Конфликт как одно из значимых явлений
психической жизни человека непосредственно связан с проблемой психологического благополучия – фундаментальной проблемой всей психологической науки.
Эмоции традиционно относят к категории наиболее сложных для понимания и изучения явлений
психической жизни.
Психоаналитики всю дорогу думали, что главные события
психической жизни человека разворачиваются в пространстве его пропитанных эротизмом отношений с родителями.
Выделение таких аспектов
психической жизни ребёнка, как деятельность, сознание, самосознание, личность и других, стало возможным благодаря тому, что они были определены и описаны в общей психологии.
Другим внешним проявлением
психической жизни человека являются речь и голос.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подызбица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Она утверждала, что характер культуры есть совокупность закономерностей
психической жизни людей.
Это – убеждения, интересы, знания, умения, привычки, особенности, относящиеся к содержанию
психической жизни личности.
Поэтому детскую психологию можно рассматривать как своеобразный генетический метод общей психологии, который позволяет проследить становление сложнейших форм
психической жизни взрослого человека.
Поэтому гений может рассматриваться как психопат, а может – как аномальный случай того, что делают все люди в работе с собственной
психической жизнью, как то самое исключение, которое позволяет лучше понять правило.
Задачей теоретической психологии автор считал исследование законов
психической жизни и этапов психического развития детей, задачей прикладной – психологическую диагностику и психологическую помощь.
Всё это помогает мне не только понять биологические и физиологические основы
психической жизни человека, но и разобраться в эмоциях высших млекопитающих.
Воля – это та сторона
психической жизни человека, которая получает своё выражение в сознательной направленности действий.
Как элементы внутреннего мира, они включены в организацию
психической жизни человека, и потому всё, что касается его природы и отношений к действительности, предполагает чувственную основу, или перцептивную составляющую.
Это самая тёмная и недоступная область
психической жизни, и если для нас никак невозможно обойти её совсем, то, по моему мнению, самое свободное предположение будет и самым лучшим.
Однако, по счастью, в отечественной психологии самой содержатся эффективные противоядия против примитивного понимания
психической жизни людей.
Базируется это исследование на уже имеющихся в науке описаниях и объяснениях фактов
психической жизни, выдвинутых ранее гипотезах и предположениях.
Наибольшее значение для понимания глубинных аспектов
психической жизни человека, а, следовательно, и глобальных оснований психиатрической науки и практики имеют категории бытия, сущности и субстанции.
Служа единственными представителями внешнего мира, по которым люди составляют себе о нём представления и понятия, впечатления и ощущения обозначают и предел, за которым начинается индивидуальная
психическая жизнь.
Эмоции и желания – неотъемлемая часть
психической жизни человека.
Её основная задача – описать и объяснить особенности
психической жизни ребёнка на каждом возрастном этапе.
Опыт, накопленный на протяжении двух тысячелетий существования христианской культуры, содержит тонкие и интересные наблюдения и обобщения, отражающие глубинные структуры
психической жизни человека.
Этот первый эмоциональный радостный контакт многие считают началом
психической жизни ребёнка.
Таким образом, определение аффекта как центра
психической жизни автоматически влечёт за собой радикальную контекстуализацию практически всех её аспектов.
Речь идёт не о целостности
психической жизни ребёнка, но о первом столкновении человека с внешним миром.
Шадриков полагает, что сегодня пришло время изучения внутреннего мира человека и внутренней
психической жизни человека как реальности (для этого существуют как теоретические, так и экспериментальные предпосылки).
Новые данные психологии и нейропсихологии теоретически и экспериментально показывают, что, во–первых, человеческая психика не есть результат или прямое продолжение естественного развития элементарных форм поведения и
психической жизни животных; во–вторых, психические функции человека формируются прижизненно путём усвоения им социального опыта, а сам процесс усвоения – это специфическая форма психического развития, свойственная лишь человеку.
Описанные разновидности внутриличностных конфликтов выделены не в результате теоретического анализа, а отражают реальное распределение интересов исследователей; однако они фактически относятся к традиционно различаемым сферам
психической жизни человека и тем самым получают дополнительное подтверждение обоснованности своего места в общем пространстве его внутреннего мира.
Сознание, в широком смысле этого слова – это состояние
психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.
Нейроны реагируют на повторные раздражения функциональными (электрофизиологическими) и анатомическими (рост дендритов) изменениями, представляющими собой морфологическую базу динамики
психической жизни человека {78}.
Явления духовной и
психической жизни имеют одинаковую природу в любой социально-экономической формации, и способ производства не может оказывать на них непосредственное воздействие на биосферном или ноосферном уровне, то есть на молекулярно-клеточном, атомно-полевом или информационно-энергетическим.
На последнем этапе её автор вплотную занялся исследованием вопроса о соотношении сознательного и бессознательного уровней
психической жизни в рамках «концепции объективации».
Он представляет собой самоподдерживающееся противоречие между «я имею» и «я хочу», и вся наша сознательная
психическая жизнь структурируется взаимным перемещением двух его планок.
Известно, что содержание
психической жизни составляют познавательные процессы, эмоции, воля, система отношений, что каждая из этих сторон психики обусловлена присущими человеку индивидуальными особенностями его способностей, характера, темперамента и др.
Категория «опыт» в психиатрии как гуманитарно-ориентированной науке – это интегрированное представление индивидуальной, субъективной
психической жизни человека, этот опыт человеческой субъектности.
Попытки научного рассмотрения
психической жизни, особенно тех её проявлений, в которых сказываются убеждения, верования, идеалы, могут вызвать недоверие и по другой причине.
Однако то, что линия сугубо интрапсихического понимания конфликтов почти не получила развития в отечественной науке, было связано не только с непринятием психоаналитической традиции, но и с присущей отечественной психологии тенденцией к поиску социальных детерминант поведения человека, что определяло изучение
психической жизни человека в единстве с внешней средой его существования.
Но функционирование значений в реальной
психической жизни конкретного индивида, их присвоение субъектом зависит от объективных условий реальной деятельности данного субъекта – приобретут ли они адекватный и действенный смысл или же будут восприняты лишь внешним образом.
Так же, как и в последующие времена – «мудрецы» казались особенно компетентными во всём, что касалось
психической жизни.
Вне системного подхода, вне т.н. «суверенитета комплексности человека» не может быть ни науки, ни понимания сущности
психической жизни человека, ни качественной клинической практики.
Если человек действительно зависит от окружающей его духовной среды, которая определяет особенности его индивидуального поведения, значит, наши заботы должны быть обращены в первую очередь на
психическую жизнь новорождённого, а не только на его физическое существование, как ещё часто случается.
Из страха перед наказанием он начинает контролировать своё поведение и сдерживать свои инстинктивные желания, появляется новый принцип
психической жизни – «принцип реальности».
Внешним выразителем
психической жизни человека является его внешность (внешний облик).
Экзистенциальное априори – научные основы, конкретные и постоянные онтологические структуры психики, данные изначально, до опыта и не проверяемые опытом (признаются «по умолчанию», без доказательств); это глубинные экзистенциальные структуры определённой иерархии психики, которая определяет
психическую жизнь в целом; понятие, выходящее далеко за границы естественных наук.
Подчёркивая роль философии в становлении психологии и отмечая, что в ходе её развития было создано немало «оригинальных психологических концепций, описаний
психической жизни – восприятия, мышления, эмоциональных состояний», они в то же время указывают, что «философское представление человека является обобщённым и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения» (Петухов, Столин, 2001, с. 36).
Согласно одному из них, развитие
психической жизни начинается с появления так называемой гедонической психики, то есть с зарождения примитивного, зачаточного самосознания.
Пространство и время, исконные и не из чего не выводимые, всегда присутствуют как в аномальной, так и в нормальной
психической жизни.
Зеркало и первичная сцена – фундаментальные моменты
психической жизни индивида – представляют собой и механизм кино.
Индивидуальная структура
психической жизни может быть понята только с помощью интерпретации смысла жизненных проявлений.
Разрастись в полноценное учение о началах бессознательной
психической жизни в целом это ему не помешало.