Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности и включает в себя многообразие неосознанных тенденций – побуждений его непроизвольной деятельности.
Наблюдая внешние проявления в двигательной активности, мы изучаем не внешнее действие само по себе, а именно внутреннее проявление
психического содержания действия, которое мы делаем предметом нашего исследования.
Новое понимание рефлексии исходит из понимания недостаточности сферы сознания, его зависимости от нерефлексивных
психических содержаний.
Наши понятия и представления – всё индивидуальное
психическое содержание, каким мы располагаем, – есть следы пережитых нами доминант.
Это первичные формы, организующие
психические содержания, схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: берендейка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сфера бессознательного не исчерпывается ими, но существование подобных
психических содержаний в психоанализе сомнений не вызывает.
Сознание– это рефлексивный процесс саморазвития психической реальности, осуществляющийся в форме порождения и осмысления новых
психических содержаний в контексте уже наличествующих.
Так как повсеместно модификация указывает на отклонение от прямого смысла(Uneigentlichkeit) способа выражения, которое существенно меняет в каком-то отношении нормальное значение и функцию грамматического атрибутактакому пониманию нас с самого начала подталкивает также отличие идеального и
психического содержания актов представления.
Важнейшие аспекты рефлексии, обеспечивающие именно процесс развития личности, интегративные процессы, включающие в себя не только сознательные(и тем самым регулируемые), но и неосознаваемые
психические содержания не должны оставаться без внимания.
Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее
психическое содержание.
Направление, ход, физическое и
психическое содержание жизни были очевидными предметами его художественных изследований.
Сознание похоже на комнату, которую временно заполняет
психическое содержание.
Образ лидера во многом представляется как механический набор чёрт, реакций и переменных, за которыми теряется внутреннее,
психическое содержание лидерства.
Мы можем интерпретировать их как регрессию к самой ранней стадии устранения напряжения, хотя такая интерпретация не принимает в расчёт
психического содержания.
И дабы незнакомое надиндивидуальное
психическое содержание не было таким ужасным, человечество испокон веков пытается его описать, придать ему тот или иной зримый образ.
Мы по-прежнему так же одержимы автономным
психическим содержанием, как если бы оно воплощало олимпийских богов.
Человеческое слово как носитель смыслового
психического содержания – уникальное явление природы и социума.
Вербализация – это замена субъективного чувственного
психического содержания сознания вербальными образами, то есть редуцированными понятиями и конструкциями из них, а также репрезентирование недоступной восприятию человека реальности с помощью вербальных конструкций.
Это также не означает, что сознание обладает каким-то особым пониманием собственных психических феноменов, что собственное
психическое содержание познаётся в процессе рефлексии непосредственно, что оно совершенно открыто для сознания, имеющего к нему приоритетный доступ, как полагали интроспекционисты в XIX в.
Очевидно, это уже нечто объективное, так как представленное в виде слов, потенциально способных трансформироваться в субъективное
психическое содержание конкретного сознания, оно доступно для многих людей.
Следуя мыслителю, объект социологического анализа есть не tabula rasaгаза, а существо с определённым
психическим содержанием в виде желаний, чувств и представлений, содержанием, которое можно обнаружить не только у человека, но и в животном мире, в котором также присутствует социальная жизнь.
Конечно, в первую очередь, вербализация – это выражение с помощью понятий и вербальных психических конструкций невербального, главным образом чувственного
психического содержания человеческого сознания.
При обучении развитие может быть детерминировано не только извне, то есть не только обучение может «вести за собой» развитие, но и изнутри – обеспечение и поддержание функционирования уже имеющегося
психического содержания может приводить к повышению уровня развития познавательной системы индивида.
Все психические процессы, с изучения которых начался наш анализ
психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее.
Но несфокусированную мысль мы можем продолжать называть
психическим содержанием.
Приоритетность и исключительность самонаблюдения заключается лишь в том, что внешнему наблюдателю
психическое содержание чужого сознания недоступно вовсе.
Таким образом, в зависимости от того, в какую психическую конструкцию, созданную нашим сознанием, входит наше актуальное
психическое содержание, то есть образы восприятия и ощущения, их можно рассматривать либо как содержание сознания (психические репрезентации предметов), либо как внешний физический мир (сами предметы).
Но поскольку переживание на то и переживание, что дает о себе знать (т. е. сознается), то бессознательные
психические содержания есть нечто невозможное.
Другая известная теория – так называемая теория сознания высшего порядка – предполагает, что
психическое содержание становится сознательным, когда его делает таковым тот или иной ориентированный на него когнитивный процесс «высшего порядка».
Идеи о том, что
психическое содержание человека представляет собой модели окружающего мира, давно и активно обсуждаются в психологии.
Раз мы легко можем одновременно осмысливать образы восприятия окружающего мира и обдумывать всё связанное с ними, пусть и рассматривая эти психические феномены в плоскости мира физического, то я лично не вижу, что может помешать нам делать то же самое, то есть рассматривать
психическое содержание своего сознания и в иной плоскости – плоскости психических явлений.
Как бы мы ни относились к интроспекции, другого метода непосредственного рассмотрения
психического содержания просто нет.
Мы не можем указать ни одного содержания, которое принадлежало бы ему постоянно в настоящем: даже представление о собственном теле можно считать постоянным лишь в смысле незаметной постепенности трансформации, но все остальные идеи, знания, взгляды, убеждения, все способы чувствования и направления воли подвержены гераклитовскому течению: даже самые постоянные из них, составляющие «характер» индивида, могут при определённых обстоятельствах полностью смениться на противоположные: мы можем удивляться этому, но считаем, что идентичность личности так же мало подвергается опасности из-за этого, как и из-за полных трансформаций
психического содержания, которые происходят при определённых обстоятельствах в психических заболеваниях.
Все психические процессы составляют
психическое содержание жизни личности.
Некоторые акты в своём
психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.
Внутреннее
психическое содержание поведения, складывающееся в ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в её поведении.
Занимаясь в первую очередь рефлекторикой, а не
психическими содержаниями реакций, Павлов разграничил прежде всего слабый и сильный отвечающие типы.
Степень их разработанности характеризуется неодномерно: с одной стороны, развитые представления о моральной упречности, христианской греховности и, с другой, не более чем общее представление о заслуживающем порицания умственном настрое деятеля, не связанное с его глубинным внутренним наполнением
психическом содержанием.
Такое сопряжение было бы теоретически невозможным, если бы центральное звено рефлексов было лишено
психического содержания.
В психотерапии при использовании телесных методов делается упор на осознанность в соматической сфере, их цель – исследовать
психическое содержание и установить диалог между сознанием и бессознательным.
Тогда как второй мир – это скорее внутренние меняющиеся
психические содержания нашего сознания.
Подразумевается, что личное
психическое содержание – недоступно и уникально, а физический объект общедоступен, то есть вызывает у всех людей одинаковые образы восприятия и ощущения.
Психическое содержание явно состоит из многого, но сознание – единственное.
Таким образом, термин «архетип» применим к «représentations collectives» лишь косвенно, ибо обозначает только те элементы
психического содержания, которые ещё не подверглись какой-либо сознательной обработке и, следовательно, представляют собой непосредственную психическую данность.
Он предлагает строить определение вины при учёте таких элементов как цель поведения, мотивы, его способы и результаты: «Вина –
психическое содержание противоправного действия, выражающееся в несоответствии либо целей и мотивов, либо способов и результатов действия нормам права» .
Сны – это достаточно конкретные сущности, чтобы их можно было сравнить с мыслями, чем с отодвинутым на задний план
психическим содержанием.
Определение
психического содержания слишком мутное и неоднозначное.
Принципы абдукции, особенно в комплексных естественно-научных или психологических моделях, критериально схожи с предложенными мною принципами диссоциации:
психическое содержание переживания имеет смысл рассматривать как совокупность взаимодействующих частей или компонентов; взаимодействие которых порождено различием; для психических процессов необходимы замкнутые или более сложные цепи детерминации; в психических процессах эффекты различия в дифференциации рассматриваются как трансформы (закодированные версии) различий, которые им предшествовали; описание и классификация данных процессов трансформации выявляет иерархию логических типов, свойственных самому явлению.
Она не была связана заранее ни с каким конкретным
психическим содержанием, она нейтральна и готова ассоциироваться при необходимости с чем угодно в качестве гиперкатексисов, например, катексисов внимания.
Таким образом мы обозначили ещё одно основание для понимания того, как внутренняя энергия в глубинной психотерапии переходит в различное
психическое содержание типа эмоций и чувств, и как она фиксируется на тех или иных объектах.