Гораздо важнее оказывается различение между субъективной и объективной
психологией искусства.
Мы не имеем почти ни одной совершенно законченной и сколько-нибудь общепризнанной системы
психологии искусства.
Таким образом,
психология искусства требует, прежде всего, совершенно ясного и отчётливого сознания сущности психологической проблемы искусства и её границ.
Если бы в результате этого исследования составился самый общий и ориентировочный очерк
психологии искусства – этим была бы выполнена стоящая перед автором задача.
Эта теория бьёт мимо цели и не даёт разъяснения
психологии искусства как таковой.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вылежать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отсюда совершенно ясно, что эта теория разъясняет не изменение
психологии искусства само по себе, а только изменение пользования художественным произведением.
Таким образом, желание избегнуть дуализма при рассмотрении
психологии искусства приводит к тому, что и единственный из оставленных здесь факторов получает неверное освещение.
Но гораздо большая ошибка заключается в том, чтобы вообще удовольствие какого бы то ни было сорта и рода признавать основным и определяющим моментом
психологии искусства.
Непонимание социальной
психологии искусства.
Уже рассмотренные нами прежде две психологические теории искусства показали с достаточной ясностью, что до тех пор, пока мы будем ограничиваться анализом процессов, происходящих в сознании, мы едва ли найдём ответ на самые основные вопросы
психологии искусства.
Он же указывает на то, что при таком понимании
психологии искусства стирается грань между процессом научного и художественного познания, что в этом отношении «великие научные истины сходны с художественными образами» и что, следовательно, «данное определение поэзии нуждается в более тонкой differentia specifica, найти которую не так легко».
Ни в области литературы, ни в области её преподавания, ни в области общественной критики, ни, наконец, в области теории и психологии творчества она не создала ничего такого, что бы могло свидетельствовать о том, что она овладела тем или иным законом
психологии искусства.
Социальная и индивидуальная
психология искусства.
Но вся беда в том, что подобными синтетическими суждениями положительно переполнена наша обыденная, обывательская и газетная деловая речь, и при помощи таких суждений мы никогда не найдём специфического признака
психологии искусства, который отличает её от всех других видов переживаний.
Нужно не только выяснить совершенно точно, чем отличаются законы эмоционального мышления от прочих типов этого процесса, нужно ещё дальше показать, чем отличается
психология искусства от других видов того же эмоционального мышления.
История изучение данного вопроса в
психологии искусства имеет свои традиции.
В его трудах действительно трудно найти границы, отделяющие
психологию искусства от эстетики, эстетическое переживание – от обычного.
Следует развивать
психологию искусства дальше, используя разные методологические подходы и принципы.
В процессе изучения положения вещей в области
психологии искусства во всём мире, мы создали свою собственную, уникальную, не имеющую аналогов в мире теорию (это было установлено, в том числе, путём многолетнего общения и переписки с ведущими профильными университетами в мире).
Одним из краеугольных камней теоретических основ
психологии искусства является психоанализ.
Все это – объект исследования
психологии искусств в наше время.
Одним из ключевых аспектов
психологии искусства является индивидуальная творческая личность.
Только тогда
психология искусства начнёт приносить хорошие плоды.
Психология искусства связывает это с феноменом экономии (переключения и увеличения) психической энергии (интеллектуальной, коммуникативной, адаптационной, волевой, мотивационной).
У меня, поэтому, есть сознательное стремление, обсуждая вопросы художественной психотехники, отойти от языка
психологии искусства.
Это не позволяет построить единую, достаточно полную и последовательную
психологию искусства, основанную на каком-либо внутренне цельном разделе психологии.
Средневековая провансальская поэзия интересна с точки зрения
психологии искусства хотя бы фактом разделения на «светлую» и «тёмную» поэзию.
Социологическая школа была идеологическим гибридом, в котором нашлось место и некоторым формалистическим принципам автономии литературы, и определённым социальным факторам, высоко ценимым марксистами, и даже развивавшейся в то время коллективистски интерпретированной
психологии искусства.
Психология искусства исследует не только методы, с помощью которых творцы производят свои произведения, но и как сами зрители воспринимают и интерпретируют эти произведения.
Проблема восприятия есть одна из самых важных проблем
психологии искусства, но она не есть центральная проблема, потому что сама она находится в зависимости от того решения, которое мы дадим другим вопросам, стоящим в самом центре нашей проблемы.
Можно даже прямо сказать, что правильное понимание
психологии искусства может быть создано только на пересечении этих двух проблем и что все решительно психологические системы, пытающиеся объяснить искусство, в сущности говоря, представляют собой комбинированное в том или ином виде учение о воображении и чувстве.
Огромный вклад в развитие
психологии искусства внесли психоаналитики.
Совершенно верно, что психолог в лучшем случае остаётся при анализе, не имея абсолютно никакого доступа к синтезу найденных им частей эстетической реакции, и лучшим доказательством этому служит попытка самого автора синтезировать
психологию искусства.
Реальности маргиналов,
психологии искусства выживания, опасной притягательности саморазрушения и, прежде всего, глубокому чувству солидарности, которое можно передать людям в отчаянный момент жизни.
Таким образом, величайшей проблемой этой психологии является создание объективного метода и системы
психологии искусства.
Если для примера проанализировать реально существующие «пограничные зоны» исследований в рамках лишь одной психологической отрасли – социальной психологии – с другими, также психологическими отраслями, то можно уже сегодня выделить более десятка сложившихся подотраслей: социопсихолингвистика, социально‐политическая, социально‐экономическая, социально‐экологическая психология, социальная психология труда и управления, социальная психология личности, социально‐педагогическая психология, социальная
психология искусства, социальная психология спорта и т. д.
Субъективная и объективная
психология искусства.
В заключение, теоретические основы
психологии искусства – это не простая сумма отдельных учений, а сложная, многослойная структура, где каждое направление вносит свой вклад в понимание творческого акта.
Психология искусства имеет дело с двумя или даже с тремя главами теоретической психологии.
Но гораздо существеннее то непонимание социальной
психологии искусства, которое обнаруживается при таком подходе.
Задача состоит в том, чтобы доказать, что басня всецело принадлежит к поэзии и что на неё распространяются все те законы
психологии искусства, которые в более сложном виде мы можем обнаружить в высших формах искусства.
Нам придётся ещё иметь дело с положительными сторонами психоанализа при попытке наметить систему воззрений, которые должны лечь в основу
психологии искусства.