Взаимодействие с миром, обусловленное объективными потребностями существования и развития человека и человечества,– реальный базис становления и развития системы
психологического знания.
Объективные потребности логики развития
психологического знания определяют важность осуществления методологической рефлексии как одного из действенных источников его познавательных ресурсов и возможностей.
Их совокупность образует перспективу развития новой области
психологического знания и практики – фациопсихологии.
Настоящий этап развития научного
психологического знания может быть охарактеризован как достаточно хаотический, неустойчивый, переходный по своей сути.
Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли
психологического знания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перезимовка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это предположение не является общепринятым, однако в целом достаточно хорошо вписывается в систему современных
психологических знаний, в частности соответствует тезису об адаптивных функциях психики.
Житейское
психологическое знание непосредственно включено в жизнедеятельность человека, возникает в связи с насущными потребностями его бытия и апробируется самой жизненной практикой.
Хорошо известно, что в современной российской психологии актуальна проблема интеграции
психологического знания.
Беглое рассмотрение структуры
психологического знания, помимо выполнения собственно систематизаторских целей, позволяет сделать ряд выводов относительно его характера и строения.
Это, в свою очередь, выдвигает задачу переосмысления предмета и методов истории психологии, поиска способов ассимиляции различных источников
психологического знания, их научной трактовки и интерпретации.
Давние и традиционные области использования
психологических знаний – это образование, медицина, экономика, политика.
Психологические факты и феномены как вид
психологического знания органически дополняются такой его разновидностью, как знание контекстаустановления этих фактов и феноменов, а также условий их проявления.
Важной сферой приложения
психологического знания являлись и процессы, протекающие в сфере культурной жизни.
После решения респонденты оценивали степень выраженности интереса к каждой задаче по пятибалльной шкале, также ими выполнялся тест оценки уровня
психологических знаний.
Предлагаемая вашему вниманию книга имеет целью познакомить читателя с основами
психологического знания.
Возникший кризис привёл к краху дуализма и интроспекции как единственного достоверного источника получения
психологических знаний.
Все области практических приложений
психологических знаний представляют собой области социальной жизни, где основные социально-психологические феномены – общениеи совместная деятельность.
Относительно недавно
психологические знания стали востребованы и в социальной сфере.
Возможно, не последнюю роль здесь сыграла и популяризация
психологических знаний.
Однако это неизбежно породило проблемы выбора литературы и систематизации
психологического знания.
Исследователи в области графологии – науки, которая занимается изучением почерков, и в частности подписей, – способны по многочисленным критериям оценить тип личности человека, используя
психологические знания.
Они являются исторически первой формой
психологического знания, зарождаются на самых ранних этапах эволюции человеческого общества и продолжают своё развитие в течение всей его последующей истории.
Другими словами, форма существования
психологического знания всегда была сугубо индивидуальной.
Ставится вопрос о логике взаимопереходов и взаимовключений психических реальностей, а также конкретных объединениях
психологического знания, полученного в разных исследовательских парадигмах.
Будущий специалист должен помнить, что именно
психологические знания составляют ту необходимую базу, на которой формируется компетентность тренера и преподавателя.
Причём даже в контексте собственно
психологического знания она может быть по-разному теоретически осмыслена и эмпирически исследована.
Они не имеют необходимых
психологических знаний, плохо ориентируются в достоинствах и недостатках собственного личностного потенциала и не владеют им.
Обсуждаются тенденции развития системного подхода в психологии, взаимосвязь его версий и форм, способы реконструкции
психологического знания и моделирования целостных образований психики.
Соответственно, научное
психологическое знание рассматривается как знание, системно организованное в рамках самостоятельной науки и базирующееся на всей предшествующей истории развития психологического познания.
Укорененность обыденного
психологического знания в жизни человека определяет его действенность, вневременной смысл и высокую практическую значимость.
По существу после диагностики задачи мы переходим к оценке того, как можно расширить область применения
психологических знаний: перенести полученные решения в новые, ещё не исследованные условия.
Данная проблема соотносится с тематикой психологического здоровья (Психологическое здоровье личности…, 2014), которое анализируется с позиции метафизических оснований
психологического знания, обретая статус духовно-нравственного здоровья.
Эти «идеологии» и соответствующий им уровень организации
психологического знания называют по-разному: парадигмами, подходами, ориентациями, системами знания и др.
Тем не менее диспропорция между неудовлетворительным состоянием
психологического знания и его высокой востребованностью не может не настораживать, поскольку рано или поздно может обернуться предъявлением психологическому сообществу оправданных рекламаций.
Поэтому полиграфолог должен обладать ещё и определёнными
психологическими знаниями.
Вам не нужно обладать глубокими
психологическими знаниями или проходить длительное обучение.
Для того чтобы быстро и с наименьшими ошибками выделить тех учащихся, которые не могут успешно овладеть программой массовой школы в силу своих индивидуальных дефектов или особенностей, нужны специальные
психологические знания и применение специальных приёмов психологического исследования.
Цельстатьи – провести критический анализ тех представлений о понимании, которые воплощаются ныне в технических устройствах, и показать возможные перспективы внедрения
психологических знаний о понимании в разработку «понимающих систем».
Скажем, знания психологов о человеческом мозге, позаимствованные ими у биологии, включены в контекст соответствующих
психологических знаний, например, о высших психических функциях, что делает эти знания в значительной степени «психологизированными».
Принципиально важно, что методы психологического воздействия и управления предусматривают синтез
психологического знания из разных областей психологической науки, и, естественно, возникает задача методологического и теоретического обоснования такого синтеза.
Гораздо важнее для ребёнка получить некоторые элементарные
психологические знания, которые помогут ему сделать первые шаги на пути к самопознанию и пониманию себя, к нахождению способов налаживания контактов со сверстниками и взрослыми.
Только при этих условиях можно обеспечить полноценное усвоение
психологических знаний, формирование необходимых практических умений и навыков, развитие соответствующих психических процессов (прежде всего психологического мышления), психических свойств и отношений.
Наиболее же оптимальным вариантом участия психологии в конструировании этих практик является не только её встраивание в их организацию, т. е. включение в них психологов и использование отдельных элементов
психологического знания, но и их реорганизация на психологической основе, т. е. построение их оснований на базе психологических закономерностей.
Особая познавательная ценность мифа заключается в том, что он открывает путь для воссоздания тех ранних этапов психического развития человека, когда имплицитно существующее
психологическое знание ещё не было отрефлексировано и осмыслено и не могло быть зафиксировано в каких‐либо иных, более «зрелых» формах.
Более того, именно они во многом определяют современное развитие психологической науки, порождая многочисленные промежуточные подотрасли, фактически ставшие зонами наиболее интенсивной разработки и накопления новых
психологических знаний.
Существенную часть
психологического знания составляют и эмпирически выявленные корреляции между феноменами,которые представляют собой наиболее простой и удобный для психологической науки способ упорядочивания и организации психологической феноменологии.
Думается, что с большим основанием эту область правомерно определить как социогуманитарное направление
психологического знания (см., напр.: Кольцова, 2018), или область социально ориентированных отраслей психологии (Журавлёв, 2011, с. 217–226).
Кроме общей проблемы истинности
психологического знания, добываемого с помощью лабораторных исследований социального поведения человека (особенно в случае сложных психологических явлений), исследование конфликта имеет собственные особенности и трудности, на которых мы подробнее остановимся в разделе о методах исследования.
Совершенно очевидно, что, прежде чем каким-то образом использовать арсенал
психологического знания в практических целях (будь то исследование или клиника, школа, производство или управление), необходимо точно определить объект, с которым мы имеем дело.
Цель всех методов психодиагностики: идентификация обследуемого объекта в терминах
психологического знания, а результат – построение понятного “психологического портрета” этого объекта.