зрения
психологии творчества, не всякий раз это имеет логически проявленные черты в повествовании, но сам дух, главная мысль, идеально сформировавшиеся в сознании писателя, и делают возможным появление произведений, какие меняют ментальность, историческую субъектность и нравственные ориентиры большинства общества.
Поскольку в случае практик творчества мы имеем дело с совершенно особыми по типу знаниями, вырабатываемыми для организации и реорганизации этих практик, знаниями, принципиально отличающимися от естественнонаучных, то академическая
психология творчества, равно как и её методология, знающие и признающие только один тип знания – естественнонаучный, не только принципиально не способны к адекватной рефлексии опыта практик творчества, к его критической оценке и ассимиляции, но и, навязывая свой способ мышления – как единственно верный и универсальный – самой практике, эта психология ведёт к ложному самосознанию самой практики.
Не только потому, что здесь в блестящей форме преподаны вопросы
психологии творчества.