Пристальное внимание учёных привлекли проблемы
психологии народов и масс, что способствовало появлению таких наук, как социальная и этническая психология.
Именно работы этого немецкого учёного в области
психологии народов послужили основой социально-психологических исследований больших социальных групп.
Монархам же недостаёт этой жизненной школы, и поэтому они обыкновенно оценивают
психологию народа совершенно неверно.
Те же, кто ценит спонтанные и неосознанные проявления человеческого духа, кто любит выискивать в легендах черты
психологии народа и самые тонкие ароматы поэзии, да позволят мне сделать сравнение.
Неужели легенды не имеют значения для глубинной
психологии народа?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: растресканный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
По его мнению,
психология народов тесно соприкасается с историей, этнологией и социологией, что в свою очередь указывает на междисциплинарный статус зарождающегося научного направления.
Он считал, что
психология народов должна изучать продукт культуры: язык, мифы, обычаи, искусство.
Учёные с 1860 по 1890 г. выпускали «Журнал
психологии народов и языкознания».
Исходя из этого, предметом изучения «наук о духе» должна стать
психология народов, которая воплощается в их религии, праве и языке, а также в нормах и правилах, регулирующих поведение.
Указано, что «вундтовская
психология народов слагается из психик отдельных индивидов; для него всей полнотой реальности обладают только они» (262).
Для этого этапа характерен широкий эволюционный (но не всегда конкретно-исторический) подход к культуре и уподобление языковой семантики
психологии народа.
Свойственные сравнительно-историческому литературоведению сближение литературы и искусства с другими формами культуры, историко-генетический метод и интерес к культурной
психологии народов позволили ему стать важным ресурсом культурологических идей и методов.
Задача
психологии народов как отдельной науки – познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.
Первые исследователи этнических различий, их влияния на быт и культуру народов, на жизнедеятельность людей связывали
психологию народа с климатическими условиями разных географических сред.
Она обеспечивает сохранение социальной
психологии народа, и перемены в ней всегда отстают от изменений в социально-экономической сфере.
Я постараюсь здесь доказать, что если желают ознакомиться со сравнительной
психологией народов, то следует прежде всего приступить к изучению характера.
И замысел найти и показать в культурно-исторической
психологии народов уникальность типичного, разнообразие типичного, своего рода «ментальную анатомию» разных видов культур выступает как дразнящая задача.
Наиболее всеохватывающим названием области, которая так или иначе сосредоточивается на взаимодействии человека и социума и исследует психологию человека в неразрывном единстве с социокультурным контекстом его бытия, представляется культурно-историческая
психология народов.
Теория
психологии народов возникла из его идеи о несводимости общепсихологических процессов к индивидуальной психологии и необходимости изучения социально-психологических закономерностей функционирования социальных общностей и всего общества.
Нельзя в один момент поменять
психологию народа, который вполне сознательно отучали от личной активности, самостоятельности, предприимчивости.
Ведь не только она касалась главы правительства вместе с главным управлением; обычно сменялись и целые классы, сменялась
психология народа, сменялась цель устремлений.
Эти землетрясения освободили японский народ от зависимости перед вещью и убрали вещь:
психология народа выкинула её из своего обихода…
Какое же содержание вкладывали первооткрыватели
психологии народов в это понятие?
Они, по мысли учёного, и становятся объектом
психологии народов.
Фольклор пользуется простейшими средствами выразительности – человеческим голосом, элементарными народными инструментами, посредством которых выражается генетический смысл
психологии народа, некая элементарная частица, составляющая его суть.
А большевистское правительство крушило и уродовало страну «революционными» преобразованиями, силилось сломать и переделать
психологию народа.
Так, по предположению автора, «в народной фантазии благодаря многовековой традиции» выкристаллизовались определённые образцы представлений о человеческих типах, возможно, являющиеся «объективными документами
психологии народов» и представляющие интерес для научных изысканий в области психологии и антропологии.
Работы именно этого немецкого учёного в области
психологии народов послужили основой социально-психологических исследований больших социальных групп.
Психоаналитическое исследование с самого начала указывало на аналогии и сходства результатов его работ в области душевной жизни отдельного индивида с результатами исследования
психологии народов.
Психология народов должна изучать те психические явления, которые представляют собой продукты совместного существования и взаимодействия людей: язык, мифы, религию, обычаи, мораль.
Весь этот круг человеческого поведения, который задаётся временем и местом, от этно- и социотипических особенностей, до непредсказуемых креативных действий «поверх барьеров» норм и традиций, входит в сферу научных интересов культурно-исторической
психологии народов.
Культурно-историческая
психология народов / этнопсихология – это, с одной стороны, очень молодая научная дисциплина.
Задачей
психологии народов (ей предстоит возродиться, а точнее – просто наконец-то родиться) и задачей организационной психологии (ей предстоит преобразиться) станет помощь, соответственно, большим и малым сообществам в развитии.
Нижеследующие четыре статьи, появившиеся в издаваемом мною журнале «Imago», первого и второго года издания, под тем же заглавием, что и предлагаемая книга, представляют собой первую попытку с моей стороны применить точку зрения и результаты психоанализа к невыясненным проблемам
психологии народов.
Психология народов должна изучать те психические явления, которые представляют собой результаты совместного существования и взаимодействия людей: язык, мифы, религию, обычаи, мораль.