В ходе эволюции этого вида психики происходит дальнейшая дифференциация и интеграция формы и содержания
психических образов.
Возможно, стоит решиться расширить проблему
психического образа и выйти на исследование образов добра и зла.
Процесс формирования
психических образов занимает центральное место среди основных функций человеческой личности.
Регуляторная функция
психических образов отмечалась многими исследователями.
Выявление содержания образа полёта в зависимости от характера решаемых лётчиком задач создало предпосылки для реализации принципа соответствия информационной модели полёта
психическому образу лётчика.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мини-рассказ — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Во-вторых, управляемые
психические образы помогают улучшить психический настрой.
Психический образ всегда возникает в результате предметно‐практической, сенсорно‐перцептивной и мыслительной деятельности.
Причины такого понимания содержания психического отражения, лежащего в основе изучения восприятия движения, кроются, как уже отмечалось выше, в эмпирическом сознании человека, опирающемся на данные опыта его действий с объектами, когда адекватность реального объекта
психическому образу является необходимым и достаточным условием жизнедеятельности.
Предлагалось также в качестве предмета психологии рассмотреть
психический образ, который, как предполагалось, является причиной и результатом познавательной активности человека, в максимальной степени отражая специфический “душевный” предмет психологии.
Опираясь на абстрагированные друг от друга и от процесса их порождения
психические образы, представления, понятия, этот способ мышления вынуждает исследователя строить изучение психики как развитие разных её сфер, процессов, функций и т. п. (развитие мышления, общения, речи и т. д.).
Построение сложного
психического образа происходит с точки зрения гештальтпсихологии в инсайте – особом психическом акте мгновенного «схватывания» отношений (структуры) в воспринимаемом поле.
Психический образ слов (картины звука и мускульных движений, связанных с его произношением) образует весьма удобный объект для процесса мышления.
Представленная педагогическая матрица иллюзий и есть своеобразная учебная программа по обучению и тренировке умственных действий, формирующих
психический образ (умственную картинку) полётной ситуации в динамике исходя из конкретных условий полёта.
Можно предположить, что в согласовании моторных алфавитов зрения и движения по управлению самолётом, порождающих
психический образ пространства, не исключён продуктивный путь создания средств противодействия пространственной дезориентации.
Если психический (душевно-духовный, экзистенциальный, жизненный, ментальный) опыт – это целостные образования восприятия личностью своих включений в реальные социальные ситуации, то патологический психический опыт – это совокупность
психических образов переживаний, непосредственно не связанных (или искажённо связанных) с осознанием реально происходящих или происходивших событий.
Субъективное переживание – это универсальная онтологическая (фундаментальная) основа (носитель) познавательных
психических образов: восприятий, представлений, мыслей и т.п.; конкретно-субъективная форма существования отражаемого им содержания.
Раскрыта феноменология
психических образов.
Складывающийся
психический образ ситуации не только содержит в себе тот образ, на базе которого регулировалась исходная деятельность, но и превосходит его.
Для психолога сознание – это высший уровень организации психической жизни субъекта, который выделяет себя из окружающей действительности, отражаемой им в форме
психических образов.
Именно такое количество времени требуется большинству, чтобы приспособить
психический образ к новой действительности.
Как проявляются особенности
психических образов у людей и какими способами они пытаются привести эти образы в соответствие с действительностью, лучше всего прослеживается в делах любви.
Хирург, у которого имеется собственный
психический образ аппендикса, плохо подходит для своего ремесла.
С таким искажённым
психическим образом самолётов он становится непонятным для окружающих и неспособным к привычной деятельности.
Будем исходить из того, что многообразие классов вторичных образов определяется развитием полифункциональности
психического образа в фило-, культуро-онтогенезе.
Так как
психический образ обладает регулятивной функцией по отношению к эмоционально-мотивационной сфере, мышлению, нравственности, к правовым нормам и др.
Когнитивной психологии потребовались, как я уже отмечал, многочисленные экспериментальные исследования, вроде бы «объективно» доказывающие сам факт наличия
психических образов, чтобы проблему существования последних вновь начали серьёзно обсуждать.
Ещё более явно он происходит на полюсе объекта, трансформируемого человеческой деятельностью; в этом случае регулируемая
психическим образом деятельность субъекта переходит в «покоящееся свойство» её объективного продукта.
Почему исследователи, не принимающие факт существования
психических образов, полагают реальным факт наличия концептуально-пропозициональных репрезентаций?
Получается, что есть физический объект и ещё его
психический образ восприятия.
Отсюда степень воздействия на человека аварийной ситуации, а следовательно, эффективность и надёжность его действий определяются не только внешними обстоятельствами возникновения и течения ситуации, но и содержанием внутреннего
психического образа, сформированного в результате психических преобразований стимульной информации.
На наш взгляд правомерно предполагать, что биологические предпосылки становления смеха и улыбки различны: смех возникает на основе общей раздражимости, а улыбка на основе собственно способности к психическому отражению на стадии перцептивной психики, когда воспринимаются уже не отдельные сенсорные характеристики мира, а целостный предмет и формируется
психический образ.
Для формирования системных воззрений на образную сферу человека можно использовать и идеи многоуровневости исследования
психического образа [29; 30].
Благодаря анализу воспринятой информации или на основе воспринятой информации всем организмом человека, его психической и физической составляющей, происходит мгновенное построение
психического образа, который и отпечатывается в памяти человека.
Суть этих открытий заключается в экспериментальном доказательстве прямой связи
психического образа, возникающего у животного при изменении внешней реальности, с физиологическим ответом его организма в форме двигательных и вегетативных реакций…
Зинченко, их сотрудников и учеников идея по рождения
психического образа в деятельности, производности сознания от чувственно практических контактов субъекта с окружающим миром прослеживалась экспериментально и в значительной мере была обобщена в формуле «восприятие как действие».
Ретроспективный акт есть проявление общебиологической закономерности, состоящей в том, что достижение существенного для жизнедеятельности эффекта в непривычных для особи условиях (типичной чертой человеческого существования является нетипичность, новизна обстоятельства деятельности) побуждает активность, направленную на ориентировку в системе условий, ведущих к жизненно значимому эффекту и построению соответствующего
психического образа.
Эти преобразования информации на основе функционального взаимодействия различных психических процессов сопровождаются избирательным отношением к ней, приданием информации определённых значений, построением на её основе
психических образов ситуаций, восполнением информационных «пробелов» в памяти, снижением её неопределённости и т. д.
Такую роль при психологическом стрессе может играть система представлений о травмирующих событиях (
психические образы событий), «вторичные» (отставленные во времени) эмоции, процессуальные сложности решения ситуационных задач и т. д.
Основная функция такой субъективной реальности – это создание новых
психических образов.
Во-первых, оно более общее и включает в себя фактически все психические явления: и ощущения, и разнообразные
психические образы (восприятия, представления и воспоминания), и даже понятия и конструкции из них.
Вместо понятий мысленные, ментальныеили
психические образы, распространённых в современной зарубежной психологии, в российской психологии обычно используют понятия образы представления и воспоминания.
Даже в тех случаях, когда причиной появления образов восприятия заведомо является не внешняя реальность, а биохимические и физиологические болезненные изменения в самом мозге (истинные галлюцинации), сознание, формируя или реконструируя
психические образы, учитывает контекст реальной ситуации, в которой человек в данный момент находится.
Вначале ему показалось, что здесь происходит какое-то массовое представление, своеобразное интеллектуальное задание по раскрытию
психических образов.
Последовательность должна выглядеть так: элемент «реальности в себе» (вне сознания) – её психическая репрезентация в форме физического (парадокс!) предмета (или образ восприятия предмета в сознании, но в месте локализации элемента) –
психические образы воспоминания и представления предмета.
Дело в том, что мысль в виде
психического образа любой формы всегда вызывает в организме человека мыслительную ассоциативную и иную неосознаваемую им реакцию.